Введение

 

В начале двадцатого столетия несколько веду­щих флотов мира одновременно подошли к идее бата­реи главного калибра, состоящей только из самых тя­желых орудий. Первым и наиболее известным воплощением этой идеи стал британский "Дредноут", имя которого стало нарицательным для целого поколе­ния линейных кораблей. Однако, как известно, британ­цы не были единственными, кто напряженно работал над концепцией "all-big-gun ship".

Эффектное появление "Дредноута" и его факти­ческое первенство как-то отодвинули в тень разработ­ки других стран. И, если первые немецкие дредноуты удостоились внимания прессы и специальных изданий уже потому, что были потенциальными (а позже — вполне реальными) противниками флота "владычицы морей", то первые дредноуты США, отделенных от других крупных морских держав океанами, оказались несколько обделенными вниманием. Между тем аме­риканский проект "Саут Каролина" воплощался па­раллельно с британскими разработками, но независи­мо от них, и в некоторых отношениях он был не менее революционным.

Строительство американского флота в начале XX века имело ряд интересных особенностей, вытека­ющих как из географического положения, так и из эко­номической мощи страны, еще в 1890 г. вышедшей на первое место в мире по объему промышленного произ­водства. Отделенные от основных возможных против­ников (и союзников) океанами, США уже в силу этого были малоуязвимы для вторжения и могли позволить себе достаточно смелые и даже экзотические экспери­менты с типами и конструкцией кораблей (можно вспомнить хотя бы двухъярусные башни и знаменитые ажурные мачты). При этом американцы охотно воспри­нимали зарубежный опыт и новые веяния из Европы (особенно из Англии), однако неизменно преломляли его через призму своей национальной стратегии и пред­ставлений, каким именно должен быть линейный ко­рабль. В результате во флоте США не было "случай­ных" линейных кораблей, появившихся только потому, что у кого-то были аналогичные, или просто понравив­шихся кому-то из влиятельных лиц в США. Все линко­ры строились на своих верфях, проекты были сугубо американскими, и при переходе от одного типа к следу­ющему прослеживалась непрерывная линия развития, без особых колебаний и "метаний" в стороны. Амери­канские броненосцы, а затем и дредноуты легко было отличить от кораблей любого другого флота даже про­сто по внешнему виду.

Как известно, на рубеже веков США построили подряд сразу несколько серий эскадренных броненос­цев. Строительство "нового флота" велось настолько быстро, что постройка кораблей следующей серии начи­налась до того, как проводились испытания и появлялся какой-либо опыт эксплуатации предыдущих кораблей. Теперь эта же ситуация повторилась при строительстве первых серий дредноутов. Учитывая все эти обстоятель­ства, можно только удивиться, как мало было сделано действительно серьезных ошибок. Конечно, проект пер­вых дредноутов (типа "Саут Каролина") был сугубо компромиссным вариантом, и это осознавалось еще до начала их постройки. Однако следующие серии дредно­утов были достаточно крупными, гармонично спроекти­рованными и хорошо построенными кораблями, имев­шими значительный резерв для последующих модернизаций. Биография "Арканзас" показала, что эти линкоры могли бы прослужить долгие десятилетия, если бы карьера большинства из них не была прервана Ва­шингтонским и Лондонским соглашениями.

Примечательно, что в период разгара "дредноут­ной гонки" в Европе американцы не стремились быстро построить большое количество дредноутов, предпочи­тая отрабатывать оптимальный тип на небольших сери­ях по два корабля. Такие новаторские, а значит, и "про­блемные" корабли, как линейные крейсера, американцы не строили вообще, предпочитая в этом вопросе пропус­тить другие флоты вперед, а затем учесть чужой опыт, и особенно, когда этот опыт окажется негативным.

В результате к 1922 году — моменту подписания Вашингтонского соглашения — в составе флота США было всего 8 линейных кораблей первого поколения с 305-мм орудиями. Из них 2 первых дредноута из-за слишком малых размеров и общей "затесненности" проекта не имели модернизационного резерва, и ими флот пожертвовал без особого сожаления, а из осталь­ных 6 удалось сохранить в боевом составе 4, плюс еще один — в качестве вспомогательного судна. В то же время англичанам по договору 1922 г. пришлось пус­тить на слом 20 (!) линейных кораблей и линейных крей­серов (из них 13 с 305-мм орудиями), что сразу уравня­ло численность их линейного флота с американским. Таким образом, решительное изменение соотношения сил между крупнейшими флотами мира было "запрог­раммировано" как раз в годы строительства американ­ских дредноутов первых серий.

В конце 20-х гг.. модернизация "305-миллиметро­вых" линкоров типа "Флорида" стала первой в ряду кар­динальных модернизаций старых линкоров, большинство из которых (включая "Арканзас" с 305-мм артиллерией) активно участвовали во второй мировой войне.

В военно-морской литературе, изданной на рус­ском языке, можно почерпнуть не слишком много све­дений об этих кораблях. Фактически единственными источниками информации являются журнальные статьи и справочники разных лет и изданий, сведения в которых зачастую противоречат друг другу. Особен­но это касается сведений о бронировании (в первую очередь палубном) кораблей, а также данных о прове­денных модернизациях.

Данная работа призвана заполнить этот пробел, дав краткое описание устройства и конструктивных особенностей первых американских дредноутов, их биографий и тактико-технических данных в разные годы службы. В ее основу положен прекрасный фунда­ментальный труд Нормана Фридмана "US Battleships. An Illustrated Design History", однако данная работа, конечно, не является его прямым переводом или пере­сказом. Добавлен обширный материал об истории службы дредноутов, подробно представлены характе­ристики их вооружения и оборудования.