ВВ-26 "Саут Каролина"

 

Линейный корабль "Саут Каролина" (ВВ-26) был четвертым кораблем в истории флота Соединен­ных Штатов, носившим это имя. Линкор был заложен на верфи "Уильям Крамп энд соне" в Филадельфии 18 декабря 1906 и спущен на воду 1 июля 1908 года. Кре­стной матерью корабля стала мисс Фредерика Энсел. 1 марта 1910 г. корабль вошел в состав флота, первым его командиром стал кэптен Аугустус Ф. Фичтелер.

6 марта "Саут Каролина" вышел из Филадель­фии в свой первый поход, направившись в районы Вест-Индии и Кубы — традиционное место первых проб новых кораблей и "оморячивания" вновь укомп­лектованных экипажей. С 10 по 15 апреля новый лин­кор нанес визит в свой "материнский" штат, посетив Чарльстон, после чего продолжил испытания и обуче­ние экипажа у мыса Вирджиния и в районе Провинстауна (побережье штата Массачусеттс).

В первых же походах проявилась примечатель­ная особенность нового корабля — тяжелая, с больши­ми размахами качка. Она вызывалась концентрацией больших масс (башни, тяжелые мачты) далеко от оси, проходящей через центр корпуса корабля. В результа­те получались большие моменты инерции, и корабли тяжело переваливались, без резкой остановки в крайней точке. При этом скорость крена была довольно большой, а период качки, соответственно, малым. Кстати, в ходе испытаний броненосцев типа "Virginia", имевших тяжелые двухъярусные башни и ажурные мачты, выявились аналогичные проблемы. Во всех других отношениях испытания нового линко­ра прошли вполне успешно.

17-18 июня корабль посетил Нью-Йорк, где уча­ствовал во встрече бывшего президента Теодора Руз­вельта, а затем направился в Норфолк, где после на­пряженного цикла испытаний следовало провести некоторые ремонтные работы. Завершив текущий ре­монт, линкор принял участие сначала в учениях морс­кой милиции у мыса Вирджиния и у Провинстауна, а затем в учениях Атлантического флота. Маневры про­должались до конца октября, а уже 1 ноября "Саут Ка­ролина" вышел в свой первый дальний поход, в Евро­пу — традиционным морским державам следовало предметно продемонстрировать растущую мощь аме­риканского флота.

Корабль оставался в европейских водах до кон­ца года, посетив Портлэнд и Шербур, и вернулся домой 12 января 1911 г. в составе 2 дивизии линейных кораб­лей. После мелкого ремонта в Норфолке он продолжил отработку учебных задач у побережья Новой Англии.

В Европе тем временем вовсю шла "дредноутная гонка", военно-морское соперничество и связанное с ним напряжение быстро возрастало. Поэтому, едва за­вершив цикл боевой подготовки, после короткого ви­зита в Нью-Йорк "Саут Каролина" в составе 2 дивизии линейных кораблей вновь ушел в европейские воды. На этот раз, постепенно двигаясь на восток, линкор посетил Копенгаген, Стокгольм и Кронштадт. Возвра­щаясь из Кронштадта, 21 июня корабль зашел в Киль, как раз ко времени открытия Кильской недели — боль­шого морского праздника, на котором присутствовал сам кайзер Вильгельм П. По завершении празднеств, корабль вышел в океан и вновь пересек Атлантику, достигнув Провинстауна 13 июля 1911 г.

После боевых учений в Чесапикском заливе, в конце 1911 г. "Саут Каролина" принял участие в морском параде в Нью-Йорке и в маневрах с 1-й эс­кадрой линейных кораблей у Ньюпорта (штат Род-Айленд). 3 января 1912 г. линкор вышел из Нью-Йор­ка и направился в кубинские воды, где провел зимний цикл боевых учений в районе Гуантанамо. Корабль вернулся в Норфолк 13 марта, после чего до конца июня действовал в водах восточного побережья США, совершенствуя выучку экипажа. В июне ли­нейный корабль прибыл на Хэмптонский рейд, где исполнил роль "корабля-хозяина" во время торжеств в честь визита гостей — германской эскадры в составе линейного крейсера "Moltke", легких крейсеров "Bremen" и "Stettin".

30 июня он прибыл на верфь в Норфолке для проведения ремонтных работ, которые продолжались 3 месяца. Закончив ремонт, корабль нанес 4-х днев­ный визит в Нью-Йорк (11-15 октября), после чего в течение месяца проводил боевую подготовку у побе­режья Новой Англии. В середине ноября "Саут Каро­лина" был включен в состав дивизии специального назначения, с которой посетил Пенсаколу, Нью Ор­леан, Галвестон и мексиканский порт Вера-Крус. К 20 декабря линкор вернулся в Норфолк, где оставал­ся более 2 недель, после чего 6 января 1913 г. вышел в Колон, Панама (в это время строительство Панам­ского канала уже близилось к завершению). После очередных маневров в районе Гуантанамо, 22 марта 1913 г. корабль вернулся в Норфолк, после чего на­правился на север, к Ньюпорту. С 28 по 31 мая лин­кор находился в Нью-Йорке, принимая участие в це­ремониях, посвященных памяти погибших в 1898 г. на броненосце "Мэн".

После короткого учебного похода с кадетами в район мыса Вирджиния "Саут Каролина" напра­вился на юг, к неспокойному мексиканскому побере­жью. На ближайшие 16 месяцев ему предстояло стать "большой дубинкой" США в водах Карибского моря и Мексиканского залива. С конца июня корабль крейсировал вдоль восточного побережья Мексики, обеспечивая защиту граждан США и американских интересов в Тампико и Вера-Крус. Только к концу сентября 1913 г. линейный корабль вернулся в Нор­фолк, где до января 1914 г. прошел текущий ремонт, после чего был направлен для участия в маневрах флота у острова Кулебра. В числе задач, отрабаты­вавшихся в этот период флотом, была приемка топ­лива в море на ходу. Поскольку топливом был уголь, это было весьма непростой операцией. Для ее прове­дения на носу "Саут Каролина", в районе якорного устройства, на палубе монтировалась довольно сложная конструкция, напоминающая короткую мач­ту с оттяжками. Эта мачта служила одной из двух опор тросовой системы передачи грузов на ходу, вто­рая опора находилась на угольщике "Cyclops", кото­рый при передаче угля шел впереди линкора. Однако система работала слишком медленно и только в хо­рошую погоду, так что удовлетворительное решение этой проблемы было найдено позже, с переходом флота на жидкое топливо.

В этот период резко обострилась политическая обстановка на Гаити, и 28 января линкор высадил в Порт-о-Пренсе отряд морских пехотинцев для защиты дипломатического представительства США и развер­тывания полевой радиостанции для оперативной пере­дачи информации на период кризиса. К апрелю новый президент Гаити генерал Орестес Замар сумел навести относительный порядок, и 14 апреля линкор покинул Порт-о-Пренс. Приняв уголь у Ки-Вест, "Саут Кароли­на" направился в Вера-Крус, где высадил береговую партию для присоединения к оккупационным силам в этом городе. Линкор вышел из Вера-Крус месяц спустя и провел следующие 4 месяца, крейсируя в этих неспо­койных водах и контролируя обстановку на Гаити и в Санто-Доминго. Здесь его и застало в конце лета изве­стие о начале войны в Европе.

24 сентября корабль наконец вернулся в Нор­фолк, а 14 октября он прибыл на военную верфь в Фи­ладельфии для планового ремонта. Завершив ремонт­ные работы, линкор вступил в строй 20 февраля 1915 г. и сразу направился на юг для проведения уже обычных боевых учений и артиллерийской практики. Эти учения приобрели новое значение с момента дипломатическо­го кризиса, вызванного объявлением Германией вод вокруг Британских островов "зоной войны". Однако обстановка накалялась медленно — Соединенные Штаты были отделены от Европы тысячемильными пространствами Атлантики, и даже шок, вызванный по­топлением "Lusitania", не привел к немедленному на­чалу войны между Германией и США.

В результате в течение еще почти 2 лет служба "Саут Каролины" представляла собой уже привычную рутину, состоявшую из весенних учений в заливе Гуан­танамо, летних маневров у Ньюпорта и периодических заходов в Филадельфию для мелких ремонтных работ. Постепенно увеличивалась площадь мостиков, на них устанавливалось прикрытие от непогоды. Слишком ма­ленькая и тесная боевая рубка была заменена на значи­тельно более просторную. Несколько ниже уровня ды­мовых труб на решетчатых мачтах были установлены "противоторпедные посты" — специальные платфор­мы восьмиугольной формы для наблюдателей, а над ними прожекторные площадки. Как и на всех осталь­ных линкорах, в этот период на опорах массивных шлюпочных кранов были смонтированы площадки с 76-мм зенитными орудиями.

Даже вступление США в первую мировую вой­ну 6 апреля 1917 г. поначалу не привнесло никаких осо­бых изменений в жизнь и распорядок деятельности фло­та. К этому времени Британский флот прочно удерживал господство на морях, и единственным, хотя и весьма серьезным неприятным обстоятельством для союзников на море оставалась угроза со стороны гер­манских подводных лодок. Американские линкоры не могли оказать англичанам непосредственного содей­ствия в борьбе с подводной угрозой. Поэтому до конца лета 1918 г. "Саут Каролина" продолжал обычную бое­вую подготовку у восточного побережья США, и лишь 9 сентября 1918 г. линкор был включен в состав эскорта конвоя, направляющегося во Францию. Однако до евро­пейских вод линкор не дошел — неделю спустя, соглас­но плану, он передал в океане конвой другому эскорту и вернулся в США. После короткого ремонта в Фила­дельфии корабль продолжил артиллерийские учения. За этим занятием его и застала новость о Перемирии, зак­люченном 11 ноября между странами Антанты и Герма­нией. Теперь основной задачей флота стало возвраще­ние американских войск из Европы на родину. Для скорейшего решения этой проблемы флот задействовал большие силы, включая линейные корабли. С середины февраля до конца июля "Саут Каролина" совершил 4 трансатлантических похода в Брест, доставив домой в общей сложности более 4 тысяч американских солдат.

Как и другие линкоры, вернувшись домой, "Саут Каролина" прошел через серию ремонтов и небольших модернизаций на верфях "Норфолк Нэйви Ярд" и "Фи­ладельфия Нэйви Ярд" с целью учета уроков минувшей войны. В числе прочих работ была усилена броневая защита крыш башен и боевой рубки. Ознакомление американских артиллеристов с английской системой управления огнем также позволило провести целый ряд усовершенствований. Были существенно модернизиро­ваны системы и приборы управления огнем, как во внутренних помещениях, так и на топах мачт. В резуль­тате площадки на топах мачт стали массивнее и полу­чили легкое прикрытие, правда, в основном от непогоды. В боевой рубке установили целеуказатели, работавшие по принципу британских приборов "follow the pointer", т.е. "слежение за указателем". Эти прибо­ры служили для передачи целеуказания в башни, и при движении визира в каждую башню автоматически пе­редавался нужный угол горизонтальной и вертикальной наводки. Такие же модернизации были проведены в этот период на однотипном линкоре "Мичиган", а так­же на линейных кораблях "Норт Дакота", "Юта" "Вайоминг" и "Нью Йорк". Как и на этих линкорах, количество 76-мм зенитных орудий увеличили до четы­рех. В то же время число противоминных орудий сокра­тили до 14, т.к. они отнимали часть весового резерва, а их эффективность против новых эсминцев при 76-мм калибре была сомнительна.

В начале лета 1920 г. корабль принял на борте Аннаполисе курсантов Военно-Морской академии и 5 июня вышел в дальний учебный поход. Пройдя Панам­ский канал, линкор вышел в Тихий океан и направился к Гавайским островам. После захода в Пирл-Харбор "Саут Каролина" вернулся к западному побережью США, где посетил Сиэттл, затем Сан-Франциско и Сан-Диего. Выйдя из Сан-Диего 11 августа, он вновь прошел Панамский канал и вернулся в Аннаполис 2 сентября. Отсюда корабль направился в Филадельфию, где прошел очередной ремонт.

После разгрома Германии главным потенциаль­ным противником США стала Япония, и американские линкоры все чаще стали появляться на Тихом океане, но "Саут Каролина" в этот период продолжал числить­ся в составе Атлантического флота. В начале апреля 1921 г. корабль совершил учебный поход в Вест-Ин­дию, к острову Кулебра, после чего до конца весны действовал в Чесапикском заливе. 29 мая в Аннаполи­се линкор принял на борт новую партию кадет, с кото­рыми совершил еще один дальний учебный поход — на этот раз в европейские воды, посетив Христианию (ныне Осло) и Лиссабон. Учебный поход завершился маневрами в заливе Гуантанамо. 30 августа корабль прибыл в Аннаполис, где высадил кадет, и направился в Филадельфию, куда и прибыл на следующий день.

Окончание войны и пацифистские настроения в обществе вызвали сокращение ассигнований, выделяе­мых флоту, и 15 декабря 1921 г. в Филадельфии "Саут Каролина" был выведен в резерв. В 1922 г. в Вашингто­не было подписано известное соглашение по разоруже­нию между ведущими морскими державами, предусматривавшее значительное сокращение линейных флотов. В соответствии с условиями этого договора, 10 ноября 1923 г. "Саут Каролина" был исключен из списков фло­та и 24 апреля 1924 г. в возрасте 16 лет продан на слом. 26 мая, перед началом окончательной разборки, "Саут Каролина" (уже без артиллерии главного калибра и со снятыми верхними частями мачт) был использован для испытания новой конструкции противоторпедных булей, предназначенных для модернизации линкоров, "пере­живших" Вашингтонский договор.

На правом борту в районе миделя была закреп­лена секция, имитирующая отрезок булей, разработан­ных для будущей модернизации угольных дредноутов, а на левом борту — аналогичная конструкция, модели­рующая будущие були новых линкоров с нефтяными котлами. Кроме того, внутри корпуса позади прикреп­ленных секций были установлены переборки, имитиру­ющие улучшенное разделение на отсеки — такую пере­планировку намечалось осуществить при будущей модернизации дредноутов. После завершения работ "Саут Каролину" отбалластировали так, чтобы его осадка равнялась 8,57 м — именно такой должна стать осадка модернизированных линкоров.

Испытания проводились в акватории верфи "Филадельфия Нэйви Ярд". У борта на глубине 4,6 м подрывались заряды мощностью 182 кг TNT, имитиру­ющие боезаряды существующих и перспективных тор­пед. По окончании испытаний "Саут Каролину" отпра­вили на разборку. Так, "под занавес", старому линкору удалось поспособствовать продлению жизни несколько более "молодых" собратьев.