ВВ-27 "Мичиган"

 

Второй линейный корабль-дредноут флота Соеди­ненных штатов "Мичиган" (ВВ 27) по срокам построй­ки несколько опередил ВВ 26. 17 декабря 1906 г. "Мичи­ган" был заложен на верфи "Нью-Йорк Шипбилдинг" в Кэмдене, штат Нью-Джерси. Корабль спустили на воду 26 мая 1908 года; его крестной матерью была мисс Ф.В. Брукс, дочь Секретаря флота Трумэна Ньюберри. Ко­рабль вошел в состав флота 4 января 1910 г. Его первым командиром стал кэптен Н.Р. Ушер.

До 7 июня 1910 г. "Мичиган", зачисленный в со­став Атлантического флота, проходил испытания у Во­сточного побережья США и в Карибском море — эки­паж осваивал новый корабль. Затем, выйдя из Нью-Йорка 29 июля, линкор направился на свои пер­вые боевые учения, а 2 ноября, приняв все виды снаб­жения, вышел из Бостона в первый дальний поход в ев­ропейские воды. Посетив Портлэнд и Шербур (8 декабря), корабль 30 декабря отправился в обратный путь через Атлантику и 10 января 1911 г. прибыл в за­лив Гуантанамо. Отсюда он пошел на север и 14-го от­дал якорь в Норфолке. Результаты испытаний были, в общем, те же, что и у "Саут Каролины". Основные пре­тензии относились к качке, тяжелой и с большими размахами. Командир "Мичигана" докладывал, что ко­рабль раскачивается сильнее, чем "Кирсардж" и "Иллинойс", на которых ему приходилось служить ра­нее. Однако прочих серьезных дефектов и особенных слабостей конструкции выявлено не было.

Затем пошли обычные будни боевой подготовки. Более полутора лет линкор проводил всевозможные учения и тренировки у Атлантического побережья, как самостоятельно, так и в составе Атлантического фло­та, периодически заходя в базы Восточного побережья для отдыха экипажа, приема снабжения и мелких ре­монтных работ. Наконец 15 ноября 1912 г. "Мичиган", пройдя мыс Вирджиния, направился в Мексиканский залив — правительство США сочло, что положение в Мексике требует внушительного "представительства" американского флота вблизи места событий. Поход, однако, не был продолжительным. Зайдя по пути в Пен­саколу, Нью-Орлеан и Галвестон, линкор прибыл в Вера-Крус 12 декабря и уже через 2 для направился домой, прибыв на Хэмптонский рейд 20-го. После это­го корабль продолжил боевую подготовку вблизи баз Атлантического побережья, пока летом обострение по­ложения в Мексике и угроза интересам США вновь не потребовали присутствия американских линкоров. Выйдя 6 июля 1913 г. из Куинси (штат Массачусетс), "Мичиган" 15 июля пришел в Тампико. В октябре 1913 г. в результате переворота власть в Мексике захватил Викториано Хуэрта, который попытался стать дикта­тором на всей территории страны, подавив сопро­тивление различных группировок. Однако уже сам факт переворота, в результате которого Хуэрта при­шел к власти, отвратил от его режима идеалистичес­кое правительство президента Вильсона. В результа­те служба "Мичиган" в мексиканских водах затянулась, и дредноут вернулся в Нью-Йорк лишь 13 января нового, 1914 г.

20 января корабль зашел на верфь "Бруклин Нэйви Ярд" для мелкого ремонта, и уже 14 февраля вновь направился в кубинские воды. На этот раз поход не был продолжительным, и 19 марта корабль вернул­ся на Хэмптонский рейд. Но вскоре вновь обострилось положение в Вера-Крус, где положение небольших аме­риканских сил в случае серьезных беспорядков могло стать угрожающим. Поэтому уже 16 апреля "Мичиган" принял на борт батальон морской пехоты и спешно на­правился на юг.

Прибыв в Вера-Крус 22 апреля и высадив на бе­рег морских пехотинцев, линкор остался у мексиканс­кого побережья на случай, если потребуется серьезная поддержка для небольших оккупационных сил, и напра­вился домой лишь 20 июня. Когда 11 октября 1914 г. после межпоходового ремонта и от­дыха экипажа линкор вновь вышел в море, в Европе уже шла первая мировая война.

Нейтралитет США еще 2 с половиной года позволял амери­канскому флоту заниматься плано­вой боевой подготовкой практи­чески в обычном режиме, периодически проходя плановые ремонты и небольшие модерниза­ции. Так, была увеличена площадь мостиков, боевую рубку заменили на более просторную. Корабль, впервые получил зенитную артил­лерию в виде двух 76-мм орудий на площадках, смонтированных на опорах шлюпочных кранов. Сами шлюпки, как и на других линкорах, постепенно снимались и заменялись на оборудование военного времени — спасательные плоты, которые крепились в различных местах на надстройках и башнях линкора. На решетчатых мачтах, как и на "Саут Каролина", были установлены восьмиугольные "противоторпедные посты" и прожекторные площадки.

Самым примечательным эпизодом этого периода службы линкора стал инцидент, произошед­ший во время учебных стрельб в сентябре 1916 г. Снаряд, выпущен­ный из левого орудия башни глав­ного калибра №2, взорвался сразу после выхода из ка­нала ствола. Осколки снаряда пробили палубу полубака, были повреждены надстройки и палубное оборудование, а также некоторые элементы носовой ажурной мачты. Верфь "Филадельфия Нэйви Ярд" про­извела срочный ремонт линкора, но последствиям это­го инцидента еще предстояло сказаться в будущем, причем самым неприятным образом...

6 апреля 1917 г. война началась и для США. Включенный в состав 2-й эскадры линейных кораб­лей, "Мичиган" участвовал в операциях по эскортированию конвоев, не прекращая тренировочных выходов в море для артиллерийской практики и; "оморячивания" новобранцев, с началом мобилизации хлынувших на флот. Однако в 1918 г. спокойное течение уже привычной рутины было прервано случаем поистине уникальным. Возможности такого случая многие специалисты не допускали в принципе, а некоторые давно ожидали. Во всяком случае, до сих пор ничего подобного не происходило (как, впрочем, не) произошло и впоследствии.

Ночью 15 января линкор находился в море с Ат­лантическим флотом, недалеко от мыса Гаттерас. Погода была штормовая, и "Мичиган" испытывал стремительную, с большими размахами бортовую качку. Такое поведение на волне при некото­рых условиях и ранее отличало корабли этого типа, но в этот раз, видимо, условия были осо­бенно неблагоприятными, и ажурная фок-мач­та корабля начала деформироваться. Личный состав верхних боевых постов успел спустить­ся вниз, и в этот момент фок-мачта в самом уз­ком месте, сразу над противоторпедной плат­формой, не выдержала и "сложилась", согнувшись на левый борт. Пост управления стрельбой со всем оборудованием рухнул за борт, а конструкции мачты превратились в не­узнаваемую мешанину из металлических пру­тьев и снастей, загромоздившую и опутавшую надстройки в районе боевой рубки. При этом погибло 6 человек и 13 было ранено, из них 5 тяжело. На следующий день, войдя в Норфолк, линкор передал раненых на госпитальное суд­но "Solace" и 22 января прибыл на верфь "Фи­ладельфия Нэйви Ярд" для ремонта.

Комиссия, созданная для расследования аварии, обнаружила, что причина в значитель­ной мере заключалась в неудачно проведенной переделке мачты. Вначале, при постройке ко­рабля, эта мачта была смонтирована поверх штурман­ского поста. Затем в ходе одного из ремонтов этот пост демонтировали, но соответствующую переделку мач­ты произвели без достаточно детальных расчетов проч­ности. В результате в ее опорах появились места опас­ной концентрации напряжений. Ситуацию усугубило недавнее повреждение некоторых элементов мачты при преждевременном разрыве 305-мм снаряда во вре­мя учебных стрельб. При расследовании выяснилось, что ремонт был сделан довольно поверхностно, и прочность мачты в полной мере восстановлена не была. В эту штормовую ночь еще три корабля 2-й ли­нейной эскадры также имели неприятности с этими мачтами, хотя сами ажурные конструкции и устояли, но тяжелые топы мачт с оборудованием управления стрельбой были потеряны, и именно с этого случая структурная прочность решетчатых мачт была в аме­риканском флоте поставлена под вопрос. На самом "Мичигане" разрушенная мачта ремонту не подлежа­ла, и вместо нее была установлена новая, немного от­личающаяся по форме от прежней.

"Мичиган" вышел из ремонта в начале апреля и до конца войны занимался боевой подготовкой в Чеса­пикском заливе. В конце декабря он присоединился к огромному флоту боевых и транспортных судов, зада­чей которого было как можно скорее вернуть на роди­ну из Европы американские войска. Линкор совершил 2 трансатлантических похода — с 18 января по 3 марта и с 18 марта по 16 апреля 1919 г., перевезя через океан домой 1052 военнослужащих.

В мае - июне "Мичиган" прошел очередной ре­монт и модернизацию в Филадельфии. Была усилена броневая защита крыш башен и боевой рубки, модернизированы системы и приборы управления огнем, как на "Саут Каролина", включая установку в боевой рубке целеуказателей "follow the pointer" для артил­лерии главного калибра, увеличили площадь откры­тых мостиков. Площадки на топах мачт с новыми при­борами управления огнем стали массивнее и получили легкое прикрытие от непогоды. Часть про­тивоминных 76-мм орудий была демонтирована из-за малой эффективности, а также для снижения перегруз­ки. В то же время количество 76-мм зенитных орудий увеличили до четырех.

После модернизации дредноут вернулся к обыч­ным учебным походам в Атлантике. В соответствии с программой послевоенных сокращений флотского бюджета, 6 августа 1919 г. линкор вывели из состава действующего флота. Переведенный в резерв первой очереди, "Мичиган" до конца года простоял в аквато­рии верфи "Филадельфия Нэйви Ярд". Однако уже в начале следующего 1920 г. его вновь ввели в строй, и, впервые в своей биографии, в составе эскадры он по­бывал на Тихом океане, посетив Гонолулу 7 марта 1920 г. Вернувшись через Панамский канал в Атлан­тику, 19 мая 1920 г. "Мичиган" прибыл в Аннаполис, чтобы взять на борт очередную партию кадет Военно-морской Академии для учебного похода. Выйдя в море, линкор направился на юг, и, пройдя Панамским кана­лом, 3 июля прибыл в Гонолулу. Затем линкор напра­вился обратно на восток, и, посетив основные базы и порты Западного побережья, вновь прошел через Па­намский канал. Зайдя по пути в залив Гуантанамо, ко­рабль вернулся домой к концу лета, и 5 сентября был выведен в резерв в Филадельфии. В следующем году дредноут вновь вошел в действующий флот. 4 апреля 1921 г. он вышел в учебный поход в Карибское море, и, вернувшись 23 апреля на Хэмптонский рейд, стал готовиться к новому учебному походу с кадетами Во­енно-морской академии. Прибыв в Аннаполис 18 мая, корабль принял на борт кадет, и 4 июня вышел в дальний поход в европейские воды. Вы­полнив учебную программу и по­сетив с визитами Христианию, Лиссабон и Гибралтар, "Мичи­ган" направился домой, прибыв (через Гуантанамо) на Хэмптонс­кий рейд 11 августа.

Последний поход линкора состоялся через три недели — 31 ав­густа он вышел из устья реки Дела­вэр в Филадельфию и прибыл туда 1 сентября, после чего был поставлен на отстой, а 11 февраля 1922 г. ис­ключен из состава действующего флота. В соответствии с условиями Вашингтонского соглашения, вмес­те с 4 другими линкорами "Мичи­ган" следовало вычеркнуть из списков флота, что и было выполнено 10 ноября 1923 г. В течение 1924 г. пять линей­ных кораблей, включая и "Мичиган" разобрали на ме­талл на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд", и материалы от их корпусов были проданы четырем литейным заводам.