ВВ-30 "Флорида"

 

Пятый дредноут флота США "Флорида" (ВВ-30) заложили 9 марта 1909 г. на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд". 12 мая 1910 дочь бывшего губернатора Флори­ды мисс И.Д. Флеминг разбила традиционную бутыл­ку шампанского о форштевень, и корпус корабля спус­тили на воду. По окончании достройки на плаву 15 сентября 1911 г. корабль был передан флоту. Его пер­вым командиром стал кэптэн К.С. Кнапп.

После выполнения обширной программы испы­таний и индивидуальной боевой подготовки, которая проводилась в Карибском море и у берегов штата Мэн, 29 марта 1912 "Флорида" прибыл на Хэмптонский рейд, чтобы присоединиться к Атлантическому Флоту в качестве флагманского корабля 1-й дивизии линко­ров. Следующие два года его жизнь была заполнена теми же заботами и событиями, что и у четырех первых дредноутов. Линейный корабль регулярно участвовал в маневрах флота, учебных стрельбах, совершал лет­ние учебные походы с кадетами Военно-морской ака­демии, заходя во многие порты Восточного побережья и в Карибские воды.

В начале 1914 усилилась политическая напря­женность между Соединенными Штатами и лидерами некоторых движений и группировок, ведущих гражданскую войну в Мексике, и американские линкоры напра­вили в мексиканские воды. 16 февраля 1914 г. "Флори­да" прибыла в Вера-Крус для поддержки оккупацион­ных сил. В последующие месяцы дредноут нес службу в этом регионе и вернулся в Нью-Йорк в июле, чтобы принять участие в учениях флота. С началом войны в Европе США сохранили нейтралитет, и после первых тревожных недель Атлантический флот фактически вернулся к обычному распорядку деятельности.

В октябре 1914 г. "Флориду" перевели во 2 диви­зию, и в ее составе он продолжал обычную боевую под­готовку, периодически посещая верфи для ремонта и небольших модернизаций. Цель этих модернизаций со­стояла в учете опыта морских боев в Европе, в том объеме, в котором пока еще нейтральные американцы могли получать сведения о нем. Так, было обращено внимание на проблему борьбы с германскими разведывательными цеппелинами и самолетами, с которой столкнулся английский флот. В результате на всех аме­риканских дредноутах, включая "Флориду", появи­лась зенитная артиллерия. Ее состав и размещение были стандартными — 2 76-мм зенитных орудия уста­навливались на площадках в верхней части оснований шлюпочных кранов.

Когда в апреле 1917 г. Соединенные Штаты вступили в войну, "Флорида" прервал упражнения в Чесапикском заливе и стал готовиться к дальнему по­ходу. В составе 9-й дивизии линейных кораблей "Фло­рида" должен был отправиться через Атлантику, на Ор­кнейские острова, чтобы в Скапа Флоу присоединиться к британскому Гранд Флиту. 7 декабря 1917 г. линкор прибыл в Англию и приступил к совместным учениям с Гранд Флитом в составе 6-й эскадры, которую сформи­ровали из вновь прибывших американских линейных кораблей. До конца войны "Флорида" совершил не­сколько боевых выходов в составе Гранд Флита, но не имел огневого контакта с противником. Единственный раз "Флорида" встретился с германскими линкорами 20 ноября 1918, когда вместе с английскими линейны­ми кораблями 6-я эскадра участвовала в эскортировании германского Флота Открытого Моря, который шел интернироваться в Ферт-оф-Форт.

12-13 декабря 1918 г. "Флорида" осуществлял сопровождение лайнера "George Washington", на кото­ром Президент США Вудро Вильсон прибыл в Брест (Франция), после чего дредноут вернулся в США. В конце декабря линкор участвовал в Параде Победы Военно-морского флота на Норт Ривер, в Нью-Йорке, и затем возвратился в Норфолк 4 января 1919, чтобы пройти ремонт. В частности, была усилена броневая за­щита крыш башен и боевой рубки. Знакомство амери­канских офицеров с английской практикой управления огнем также дало богатую пищу для дискуссий и усо­вершенствований. Были модернизированы системы и приборы управления огнем как во внутренних помеще­ниях, так и на топах мачт. В результате площадки на топах мачт стали массивнее и получили легкое прикры­тие, правда, в основном, от непогоды. На решетчатых мачтах, как и на других дредноутах, были установле­ны восьмиугольные "противоторпедные посты" с при­крытием от непогоды. По высоте пост на фок-мачте на­ходился заметно выше кормового.

В боевой рубке были установлены приборы для передачи целеуказания в башни главного калибра по принципу британских приборов — "слежение за ука­зателем", когда при движении визира прибора в баш­ни автоматически передается нужный угол горизон­тальной и вертикальной наводки. Такие же модернизации были проведены в этот период на лин­корах "Мичиган", "Саут Каролина", "Норт Дакота", "Юта", "Вайоминг" и "Нью Йорк".

В мае 1919 г. "Флорида" совершил поход к Азорским островам и принял участие в метеорологи­ческом обеспечении первого группового перелета че­рез Атлантику, совершенного в том же месяце амери­канскими гидросамолетами. Осенью 1919 г. было принято решение снять все противоминные 127-мм ору­дия, находившиеся ниже верхней палубы, кроме 4 в кормовом каземате. Расположение этих орудий было признано слишком "мокрым", чтобы они имели реаль­ную боевую ценность. Как и на остальных дредноутах, проблему надеялись решить путем разработки двухорудийных башен для противоминных орудий, и на па­лубах линкоров уже подбирали оптимальные места для их установки. Однако скоро выяснилось, что быстро разработать такую башню вряд ли удастся, и програм­му перевооружения свернули. Уже в декабре 1919 г. последовало распоряжение вернуть все орудия на пре­жние места, что и было сделано в начале 1920 г. Зенит­ную батарею удвоили, доведя ее состав до 4 76-мм орудий. Вокруг основания ажурной фок-мачты над бо­евой рубкой соорудили просторную четырехугольную закрытую рубку. Увеличили и площадь открытых мос­тиков, которые приподняли по высоте на 2,44 м, чтобы улучшить обзор из рубки.

В августе 1920 г. корабль участвовал в праздне­ствах по случаю юбилея высадки пилигримов в Провинстауне, штат Массачусетс, после чего продолжал регулярно участвовать в учениях флота, время от вре­мени заходя на верфи Восточного побережья для ре­монтов. Вашингтонское соглашение, оказавшееся ро­ковым для многих американских линейных кораблей, пощадило "Флориду", и корабль продолжил службу.

В 1922 г. планировалось провести новую модер­низацию. Во-первых, назрел вопрос с переводом уголь­ных линкоров на жидкое топливо. Опыт войны показал преувеличенность опасений, связанных с пожароопасностью нефти. Погрузки угля были утомительной про­цедурой, отнимавшей у экипажа много сил и времени, а способность корабля поддерживать полный ход зави­села от физического состояния кочегаров. На полном ходу, а особенно при наборе хода, за угольными линко­рами тянулся густой шлейф тяжелого черного дыма. Этот дым окутывал надстройки и мостики, затруднял пребывание на верхних боевых постах, оседал на лин­зах оптических приборов. Кроме того, пелена дыма, особенно от нескольких кораблей, сильно ограничива­ла видимость, что было совершенно недопустимо.

Среди тактиков бытовало мнение, что в Ютлан­дском бою именно дым из труб и от орудийных залпов ограничил видимость настолько, что адмирал Джеллико потерял четкое представление об обстановке и не смог удержать контакт с германским флотом. Кроме отопления котлов, планировалось усовершенствовать башни главного калибра, в частности, увеличив углы возвышения орудий. В декабре Конгресс одобрил про­ект работ и выделил необходимые средства, и в январе 1923 г. привлеченным фирмам уже были выданы зака­зы. Однако вмешалась дипломатия, и поступил протест из Англии, так как британское Адмиралтейство сочло проект нарушением стаи Вашингтонского договор и работы заморозили, отложив модернизацию до боле благоприятного момента.

Когда в середине 20-х гг. началась обширная про­грамма модернизации аме­риканских линейных кораб­лей, "Флорида" оказала самым старым линкоров, подвергнутым коренном; обновлению. При работа широко использовались ма­териалы оставшиеся от гран­диозной программы нара­щивания линейных си1, принятой в 1916 г., развер­нутой по окончании войны и остановленной Вашинг­тонским договором. Собственно говоря, именно оби­лие этих материалов, уже заготовленных и частично собранных агрегатов и механизмов сделало возможно! столь масштабную программу модернизации линейного флота.

Важнейшим направлением модернизации стал перевод на жидкое топливо, преимущества которого были очевидны. К тому же благодаря длительной и до­вольно напряженной службе состояние угольных кот­лов линкора значительно ухудшилось. Конгресс стре­мился оттянуть начало работ, стремясь к экономии средств, но к окончательному решению подтолкнули неприятности с котлами угольных линкоров во врем» зимних маневров 1924 г., когда "Юта" и "Арканзас" не смогли сколько-нибудь длительное время держат ход выше 14 узлов. В результате наконец приняли ре­шение о модернизации всех 6 угольных линкоров, ос­тавшихся после выполнения Вашингтонского соглаше­ния (два — типа "Флорида", два — типа "Вайоминг" и два — типа "Нью Йорк"). Решение о начале работ ут­вердили 18 декабря 1924 г.; радикальная модернизация продлилась до 1926 г. и фактически затронула весь ко­рабль, включая и корпусные конструкции.

Для улучшения противоторпедной защиты в под­водной части было значительно улучшено подразделе­ние корабля на отсеки, по бортам установили противо­торпедные наделки (були). Установили также новые нефтяные котлы высокой паропроизводительности, ос­тавшиеся от нереализованной из-за Вашингтонского соглашения программы наращивания линейных сил флота. Благодаря этой замене, а также удачно спроек­тированной форме булей, скорость линкора не умень­шилась, управляемость ухудшилась, но все же оста­лась "в пределах нормы". Снова усилили горизонтальное бронирование, уменьшили и перестро­или противоминную батарею, усилили зенитную и об­новили и модернизировали системы управления огнем. Для корректировки огня корабль получил авиагруппу из 3 гидросамолетов и катапульту для их запуска. Была снята ажурная грот-мачта, установлено новое радио­оборудование.

Модернизация резко улучшила многие тактико-технические и эксплуатационные характеристики "Флориды", превратив его в современный линейный корабль. Однако не обошлось и без некоторых издер­жек. Так, после установки громадных булей корабль приобрел избыточную остойчивость, а округлая форма булей создавала меньшее сопротивление раскачива­нию, чем прежняя, "прямоугольная" форма миделя. В результате линкор оказался подвержен сильной качке, причем не столько в шторм, сколько на зыби, в особен­ности, если она шла с кормовых курсовых углов. Осо­бенно скверно было то, что характер раскачивания был нерегулярным и непредсказуемым.

Это свойство не лучшим образом сказывалось на работе систем управления огнем, мешало приемке топ­лива в море и на открытых стоянках, раздражало и утомляло экипаж. В виде «противоядия», наряду с новы­ми скуловыми килями, установили дополнительные сек­ции стабилизирующих килей в носовой и кормовой час­ти, подбирался оптимальный порядок расходования топлива из нефтяных цистерн. Форма нового каземата противоминной батареи, выступающего с бортов и "опирающегося" на були, вызывала слишком большое брызгообразование, причем фонтаны брызг при ударах волн попадали на верхнюю палубу. Для борьбы с этим явлением на кромках верхней палубы позади каземата установили массивные экраны-отражатели, "отбиваю­щие" брызги вниз.

В последующие годы деятельность корабля про­ходила, в основном, у Восточного побережья США и включала обычную боевую подготовку, участие в ма­неврах Атлантического флота (в том числе в качестве флагмана) и летние учебные походы с кадетами Воен­но-морской академии. Совместно с морской пехотой в Карибском море линкор участвовал в учениях по отра­ботке тактики будущих амфибийных операций. Примечательным событием в его жизни стал дипломатичес­кий вояж в южноамериканские и Карибские порты, ко­торый совершил на его борту государственный секре­тарь США Р.Лэнсинг.

Счастливо избежав разборки по Вашингтонско­му соглашению, "Флорида", тем не менее, пал жерт­вой следующего крупного договора о сокращении морских вооружений, — Лондонского Военно-морс­кого Соглашения 1930 г. Во исполнение статей этого соглашения "Флорида" был выведен из боевого со­става флота в Филадельфии 16 февраля 1931 г. и пос­ле снятия всего ценного оборудования почти сразу продан на слом. Разборка корабля полностью завер­шилась быстро — к 30 сентября 1932 г.