ВВ-33 "Арканзас"

 

Линейный корабль "Арканзас" (ВВ-33) заложили 25 января 1910 г. в Кэмдене (штат Нью-Джерси), на вер­фи "Нью-Йорк Шипбилдинг Компани", спуск состоял­ся 14 января 1911 г.; крестила дредноут мисс Нэнси Лу­иза Мэйкон. После достройки на верфи "Филадельфия Нэйви Ярд" 17 сентября 1912 г. корабль передали фло­ту. Первым командиром стал кэптен Рой С. Смит.

Уже через месяц, 14 октября, линейный корабль посетил президент США Уильям X. Тафт, проводивший смотр флота на реке Гудзон. Президент остался доволен кораблем и избрал его для визита в Панаму, где подхо­дила к завершению работа по строительству канала между двумя океанами. В Панаме президент с сопровож­давшими его членами администрации и техническими специалистами сошел на берег, чтобы осмотреть рабо­ты, а "Арканзас" проследовал к побережью Кубы для ис­пытания и обучения экипажа. 26 декабря дредноут вер­нулся к Каналу, чтобы вновь принять на борт президента и его сопровождение. Доставив их в Ки-Вест, "Аркан­зас" присоединился к Атлантическому Флоту для манев­ров у восточного побережья США. При этом произошел неприятный инцидент: 14 февраля 1913 г. корабль полу­чил повреждение, наскочив на коралловый риф. После ремонта линкор продолжил отработку и сдачу учебных задач, а в конце октября 1913 г. вышел в свой первый дальний заграничный поход. Корабль пересек Атланти­ку и, пройдя Гибралтарский пролив, посетил с визитами несколько портов Средиземноморья; 11 ноября 1913 г. в Неаполе он принял участие в праздновании дня рожде­ния короля Италии.

В этот период вновь обострилась обстановка в Мексике, где шла гражданская война. Отношения между США и Мексикой были натянутыми, т.к. амери­канское правительство негативно относилось к мекси­канскому диктатору Викториано Хуэрте, пришедшему к власти в результате военного переворота. Режим Хуэрты платил американцам тем же, зачастую потакая различным местным группировкам, которые воевали друг с другом и с американцами, пытаясь устранить иностранное вмешательство. В начале 1914 г. в при­морских городах, особенно в Тампико и Вера-Крус, участились инциденты, так или иначе угрожавшие жиз­ни или собственности американских граждан. Пытаясь взять ситуацию под контроль, США направили к мек­сиканскому побережью эскадру под командованием контр-адмирала Генри Т. Майо, с задачей блокировать с моря ввоз в Мексику оружия. В начале апреля в США были получены новые сведения о планирующейся дос­тавке в Вера-Крус крупной партии вооружения на па­роходе "Ypiranga". Президент Вильсон дал указание командованию флота воспрепятствовать этому самым решительным образом, и в море вышла эскадра под ко­мандованием контр-адмирала Чарлза Дж. Бэджера, в состав которой входил и "Арканзас". Не встретив в море парохода с оружием, 16 апреля корабли прибыли в Вера-Крус и 21 апреля начали высадку десанта, в за­дачу которого входил захват таможни, порта и приле­гающей к нему территории. 22 апреля с борта "Аркан­заса" был высажен батальон, в состав которого вошли 17 офицеров и 313 матросов корабля, под командова­нием лейтенант-коммандера Артура Б. Китинга.

Высадившись на берег, батальон с "Арканзаса" вместе с отрядами с других кораблей несколько дней участвовал в уличных боях в городе. В числе потерь аме­риканцев были и два матроса из экипажа "Арканзаса", погибшие в первый день высадки. В итоге ситуацию в го­роде удалось взять под контроль, и 30 апреля моряки "Арканзаса" вернулись на корабль. Представители других держав внимательно следили за событиями в Мексике. 10 мая линкор посетил германский военный атташе в США и Мексике Франц фон Папен, а 30 мая — контр-адмирал Кристофер Крэдок, командующий бри­танской крейсерской эскадрой в этих водах. "Арканзас" оставался в этом регионе до осени, демонстрируя флаг и контролируя прибрежные воды — эта миссия по-прежне­му считалась весьма важной задачей, даже несмотря на начавшуюся в Европе войну. Лишь 30 сентября дредно­ут возвратился к восточному побережью США и 7 октяб­ря вошел на Хэмптонский рейд. Приняв уголь и снабже­ние, он вновь вышел в море на учения, которые продлились неделю, а затем направился для осмотра и межпоходового ремонта на верфь "Нью-Йорк Нэйви Ярд". 12 декабря "Арканзас" вышел в море, чтобы при­нять участие в маневрах флота у мыса Вирджиния, и после учений вернулся на верфь для продолжения работ, которые продлились до 16 января 1915 г.

Уже через 3 дня после окончания ремонта линкор снова приступил к боевой подготовке, пробыв в море с 19 до 21 января 1915 г. После прохождения курса инди­видуальной боевой подготовки "Арканзас" перешел в залив Гуантанамо, для участия в новых маневрах фло­та, и вернулся на Хэмптонский рейд 7 апреля. После ко­роткого перерыва корабль начал новый цикл учений на Южном полигоне, а 23 апреля направился в Нью-Йорк для двухмесячного ремонта на верфи "Нью-Йорк Нэй­ви Ярд". По окончании ремонта 25 июня корабль пере­шел из Нью-Йорка в Ньюпорт, где базировался до кон­ца лета, участвуя в торпедных учениях и различных маневрах в заливе Наррагансетт. 27 августа дредноут вернулся на Хэмптонский рейд, после чего до 4 октября маневрировал в районе Норфолка, а затем снова пере­шел в Ньюпорт для участия в больших стратегических маневрах флота, которые проходили с 5 по 14 октября. По окончании маневров он вновь посетил верфь "Нью-Йорк Нэйви Ярд" для докования и 8 ноября вернулся на Хэмптонский рейд. Еще один мелкий ремонт ко­рабль прошел в Бруклине в конце октября.

5 января 1916 г. "Арканзас" прибыл на Хэмп­тонский рейд, и приняв уголь и снабжение, направился на юг, для участия в зимних маневрах в Карибском море, которые продолжались до 12 марта. Затем пос­ледовали торпедные стрельбы в заливе Мобил, а 20 марта в заливе Гуантанамо начались новые учения, так что "Арканзас" вернулся в Нью-Йорк только 15 апреля, и сразу отправился на ремонт на верфь "Нью-Йорк Нэйви Ярд". Частые визиты дредноута на вер­фи объяснялись не только напряженным режимом экс­плуатации корабля. Шла первая мировая война, и почти при каждом заходе на верфь на корабле произ­водили небольшие усовершенствования, чтобы учесть постоянно пополняющийся опыт, сведения о котором попадали в США из воюющих стран. В этот период на "Арканзасе", как и на другие линкоры, установили зенитную артиллерию — 4 76,2-мм орудия. Два из них находились на крыше 5-й башни, и еще 2 — на пло­щадках в верхней части оснований шлюпочных кра­нов. К концу войны эта батарея удвоилась — еще 2 орудия установили на крыше 3-й башни, и 2 — на па­лубе, в районе барбета 5-й башни. На решетчатых мачтах смонтировали восьмиугольные платформы — "противоторпедные посты", расширили мостики, из­менили расположение прожекторов.

До весны следующего, 1917 г. "Арканзас" про­должал боевую подготовку у восточного побережья США в составе 7-й дивизии линейных кораблей. 6 ап­реля 1917 г. корабль находился у побережья Вирджи­нии, когда было получено сообщение о том, что Соеди­ненные Штаты объявили войну Германии. Вскоре началась практическая подготовка к отправке соеди­нений флота в Европу. Однако "Арканзас" еще более года продолжал службу у восточного побережья США., проводя обычное боевое патрулирование. На борту линкора также проводилось обучение артиллерийских расчетов для вооружения торговых судов.

Наконец в июле 1918 г. "Арканзас" получил приказ следовать в Розайт (Шотландия), сменив в со­ставе 6-й эскадры Гранд Флита линкор "Делавер". 14 июля он вышел в море. На подходе к британским бе­регам наблюдатели обнаружили на поверхности океа­на нечто, похожее на бурун от перископа подводной лодки. Противоминная батарея линкора немедленно открыла огонь по этому объекту, а эсминцы эскорта сбросили глубинные бомбы, однако результата зафик­сировано не было. 28 июля без дальнейших инциден­тов дредноут прибыл в Розайт.

В последующее время до окончания войны "Ар­канзас" в составе 6-й эскадры Гранд Флита несколько раз совершал выходы на боевое патрулирование. 11 ноября 1918 г. между воюющими сторонами объявили перемирие. В соответствии с его условиями, германс­кий Флот Открытого Моря должен быть интернирован в Британии, но ни одна другая страна не решилась взять на себя миссию интернирования столь мощного флота. Вместе с Британскими кораблями 21 ноября 1918 г. "Арканзас" участвовал в церемонии сдачи германских кораблей, которая произошла в точке приблизительно в 40 милях к востоку от острова Мэй. Встретив германский флот, британские корабли пре­проводили его в Ферт оф Форт.

1 декабря американские линейные корабли были официально выведены из состава Гранд Флита. Поки­нув Ферт оф Форт, "Арканзас" перешел в Портлэнд. 13 декабря 1918 г. вместе с другими линкорами США "Арканзас" встретил в море лайнер "George Washington" с президентом В. Вильсоном на борту и сопроводил его в Брест. Из Бреста линкор направился в Нью-Йорк, куда прибыл 26 декабря. После торже­ственной встречи министр ВМС Джозефус Дэниеле на яхте "Mayflower" провел смотр линейного флота.

После возвращения из Европы "Арканзас" про­шел ремонт и модернизацию на верфи "Норфолк Нэйви Ярд". Программа модернизации была стандартной и включала усиление броневой защиты крыш башен и боевой рубки, модернизацию систем и приборов уп­равления огнем в центральном посту и на топах мачт. По окончании работ линкор присоединился к Атлан­тическому флоту для зимних маневров в кубинских водах, а после учений принял участие в подготовке и обеспечении группового перелета американских гид­росамолетов "Curtiss NC" через Атлантику из Трепасси Бэй (Ньюфаундленд) в Европу. Важным элементом обеспечения успеха перелета была четкая организация метеорологического обеспечения. Для этой задачи, линкор пересек океан и 12 мая 1919 г. прибыл в Пли­мут, а оттуда направился обратно на запад, скрупулез­но фиксируя состояние океана и весь комплекс погод­ных условий. Во время перелета 19 мая он служил одним из звеньев в цепи связных и обеспечивающих кораблей, протянувшейся через океан с запада на вос­ток. После успешного завершения перелета линкор прибыл в Брест, где 10 июня принял на борт адмирала Уильяма С. Бенсона, начальника отдела военно-мор­ских операций (адмирал с женой возвращался с мир­ной конференции в Париже). 20 июня "Арканзас" вер­нулся в Нью-Йорк.

К этому времени политическое и военное руко­водство США твердо сошлось во мнении о приоритет­ности в будущем Тихоокеанского театра. В Атлантике у американского флота после разгрома Германии не было реального противника. Правда, до конца 20-х годов периодически в прессе возникали кампании на тему военно-морского соперничества с Великобрита­нией, которые с готовностью подхватывались и по дру­гую сторону океана. Временами это распространялось и на специальные издания, в которых приводились тео­ретические расчеты и результаты штабных игр на слу­чай подобного конфликта. Однако, в основном, подоб­ные дискуссии носили спекулятивный характер. Хотя между США и Англией временами и возникали трения по "текущим", в основном торговым вопросам, между ними не было принципиальных противоречий, столь се­рьезных, чтобы они могли привести к войне. Фактичес­ки между США и Англией уже установились своеобраз­ные "особые отношения", среди населения обеих стран отсутствовали враждебные настроения друг к другу, а офицеры обоих флотов недавно были союзниками в войне, и большинство их полагало подобное столкно­вение немыслимым.

Совершенно другой была ситуация на Тихом океане, где Япония продолжала экономическую экс­пансию в Китае и активно укрепляла захваченные у Германии в 1914-1915 гг. тихоокеанские острова. Это была серьезная заявка на гегемонию на большей части громадных пространств Тихого океана и особенно в со­вокупности с японской программой строительства фло­та "8+8", сорванной, кстати, в результате Вашингтонской конференции, инициированной США. В силу этих причин отношения США и Японии быстро ухудшались. В 1919 г. это привело к повторному формированию Ти­хоокеанского флота США, и именно с этого времени новейшие американские линкоры стали проводить большую часть своей службы в тихоокеанских водах.

После возвращения из европейского похода "Арканзас" также "получил назначение" на Тихий оке­ан. 19 июля 1919 г. он покинул Хэмптонский рейд и, пройдя Панамский канал, прибыл в Сан-Франциско. С 6 по 12 сентября на его борту секретарь флота Джосефус Дэниеле с супругой совершили переход из Сан-Франциско в Блэйкли Харбор (штат Вашингтон), а 13-го с борта броненосца "Орегон" дредноут приветствовал президент Вильсон. 19 сентября 1919 г. "Арканзас" прибыл на верфь "Пьюджет Саунд Нэйви Ярд" для капитального ремонта.

К этому времени расположение противоминных орудий было окончательно признано слишком "мок­рым", чтобы они имели реальную боевую ценность. Как и на остальных дредноутах, приняли решение снять все противоминные 127-мм орудия, находивши­еся ниже верхней палубы, кроме пяти орудий кормо­вого каземата. Новую противоминную артиллерию в двухорудийных башнях планировали установить на верхней палубе, в гораздо более выгодных позициях. Однако разработка этих башен столкнулась со столь серьезными трудностями, что программу свернули, и уже 22 ноября последовал приказ вернуть все орудия на места. Эту работу выполнили в декабре 1919 г., однако 5 орудий, наиболее подверженных заливанию, так и не установили.

По окончании ремонтных работ в мае 1920 г. "Арканзас" вернулся к обычной боевой подготовке в составе флота у побережья Калифорнии. 17 июля 1920 г. он получил официальное обозначение ВВ-33 и соот­ветствующий бортовой номер. В сентябре корабль со­вершил свой первый поход к Гавайским островам, а в начале 1921 г. посетил с визитом Вальпараисо, после этого вернулся на Атлантический флот, где продолжил боевую подготовку у побережья Новой Англии индиви­дуально и в составе линейных эскадр. В августе 1921 г. корабль стал флагманом линейных сил Атлантическо­го флота. Каждое лето "Арканзас" совершал дальние учебные походы с кадетами Военно-морской Акаде­мии. Так, в 1923 г. он посетил Европу, где нанес визит в Копенгаген. Здесь 2 июля корабль посетил король Да­нии. После этого линкор посетил с визитами Лиссабон и Гибралтар. Учебный поход "Арканзас" в 1924 г. так­же проходил в европейских водах.

Летом 1925 г. стандартный маршрут изменили — линкор вновь посетил западное побережье Соединен­ных Штатов. 30 июня 1925 г. "Арканзас" прибыл в Санта-Барбару (штат Калифорния) сразу после произо­шедшего там сильного землетрясения. Совместно с эс­минцем "McCawley" (DD-276) и противолодочным ко­раблем "Eagle" (РЕ-34) линейный корабль сформировал и высадил на берег отряд моряков для помощи жителям, поддержания порядка и установки на берегу временной радиостанции для восстановления связи с внешним миром. По возвращении из этого похо­да "Арканзас" отправили на верфь "Филадельфия Нэйви Ярд". Здесь в соответствии с обширной программой модернизации всех угольных дредноутов корабль под­вергся капитальному ремонту и модернизации.

Работы проводились по такому же проекту, как и модернизация "Вайоминга", с широким использова­нием материалов, оставшихся от нереализованной из-за Вашингтонского договора программы строитель­ства флота. Была произведена замена котлов и перевод корабля на жидкое топливо, дымоходы от кот­лов были выведены в одну трубу. Как и на "Вайомин­ге", в подводной части значительно улучшили подраз­деление на отсеки и добавлены противоторпедные були, усилено горизонтальное бронирование, умень­шена до 16 стволов и перестроена 127-мм противо­минная батарея. Как и на других линкорах, зенитную батарею увеличили до 8 76,2-мм орудий, модернизи­ровали системы управления огнем, установили новое радиооборудование, на крышах башен установили новые дальномеры и катапульту для 3-х гидросамоле­тов (на 3-й башне). Вместо ажурной грот-мачты уста­новили короткую треногу с прожекторным мостиком, второй пост управления огнем главного калибра пе­ренесли в новую надстройку позади трубы. Суще­ственное внимание было уделено средствам противо­химической защиты корабля.

Работы завершили к ноябрю 1926 г.. Сразу после выхода с верфи "Арканзас" совершил короткий испыта­тельный поход вдоль восточного побережья и в кубинс­кие воды и вернулся в Филадельфию для официальных приемных испытаний. После успешного их прохождения он вновь присоединился к флоту и активно участвовал в различных маневрах у восточного побережья США и в Карибском море. 5 сентября 1927 г. корабль принял уча­стие в церемонии открытия памятника французским сол­датам и морякам, погибшим во время боев у Йорктауна в 1781 г. В мае 1928 г. дредноут вновь принял на борт кадет из Аннаполиса для учебного похода вдоль восточ­ного побережья и к берегам Кубы. Осень и зиму корабль провел в непрерывных маневрах в составе линейных ди­визий Атлантического флота. В начале 1929 г. линкор действовал в Карибском море и в районе Панамского канала, а в мае вернулся на верфь "Нью-Йорк Нэйви Ярд" для планового ремонта.

Учебный поход с кадетами в 1929 году корабль провел на Средиземноморье, затем, посетив Англию, в августе вернулся домой, где у восточного побережья участвовал в маневрах Разведывательных сил. В 1930 г. "Арканзас" снова совершил учебный поход с каде­тами, посетив Шербур, Киль, Осло и Эдинбург. Зима вновь прошла в боевых учениях и маневрах. Во время похода 1931 г. корабль еще раз посетил Европу, совер­шив заходы в Копенгаген, Гринок, Кадис и Гибралтар, а в сентябре 1931 г. посетил Галифакс.

В октябре 1931 г. "Арканзас" снова принял уча­стие в юбилейных церемониях в честь битвы при Йорктауне, при этом 17 октября на дредноут прибыл сам президент США Герберт Гувер. По окончании тор­жеств 20 октября линкор доставил президента в Анна­полис, а затем направился на верфь "Филадельфия Нэйви Ярд", где до января 1932 проходил плановый ремонт. После ремонта линкор направился на юг, в Мексиканский залив, где посетил Нью-Орлеан, а затем через Панамский канал перешел к западному побере­жью США. Корабль действовал в этих водах в каче­стве флагмана Учебной эскадры до весны 1934 г., а затем возвратился к восточному побережью.

Летом 1934 г. во время учебного похода с морс­кими кадетами "Арканзас" посетил Плимут, Ниццу, Неаполь и Гибралтар и вернулся в Аннаполис к авгус­ту, после этого перешел к Ньюпорту, где присутство­вал во время Международной парусной регаты. С бор­та яхты "Nourmalhal" корабль приветствовал президент США Франклин Д. Рузвельт. Во время сорев­нований парусный катер с "Арканзаса" одержал побе­ду над признанными фаворитами — командой катера с британского легкого крейсера "Dragon".

Затем вновь потекли будни боевых учений и тре­нировок. В январе 1935 г. "Арканзас" доставил бата­льон морских пехотинцев к острову Кулебра для учас­тия в учениях по высадке десанта, а в июне с морскими кадетами на борту вновь пересек Атлантику, прибыв в Эдинбург, затем совершил заход в Осло, где его посе­тил король Норвегии Хаакон VII. Затем последовали визиты в Копенгаген, Гибралтар и Фунчал (на острове Мадейра). В августе, завершив поход, "Арканзас" пе­решел в Нью-Йорк, где принял на борт резервистов из штата Нью-Йорк, совершил с ними учебный поход в Галифакс и, вернувшись домой в октябре, прошел оче­редной ремонт на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд".

В январе 1936 г. "Арканзас" принял участие в учениях по высадке десанта у острова Кулебра, затем посетил Нью-Орлеан во время известного фестиваля Марди Грае и стал на ремонт на верфи "Норфолк Нэй­ви Ярд". Ремонт продолжался до весны, а летом ко­рабль с кадетами Военно-морской Академии вновь от­правился за океан, нанеся визиты в Портсмут, Гетеборг и Шербур и в августе, как обычно, возвра­тился в Аннаполис. Отсюда линкор перешел в Бостон, где принял на борт офицеров Военно-морского Резер­ва, совершил с ними краткий учебный поход, после чего в октябре вновь посетил "Норфолк Нэйви Ярд" для планового ремонта.

К этому времени устаревание "Арканзаса" ста­новилось все более явным. После "разжалования" в 1932 г. "Вайоминга" в учебный корабль "Арканзас" оказался последним линкором с 305-мм артиллерией в составе флота. К тому же он имел устаревшую схему бронирования, разработанную до введения системы "все или ничего". Конечно, во время большой модернизации 20-х годов дредноут получил относительно со­временную и эффективную противоторпедную защиту и котлы на жидком топливе, его горизонтальное брони­рование было значительно усилено, а система управле­ния огнем существенно модернизирована. К концу 30-х — началу 40-х гг. американская система управления огнем главного калибра, впитав лучшие достижения электромеханики и прецизионной механики, была, по­жалуй, лучшей в мире. Однако 305-мм калибр главной артиллерии к концу 30-х годов был уже явно мал, и этот недостаток не поддавался устранению, хотя отчасти положение исправляла многочисленность орудий главного калибра.

В середине 30-х годов в США широким фронтом развернулись работы по проектированию нового поко­ления линкоров. Первыми из них стали заложенные в 1937 г. линкоры типа "North Carolina". Согласно пла­нам командования флота, они и должны были заменить "Арканзас" и "Нью Йорк" (которым были недовольны из-за его паровых машин). Однако старые корабли спасла международная обстановка. К 1936 г. отноше­ния с Японией стали настолько напряженными, а поло­жение в Европе настолько непредсказуемым, что пре­зидент Ф.Д. Рузвельт распорядился приостановить вывод из строя всех старых кораблей и продолжать со­хранять все крупные корабли в составе флота. При этом даже их модернизация допускалась лишь при ус­ловии, что корабль не будет надолго выведен из соста­ва действующего флота.

Поэтому и следующий, 1937 год, для старого линкора был похож на предыдущий. Время было запол­нено боевыми учениями, стрельбами и маневрами в со­ставе флота. Летом, как обычно, "Арканзас" совершил практический поход с кадетами в европейские воды, по­сетив порты Англии и Германии, а в конце лета возвра­тился к восточному побережью Соединенных Штатов. Затем он проводил учения у побережья Новой Англии, базируясь на Норфолк, Филадельфию и Бостон, осенью совершил поход в Карибское море, к Виргинским ост­ровам и о. Сент-Томас. Следующие два года, 1938 и 1939, корабль действовал в составе Учебной эскадры, оперируя в основном у восточного побережья США,

1 сентября 1939 г. сообщение о начале войны в Европе застало "Арканзас" на Хэмптонском рейде, во время подготовки к учебному походу с офицерами Во­енно-морского резерва. С началом войны важнейшей задачей Атлантического флота стало патрулирование с воздуха просторов западной Атлантики. Поэтому первым заданием для "Арканзаса" стала доставка обо­рудования для развертывания базы патрульных гидро­самолетов из Норфолка в залив Наррагансетт. Зайдя в Ньюпорт, "Арканзас" принял на борт различные дета­ли оборудования и вооружения для эсминцев и доста­вил их на Хэмптонский рейд. Однако все это не означа­ло "разжалования" линкора в транспорт — наоборот, с началом европейской войны боевая подготовка приоб­ретала особое значение, и 11 января 1940 г. "Арканзас" вместе с "Техасом" и "Нью Йорком" вышел из Нор­фолка на боевые учения на юг, в залив Гуантанамо.

В феврале линкор участвовал в учениях по вы­садке десанта у о. Кулебра, а затем через Сент-Томас вернулся в Норфолк, где с 18 марта по 24 мая прошел ремонт и модернизацию на верфи "Норфолк Нэйви Ярд". Завершив ремонт, 30 мая линкор прибыл в Ан­наполис, принял на борт кадет и вместе с "Техасом" и "Нью Йорком" вышел в летний учебный поход к бере­гам Панамы и Венесуэлы. Затем в течение осени линкор совершил еще три учебных похода с офицерами Во­енно-морского резерва: в залив Гуантанамо, Чесапик­ский залив и в зону Панамского канала.

В последующие месяцы политикой Соединенных Штатов стало ограничение войны в Атлантике границей западного полушария — мера, формально вытекавшая из американского нейтралитета, но объективно играв­шая на руку Британии, поскольку тем самым ограничи­вались районы действий германских подводных лодок в Атлантике. Для соблюдения этого режима ввели патру­лирование в океане американских военных кораблей, вплоть до линкоров, в котором участвовал и "Арканзас" (так называемый "нейтральный патруль"). Американс­кие корабли, включая линкоры, эскортировали в запад­ной Атлантике конвои транспортов, направлявшихся в Британию, на том основании, что в составе конвоев име­лись и американские суда. У границы "нейтрального патрулирования" конвои встречал британский эскорт. Сама эта граница постепенно отодвигалась все дальше и дальше на восток, а в начале лета 1941 г. после долгих и нелегких переговоров США добились разрешения на ввод войск в Исландию, где было решено развернуть промежуточную базу для конвоев и эскортных сил на их долгом и опасном пути через океан.

Именно "Арканзас" и стал кораблем, доставив­шим в Исландию первый контингент морских пехотин­цев. При этом он, вместе с "Нью Йорком" и легким крейсером "Бруклин" (CL-40) в пути обеспечивал при­крытие конвоя. Исполнив эту миссию, "Арканзас" вер­нулся к американским берегам — в бухту Каско, где в это время на борту тяжелого крейсера "Аугуста" (СА-31) проводилась встреча между президентом США Ф. Д. Рузвельтом и британским премьер-министром У. Черчиллем. Встреча завершилась подписанием известной Атлантической Хартии. Согласно ее положениям, формально нейтральные США выражали полную под­держку Англии и фактически присоединялись к ней в ее военных усилиях, по крайней мере, на море. Во время проведения конференции с 8 по 14 августа 1941 г. на "Арканзасе" размещались представители американс­кой делегации, в том числе заместитель госсекретаря США Самнер Уэллес и Аверелл Гарриман — будущий посол США в СССР. Затем до конца года "Арканзас" продолжал боевые учения у восточного побережья США и участие в "нейтральном патруле".

7 декабря 1941 г. в момент нападения японцев на Пирл-Харбор "Арканзас" стоял на якоре в бухте Кас­ко. Внезапный удар вывел из строя более половины линкоров Тихоокеанского флота и привел к кардиналь­ному изменению соотношения сил на театре. Однако командование флота избежало искушения немедлен­ной отправки всех уцелевших линкоров на Тихий оке­ан, что сразу нарушило бы уже установившуюся систе­му прикрытия конвоев в Атлантике. Вместо этого, в ожидании вступления в строй новых, все уцелевшие тихоокеанские линейные корабли стянули к побережью Калифорнии с чисто оборонительными целями — что­бы воспрепятствовать японскому десанту на Западное побережье, который тогда казался вполне возможным. Вскоре на поддержку к ним с Атлантики отправили 3 линкора типа "New Mexico", но это были корабли Ти­хоокеанского флота, которые перевели на Атлантику лишь прошедшим летом. Остальные линкоры Атланти­ческого флота продолжали выполнение обычных за­дач.

С 14 декабря 1941 г. по 24 января 1942 г. "Аркан­зас" совершил поход в Хвальфиорд (Исландия). Вер­нувшись в Бостон, в течение февраля он проводил уче­ния и тренировки в бухте Каско, а 6 марта прибыл в Норфолк для большой модернизации. В числе прочих работ на корабле увеличили угол возвышения орудий главного калибра с 15° до 30°, усовершенствовали си­стему управления огнем и установили новейшее радио­локационное оборудование. При этом линкор лишился ажурной фок-мачты, которую заменили треногой, а также перестроили носовую надстройку и мостики, как на "Нью Йорке". Противоминная артиллерия сократи­лась всего до 6 127-мм орудий, зато существенно уси­лили зенитное вооружение. После завершения основ­ных работ, 2 июля "Арканзас" провел испытания в Чесапикском заливе и 27 июля перешел в Нью-Йорк.

Завершив мелкие работы и приготовления к по­ходу, 6 августа корабль вышел в море, 8 августа, пос­ле короткого захода в Галифакс, направился через оке­ан в Гринок, в качестве дальнего прикрытия конвоя. Несмотря на шторм, конвой успешно прибыл в Гринок 17 августа, и 4 сентября "Арканзас" вернулся в Нью-Йорк. Затем последовал еще один такой же поход, из которого корабль возвратился 20 октября.

С началом операций союзников в Северной Аф­рике в Касабланку были направлены из США конвои с техникой и войсками для поддержки сил вторжения. 3 ноября 1942 г. "Арканзас" вышел из Нью-Йорка, осу­ществляя прикрытие крупного конвоя в Марокко, и вернулся в Нью-Йорк 11 декабря для некоторых допол­нительных работ по модернизации и ремонта. Затем, со 2 по 30 января 1943 г. он проводил учебные стрельбы в Чесапикском заливе. С начала февраля по апрель "Ар­канзас" совершил 2 похода через океан для прикрытия конвоев в Касабланку. Вернувшись в Нью-Йорк в на­чале мая, прошел докование на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд", а 26 мая перешел в Норфолк. В течение четы­рех месяцев "Арканзас" служил учебным кораблем кадет, базируясь в Норфолке и оперируя, в основном, в Чесапикском заливе. Осенью, перебазировавшись в Нью-Йорк, корабль вернулся к выполнению привычной миссии эскортирования конвоев, 8 октября вышел в море, сопровождая конвой в Бангор (Ирландия), и вернулся в Нью-Йорк к 1 декабря. С 12 по 27 декабря "Ар­канзас" прошел ремонт в Нью-Йорке, а затем ушел в Норфолк, где и встретил Новый год. 19 января 1944 г. корабль вновь вышел в море с конвоем, направляю­щимся в Ирландию. Сопроводив транспорты к месту назначения, корабль повернул на обратный курс и 13 февраля прибыл в Нью-Йорк. После артиллерийской практики в бухте Каско 11 апреля он зашел в Бостон для небольшого ремонта, а 18 апреля снова вышел в Бангор. Прибыв к месту назначения, "Арканзас" при­ступил к активным тренировкам артиллерийских рас­четов — с его 305-мм артиллерией предстояло сыграть важную роль в операции "Оверлорд" — вторжении войск союзников в Нормандию, которое намечалось на начало июня. 3 июня "Арканзас" совершил переход к французскому побережью.

Утром 6 июня, с началом вторжения, линкор по­дошел к Байе-де-ла-Сейн и занял позицию для обстрела в 2 милях от пляжа "Омаха". В 05.52 "Арканзас" впер­вые открыл огонь по немецким береговым укреплени­ям. В течение всего дня он продолжал обстрел берега, уклоняясь от ответного огня и отражая атаки с возду­ха. 13-го июня корабль сменил позицию, переместив­шись вдоль берега по направлению к Грандкэмпл Бэйнс. Затем 25 июня "Арканзас" вел огонь по немец­ким батареям у Шербура. Немцы активно отвечали, иногда накрывая линкор, но прямых попаданий не было. Союзнические войска усиливали давление и на следующий день заняли Шербур — не в последнюю оче­редь благодаря поддержке "Арканзаса".

Выполнив свою задачу наилучшим образом, 26 июня корабль прибыл в Уэймут, а затем перешел в Бангор. Но отдых был кратким — союзники готовили опе­рацию по вторжению в южную Францию, и после при­ема снабжения уже 4 июля корабль снова вышел в оке­ан, направляясь в Средиземноморье. Пройдя Гибралтар, 10 июля линкор прибыл в Оран, а 21 июля перешел в Таранто, где находился до 6 августа, затем в Палермо, а 14 августа высадкой войск на участок побережья между Тулоном и Каннами началась опе­рация "Наковальня" — давно ожидаемое вторжение в южную Францию. Уже 15 августа "Арканзас", подой­дя к побережью, открыл огонь из орудий главного ка­либра, поддерживая наступающие войска, и продол­жал обстрел в течение двух суток. Выполнив поставленные задачи, линкор вернулся в Палермо, а затем — после короткого захода в Оран — с достоин­ством двинулся в обратный путь, в Соединенные Шта­ты и 14 сентября прибыл в Бостон.

Теперь линкору-ветерану предстоял новый дальний поход — на тихоокеанский театр. До начала ноября он находился на верфи, проходя ремонт и но­вую модернизацию. На нем вновь усилили зенитную артиллерию, установили последние образцы радар­ного оборудования, увеличили площадь открытых мостиков. 7 ноября, завершив модернизацию, "Ар­канзас" совершил короткий испытательный выход в бухту Каско, затем 10 ноября взял курс на юг и 22 ноября прошел Панамский канал, направляясь в Сан-Педро. Прибыв к месту назначения, 29 ноября лин­кор начал трехнедельный цикл активных тренировок экипажа и артиллерийских учений у калифорнийско­го побережья между Сан-Диего и Сан-Педро, а 20 января вышел в океан, направляясь на запад, к Га­вайским островам.

Задержавшись в Пирл-Харборе лишь на один день, линкор продолжил свой путь на запад, направля­ясь к атоллу Улити (Каролинские острова), где в это время базировались основные силы флота. От Улити "Арканзас" пошел на северо-запад и 12 февраля 1945 г. прибыл на Тиниан (Марианские острова), где сразу же включился в боевую подготовку, отрабатывая артиллерийскую поддержку войск при высадке десанта. Интенсивные тренировки заняли двое суток. В ближай­шие дни предстояла высадка на Иводзиму, имевшую важное стратегическое значение. Японцы были увере­ны в крепости обороны острова и фанатизме его защит­ников, и поэтому тяжелые артиллерийские корабли должны были сыграть в операции важную роль. Завер­шив учения и приняв топливо и боезапас, корабль в со­ставе громадного соединения вторжения направился к берегам Иводзимы.

16 февраля, подойдя к западному побережью ос­трова, в 06.00 "Арканзас" открыл огонь из орудий главного калибра по японским укреплениям. Ураган­ный огонь со всех кораблей артиллерийской поддерж­ки разрушал японские оборонительные сооружения, прижимая японцев к земле, но они все равно яростно сражались за каждый метр территории. Морская пехо­та несла чувствительные потери. Вместе с линкорами "Айдахо", "Теннесси", "Невада", "Техас" и "Нью Йорк", "Арканзас" продолжал бомбардировку до 19-го, и каждый день войска медленно, но верно продви­гались вперед. По ночам японцы предпринимали отча­янные контратаки, пытаясь вернуть потерянные за день территории. Зная об этом, корабли, включая "Аркан­зас", по ночам оставались на позициях для бомбарди­ровки, обеспечивая прикрытие войск. Завершив рабо­ту, 7 марта линкор направился на Улити и прибыл туда после 3-дневного перехода. Здесь экипаж корабля по­лучил долгожданный, хотя и кратковременный отдых. Приняв топливо, боезапас и все виды снабжения, лин­кор включился в подготовку к операции "Айсберг" — вторжению на остров Окинава.

На этот раз соединение прикрытия и огневой поддержки превосходило все, что когда-либо формиро­валось для выполнения такой задачи. В его состав вош­ло 10 линейных кораблей — все 6 участвовавших в опе­рации у Иводзимы, "Нью Мексике" и все 3 старых корабля с 406-мм артиллерией: "Колорадо", "Мэри­ленд" и "Вест Вирджиния". Командующий соединени­ем контр-адмирал Мортон Дейо держал флаг на "Теннесси". Кроме линкоров, в состав соединения вошли 10 крейсеров (7 тяжелых и 3 легких), 24 эскадренных ми­ноносца и 8 эскортных кораблей. Громадное соедине­ние было разделено на 5 групп, при этом "Арканзас" должен был действовать совместно с "Колорадо".

21 марта "Арканзас" вышел в море и, подойдя к побережью Окинавы, 25 марта начал обстрел объек­тов на острове. В течение недели линкоры перепахи­вали японские позиции на Окинаве тяжелыми снаряда­ми, пока наконец 1 апреля не началась высадка. Понимая бесперспективность контратаки, японцы отошли от береговой черты, приготовившись к упор­ной обороне в глубине острова. Однако японская авиация яростно атаковала американские корабли. Вместе с другими кораблями "Арканзас" день за днем отражал японские налеты, включая атаки "камикад­зе". Линкор оставался у побережья Окинавы в течение 46 суток. Лишь 14 мая, завершив боевую работу, он прибыл в бухту Апра на о. Гуам.

В это время даже в высшем политическом руко­водстве США лишь очень узкий круг лиц знал о суще­ствовании атомной бомбы и ее возможностях, и коман­дование флота активно готовилось к заключительной фазе войны — операциям "Олимпик" и "Коронет" по вторжению на острова японской метрополии. По свое­му размаху высадка десанта, авиационные удары и ар­тиллерийская поддержка с кораблей должны были пре­взойти все, что было известно до сих пор в истории войн, включая и недавнюю операцию "Оверлорд". Считалось, однако, что при упорном сопротивлении японцев война может продлиться еще более года.

В преддверии этих операций командование флота запланировало на конец лета - начало осени очередную масштабную модернизацию старых линко­ров с целью кардинально улучшить их возможности ПВО и привести их зенитное вооружение к единому стандарту. В соответствии с этим планом, с "Аркан­заса" должны были снять все 6 оставшихся противо­минных 127-мм/51 и все 76-мм/50 зенитные орудия. Вместо них он должен был получить новую универ­сальную вспомогательную батарею из 16-127-мм/38 орудий в 8 двухорудийных башнях, с 4 системами приборов управления стрельбой Мк57 — после появ­ления радиолокационных станций и снарядов с радиолокационными взрывателями ценность тяжелых зенит­ных орудий заметно повышалась. Кроме того, к имев­шимся 9 четырехствольным "Бофорсам" должны были добавиться еще 5; при этом все "Бофорсы" дол­жны были получить индивидуальные радарные прибо­ры управления Мк51. Одиночные 20-мм установки "Эрликон" планировалось заменить на спаренные, с тем чтобы обеспечить общее число стволов 20-мм ору­дий не менее 40. Однако быстрое окончание войны по­ложило конец этим планам.

Пройдя текущий ремонт и докование, 12 июня "Арканзас" направился к берегам Филиппин. Прибыв в залив Лейте 16 июня, линкор оставался в филиппин­ских водах до окончания боевых действий. Теперь ос­новной задачей флота, помимо обеспечения оккупа­ции Японии, стала скорейшая доставка на родину американских военнослужащих из различных гарни­зонов и пунктов базирования, разбросанных на бес­численных островах по всему пространству Тихого океана. Линейные корабли, включая "Арканзас", так­же были привлечены к этой операции, получившей название "Magic Carpet" ("Волшебный ковер"). 20 августа линкор покинул Филиппины, и 23-го пришел на Окинаву, став на якорь в заливе Бакнер. В течение месяца корабль принял на борт множество грузов, а главное около 800 американских военнослужащих для доставки на родину. Закончив погрузку, он вышел в море 23 сентября и после короткой остановки в Пирл-Харборе прибыл в Сиэтл 15 октября. В этот пе­риод демобилизуемых военнослужащих со всех остро­вов и баз тихоокеанского театра собирали на Гавай­ях, и до конца года линкор совершил еще 3 рейса в Пирл-Харбор, перевозя их на континент.

Окончание войны вызвало резкое сокращение ассигнований, выделяемых на флот. Множество кораб­лей вывели из боевого состава флота в резерв и на кон­сервацию, активность других резко сократилась. Боль­шинство более старых кораблей, карьеру которых продлила война, теперь предназначались к списанию. В их числе были и многие старые линкоры, хотя всех их ожидала разная судьба. В первые месяцы нового, 1946 г., "Арканзас" находился в Сан-Франциско. Весной флот начал готовиться к проведению операции "Пере­кресток" — нового, еще невиданного испытания по воздействию атомного оружия на корабли. Командова­ние флота выделило в качестве "подопытных кроли­ков" множество старых американских, а также и тро­фейных кораблей, полученных от Японии и Германии, — от линкоров и авианосцев до подводных лодок и транспортов. Среди кораблей, "приносимых в жертву", оказался и заслуженный ветеран "Арканзас".

В конце апреля корабль вышел из Сан-Францис­ко и направился к Гавайским островам, 8 мая прибыл в Пирл-Харбор, где простоял до 20 мая, а затем отпра­вился в свой последний путь — к атоллу Бикини, где было намечено произвести атомные испытания. Здесь корабли расставили по заранее намеченному плану, на различных расстояниях и различных курсовых углах к будущему эпицентру взрыва.

Первый воздушный взрыв — испытание "Эйбл"— прогремел 1 июля 1946 г. В результате взрыва атомной бомбы тротиловым эквивалентом около 20 кт "Арканзас" не получил фатальных по­вреждений. Вообще, с конструктивной точки зрения, тяжелые корабли показали хорошую способность противостоять поражающим факторам воздушного ядерного взрыва на расстоянии вплоть до нескольких сотен метров от эпицентра. Их повреждения, в основ­ном, ограничились деформациями легких конструк­ций надстроек, обгоревшими деревянными настила­ми палуб и радиоактивным заражением. Однако 25 июля был произведен второй подводный взрыв — "Бэйкер". При этом "Арканзас" был ближайшим к эпицентру кораблем, находясь всего в 200-300 метpax от атомного боезаряда. Наблюдатели видели, как линкор приподнялся над поверхностью океана, когда взрыв взметнул вверх громадную колонну воды. Затем гигантский водяной столб обрушился на корабль, и все скрылось за плотной пеленой радиоак­тивной водяной пыли. Когда грибовидное облако на­конец рассеялось и поверхность океана успокоилась, на ней уже не было "Арканзаса".

Официально "Арканзас" вывели из состава флота 29 июля 1946 г. и вычеркнули из списков Воен­но-морского Регистра 15 августа 1946 г. Так закончи­лась карьера корабля-ветерана, участника двух миро­вых войн, самого старого линкора ВМС США, заслужившего четыре боевые звезды за время второй мировой войны.

Прошло 55 лет, и океанские течения давно смы­ли радиоактивные вещества с палуб, корпусов и над­строек кораблей, лежащих на дне у берегов атолла Бикини. Не так давно группа американских аквалан­гистов посетила атолл и провела подводный осмотр затонувших кораблей. Многие из них оказались в лучшем состоянии, чем можно было бы ожидать. В анга­ре авианосца "Саратога" до сих пор стоят самолеты с открытыми кабинами и целыми стеклами указателей на приборных досках, а рядом покоятся аккуратно вы­ложенные штабеля авиационных бомб.

Учитывая современный уровень развития тех­ники, финансовые возможности США, а также то об­стоятельство, что некоторые из потопленных кораблей за прошедшее время благодаря литературе и фильмам о войне приобрели почти легендарный статус, нельзя исключать, что когда-нибудь они будут подняты и зай­мут места в военно-морских музеях как бесценные эк­спонаты. Ведь уже сейчас в США сохраняются в каче­стве музеев 6 линейных кораблей, включая "Техас" — почти ровесника "Арканзаса", и множество других кораблей, от авианосцев до транспортов типа "Liberty".

Однако вряд ли такая судьба ожидает "Аркан­зас" — по сообщению аквалангистов, в результате подводного атомного взрыва корпус линкора получил слишком серьезные повреждения.