Введение

 

В предыдущей монографии "Линейные корабли Соединенных Штатов Америки — Часть I" были пред­ставлены корабли первого поколения американских дредноутов, вооруженных, как и большинство их за­рубежных сверстников, орудиями "стандартного" 305-мм калибра.

В США разработка линейного корабля, воо­руженного "только крупными орудиями", прошла ряд оригинальных стадий; соответственно* конечный продукт — в виде проекта первого американского дредноута ("Michigan") — также был оригинальным, и в ряде отношений превосходил свой английский "аналог". Если бы не бюрократическая неповорот­ливость в организации заказа и строительства, "Michigan" мог стать не "аналогом", а первенцем нового поколения линкоров.

В отличие от английского и германского флотов, немедленно после появления дредноутов, начавших бес­компромиссную борьбу за решающее превосходство, в США не поддались на искушение начать массовую постройку дредноутов с 305-мм артиллерией. Амери­канцы предпочли построить для начала еще пару ко­раблей, на которых были исправлены наиболее очевид­ные недостатки первых двух дредноутов ("Michigan" и "South Carolina") — плоды компромиссов, навязанных проектантам из-за искусственных ограничений на раз­меры и стоимость новых линейных кораблей. Так по­явились линкоры типа "Delaware".

Эти корабли оказались весьма удачны — по крайней мере не хуже (а в ряде отношений и лучше), чем их европейские современники, и их было решено "повторить" - произведя минимальные усовершен­ствования, но при этом опять же ограничились лишь парой кораблей (типа "Utah"). Американские конст­рукторы не считали, что тип линейного корабля дей­ствительно устоялся, того же мнения придерживались и конгрессмены, определявшие расходы на флот и не видевшие пока смысла в экстренных тратах и срочном, "любой ценой", наращивании линейных сил.

Следующая серия линейных кораблей — тип ''Wyoming" — опять была плодом не гонки, а спокой­ного трезвого расчета. Бурный рост дредноутских эс­кадр в Европе и увеличение размеров иностранных ко­раблей побудили несколько увеличить новые линейные корабли и добавить еще одну башню. Но по своим конструктивным решениям это было прямое развитие дред­ноутов предшествовавшей пары.

К этому моменту из Европы поступили сведения о планируемом увеличении калибра на дредноутах сле­дующих серий. То же сделали и американцы — при этом новый калибр (356 мм) избрали "с запасом", оснастив корабли несколько более мощными орудиями, чем ан­глийские 343-мм, и гораздо более мощными, чем немец­кие 305-мм. В остальном — с конструктивной точки зрения — новые корабли (типа "New York") вновь по­вторяли предыдущий тип.

Таким образом, эти корабли — первые амери­канские линкоры с 356-мм орудиями — были всего лишь 9 и 10 по счету дредноутами США. За это же время против 8 американских англичане построили 16 дред­ноутов с 305-мм орудиями (включая линейные крейсе­ра). Американцев это пока не слишком нервировало — они продолжали идти своим путем, введя новую си­стему защиты — "все или ничего", ориентированную в первую очередь на бой на дальних дистанциях. Взяв за основу, опять-таки, основные характеристики преды­дущего проекта ("New York"),— состав вооружения и скорость были идентичны — США опять построили лишь два корабля, впервые воплотивших новую схему (типа "Nevada"). Эти в общем весьма удачные кораб­ли все же не были свободны от некоторых вынужден­ных компромиссов (в основном по финансовым при­чинам), и потому американцы, как и ранее с 305-мм линкорами, занялись "пошаговыми" исправлениями и улучшениями этого проекта. Так появился тип "Pennsylvania", даже внешне производивший впечатле­ние гармоничности и завершенности.

В Европе американские 305-мм линкоры пона­чалу особого внимания не привлекали — их было от­носительно немного и до Америки было далеко. Основ­ной интерес военно-морских экспертов и прессы вызывало англо-германское морское соперничество. Из-за ажиотажа вокруг этой гонки вооружений не слишком заметным оказалось даже появление факти­чески самых мощных в мире первых линкоров с 356-мм орудиями — типа "New York". В самом деле — их было (пока...) всего два, да и Америка являлась нейтраль­ной страной, и в предвоенной обстановке 1914 года никто не видел особого резона заострять на них вни­мание — по сравнению с линейными дивизиями Гранд-Флита впечатления они не производили.

Однако, несмотря на то что в Европе грянула война, следующие линкоры типа "Nevada" в военно-морских кругах и прессе заметили сразу и вполне оценили — хотя эти корабли и стали предметом многих дискуссий. Согласно признанию многих справочни­ков и военно-морских журналов, эти линкоры "откры­ли новую эру в бронировании", но именно в силу это­го воспринимались с некоторой настороженностью - как всегда настороженно воспринимается отход от классических принципов, особенно если не него реши­лись не высшие авторитеты и законодатели мод, а некто доселе считавшийся своего рода "провинциа­лом". Хотя как-то "вдруг" обнаружилось, что после­дние две серии линейных кораблей, построенных в этой "'провинции", по вооружению также являются мощнейшими в мире, уступая по калибру лишь новей­шим английским линкорам типа "Queen Elizabeth", но превосходя их как по числу орудий, так и по защите жизненно важных частей.

Тем не менее, англичане в силу инерции мышле­ния продолжали считать свои линкоры безусловно луч­шими; несмотря на войну, британские специалисты те­перь следили за событиями за океаном с возрастающим вниманием, но по-прежнему привычно сомневались в реальных качествах американских кораблей.

Ответ на все сомнения был дан Ютландским боем, с полной очевидностью показавшим правоту аме­риканской концепции. Получалось, что новая схема бронирования, обеспечивавшая максимальную защи­ту жизненных частей корабля, в условиях современно­го боя является единственно верной. И в этот момент в строй вступают еще два линкора типа "Pennsylvania" — превосходящие предыдущие по всем статьям, и вновь — по многим оценкам — самые мощные в мире!

Подобные обстоятельства появления этой пары кораблей обеспечили им настоящий триумф в военно-морской прессе — в том числе и английской. Эти лин­коры — в высшей степени рационально спроектиро­ванные, крепкие, мощные, хорошо защищенные и мореходные — были объявлены во многих публикаци­ях лучшими в мире и оптимальными прототипами лин­коров по крайней мере на ближайший период разви­тия кораблей этого класса.

Так оно и получилось — по крайней мере во фло­те США, ибо сами американцы также оценили эти ко­рабли весьма положительно. В итоге столь удачно вы­работанный тип "Pennsylvania" послужил прототипом линкоров трех следующих серий. Вместе с весьма близ­кими к ним "предшественниками" - двумя линкора­ми типа "Nevada" - все эти корабли (12 единиц) со­ставили основу нового линейного флота США. Три последних из них (4-й — "Washington" — увы, так и не был достроен) несли уже 406-мм орудия, но конструк­тивно также фактически представляли собой усовер­шенствованный тип "Pennsylvania" (не будет особым преувеличением сказать — усовершенствованный ''Nevada"). Так они и были вскоре названы в литерату­ре — "американские стандартные линкоры".

Такая серия из 12 фактически почти однотипных линкоров была в истории развития "капитальных кораблей" явлением уникальным, буквально в течение нескольких лет изменившим вид "табели о рангах" ос­новных мировых флотов — хотя великий британский флот и вышел из первой мировой войны победителем.

К 1922 году — моменту подписания Вашингтон­ского соглашения, в США достраивались 3 линкора но­вого поколения с 406-мм орудиями главного калибра, при этом в составе флота было 11 линейных кораблей с 356-мм артиллерией, плюс 8 линейных кораблей пер­вого поколения с 305-мм орудиями, из которых по Ва­шингтонскому соглашению были списаны лишь 4.

В то же время англичанам по тем же Вашинг­тонским соглашениям 1922 г., пришлось пустить на слом 20 (!) линейных кораблей и линейных крейсеров (из них 13 — с 305-мм орудиями), что сразу уравняло численность их линейного флота с американским. И даже если бы такого массового списания первых се­рий британских дредноутов не произошло, ситуация бы мало изменилась, ибо для вступившего в строй в течение последних 5 лет десятка "стандартных" аме­риканских линкоров они не были бы равноценным противником.

Итак, в геополитической расстановке сил на море возникла новая реальность, и базировалась она именно на быстром и массовом появлении "стандарт­ных линкоров" - - в первую очередь кораблей с 356-м орудиями.

Как же проектировались и строились эти, по сути дела эпохальные, корабли, и как они несли свою долголетнюю службу? К сожалению, в военно-морс­кой литературе, изданной на русском языке, можно почерпнуть не слишком много сведений об этих ко­раблях. Как и в случае с первыми американскими дред­ноутами, фактически единственными источниками ин­формации являются журнальные статьи и справочники разных лет и изданий, сведения в кото­рых зачастую противоречат друг другу. Особенно это касается сведений о бронировании (в первую очередь палубном) кораблей, а также данных о проведенных модернизациях.

Данная работа призвана заполнить этот пробел, представив вниманию читателя краткое описание уст­ройства и конструктивных особенностей первых аме­риканских сверхдредноутов. В части, касающейся ис­тории проектирования кораблей, в основу данного издания положен прекрасный фундаментальный труд Нормана Фридмана "US Battleships. An Illustrated Design History", однако данная работа, конечно, не является его прямым переводом или пересказом. Под­робно представлены технические характеристики и осо­бенности вооружения и оборудования линкоров, а так­же истории службы кораблей - - в том числе эксклюзивный, ранее не публиковавшийся материал о "бытовых" аспектах службы на американских дредно­утах, любезно предоставленный вице-адмиралом фло­та США Джеральдом Миллером, служившим с 1937 по 1939 гг. на линейном корабле "New York" .