"New York" и "Texas"

 

Первые американские сверхдредноуты конст­руктивно представляли собой немного увеличенный вариант предыдущей пары кораблей — последних 305-мм дредноутов типа "Wyoming". Как и "прототипы", "New York" и "Texas" имели гладкопалубные корпу­са с плавным подъемом палубы к носовой оконечнос­ти. Построечная стоимость каждого линкора состав­ляла 6 000 000 долларов без учета стоимости бронирования и вооружения.

Нормальное водоизмещение линкоров состав­ляло 26455 т., что делало корабли на момент построй­ки крупнейшими в мире. Полное водоизмещение дос­тигало 27933 т.

Корпуса кораблей имели максимальную длину 174,77 м, ширину по ватерлинии 29,05 м, высоту борта у миделя 14,85 м; проектная осадка равнялась 8,7 м. Фактически осадка при нормальном водоизмещении составляла 8,5 м (метацентрическая высота 1,99 м), при полном 8,93 м (метацентрическая высота 2,09 м).

Общий вес корпуса достигал 11062,8 т (здесь и далее в общий вес корпуса включен вес арматуры, со­ставлявший 12-15% от общей величины). В соответ­ствии с американской практикой корпус был спроек­тирован весьма вместительным, с полными обводами, для обеспечения должных качеств корабля как артил­лерийской платформы, а также свободного размеще­ния необходимого оборудования и несения веса бро­невой защиты.

Коэффициент общей полноты корпуса состав­лял 0,616, коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,977; практически прямоугольный мидель и плоское днище без килеватости было характерным свойством американских линейных кораблей.

Исключительно прочный и жесткий корпус лин­кора, спроектированный в соответствии с весьма вы­сокими американскими требованиями к этому каче­ству для линейного корабля, внутри разделялся на 22 основных отсека 21 переборкой, доходившей до бро­невой палубы.

Характерной чертой первой пары сверхдредно­утов стал возврат к паровым машинам в качестве глав­ных двигателей, обусловленный, в основном, подтвер­дившимися опасениями относительно недостаточной экономичности прямодействующих паровых турбин,— турбинные фирмы заявили о неготовности поставить по приемлемым ценам турбины, удовлетворяющие тре­бованиям технического задания. Корабли приводились в движение двумя вертикальными 4-цилиндровыми па­ровыми машинами тройного расширения, которые ра­ботали на два винта. Диаметры цилиндров машины со­ставляли 990,6 мм (высокого давления), 1600,2 мм (среднего давления) и два по 2108,2 мм (низкого давле­ния); ход поршня составлял 1219,2 мм. Машины имели систему принудительной (автоматической) смазки.

Громадные паровые машины "New York" и "Texas" принадлежали к одним из самых крупных дви­гателей этого типа, когда-либо устанавливавшихся на кораблях, и представляли собой выдающиеся образ­цы инженерного искусства. В настоящее время сохра­нившиеся вместе с кораблем паровые машины "Texas" занесены в национальный регистр исторических па­мятников США.

Вес машинной установки составлял 2311,3 т. По проекту мощность машин составляла 28100 инд.л.с., что обеспечивало достижение контрактной скорости 21 узел. Реально на испытаниях "Texas" развил мак­симальную скорость 21,13 уз. при мощности машин 28850 инд. л.с.

На обоих линкорах пар для турбин вырабаты­вали 14 котлов "Babcock & Wilcox", 8 из них — с паро­перегревателями; по длине корабля котельные отделе­ния занимали 3 отсека. Основным топливом для котлов, как и на кораблях предыдущей серии, был уголь. Нор­мальный его запас составлял 1973 т, кроме того, ко­рабль принимал 309,4 т. нефти. Максимальный запас топлива составлял 2960,4 т угля и 463,5 т. нефти.

Дальность хода корабля 10-узловым экономичес­ким ходом по проекту равнялась 7060 миль, но реаль­но удалось намного превысить эти показатели. Так, при чистом днище дальность хода при 12-уз скорости рав­нялась 9605 миль! (Для сравнения - 6860 миль у преды­дущих паротурбинных линейных кораблей типа "Wyoming"). 20-узловым ходом корабли могли пройти 3665 миль. При повседневной службе, однако, вслед­ствие обрастания и неидеального состояния угольных котлов, дальность хода, как и максимальная скорость, со временем заметно сокращалась. Так, данные для "Texas" составляют 7684 миль при скорости 12 узлов и 2932 мили 20-узловым ходом. Максимальная скорость хода корабля также существенно зависела от физического состояния кочегаров. Это было общей проблемой всех угольных линкоров, и ситуацию удалось кардинально улучшить только после модернизации, когда корабли получили новые котлы на нефтяном отоплении и большие були, позволившие резко увеличить запасы топлива.

Электроэнергетическая установка, как и на линкорах предыдущей серии, состояла из 4 турбогенераторов ''General Electric" мощностью по 300 кВт.

Линкоры типа "New York" обладали хорошей мореходностью; правда, несмотря на более высокое расположение противоминной батареи, чем на боль­шинстве 305-мм линкоров, ее орудия все равно сильно дали от заливания и брызг. Минимальный диаметр циркуляции на скорости хода 19 узлов равнялся 800 метров, на 16 уз. 725 м., на 10 уз. 689 м.

Общий вес бронирования составлял 7120,8 т.; в эту величину, однако, не включен вес броневых палуб 1337,6 т), т.к. в США этот вес традиционно включают в вес корпуса. Из указанной цифры веса бронировавания палуб 770,1 т приходилось на сталь STS. Общая схема защиты соответствовала линкорам предыдущего типа "Wyoming".

Главный броневой пояс простирался от барбета носовой башни ГК до барбета кормовой башни, замыкаясь в оконечностях броневыми траверзами. Высота главного пояса составляла 2,427 м., из них 0,6 м находилось выше конструктивной ватерлинии. По сравнению с предыдущими линкорами толщина пояса была увеличена в соответствии с правилом бронирования "против своего калибра". Основной пояс имел толщину 305 мм, но вблизи нижней кромки толщина его уменьшалась до 254 мм. Пояс, опиравшийся на шельфовые полки, крепился поверх наружной обшивки борта на тиковой подкладке, игравшей роль "подушки" и позволявшей более равномерно распределять по борту мгновенную нагрузку при попадании в какую-либо точку пояса тяжелого снаряда.

В оконечностях главный пояс замыкался траверзами толщиной 254 мм (носовой) и 280-мм (кормовой), громе того, в кормовой оконечности, позади главного, имелся 152-мм пояс для защиты рулевых приводов, который с кормы замыкался 229-мм траверзом.

Поверх главного пояса в средней части корабля устанавливался верхний пояс — по американской тер­минологии, "нижний каземат". Толщина этого пояса, как и на предыдущих кораблях, изменялась по высоте — от 280 мм на стыке с главным поясом до 229 мм на верхней кромке. Броня расположенного выше верхне­го каземата равнялась 165 мм, как и на типе "Wyoming"; нижний и верхний казематы в оконечнос­тях также замыкались траверзами соответствующей толщины.

Внутри верхнего каземата имелись поперечные переборки из стали STS толщиной 25,4 мм, а также про­дольные переборки толщиной 38,1 мм, выполнявшие функцию противоосколочной защиты и предохраняв­шие орудия от опасности выхода из строя в результате попадания в батарею одного тяжелого снаряда. Ды­моходы были защищены 165-мм броневыми плитами.

По верхним кромкам главного пояса настилалась главная броневая палуба. Как и на линкорах предыду­щих типов, она не имела скосов и выполнялась из 2 слоев стали — плиты STS толщиной 38,1 мм укладыва­лись поверх настила из мягкой стали толщиной 12,7 мм. Толщина палубы в средней части корабля в преде­лах длины, прикрываемой главным поясом, составля­ла, таким образом, 50,8 мм.

В носовой части — вперед от цитадели толщина этой палубы уменьшалась до 38,1 мм (25,4 мм STS по­верх 12,7-мм настила из мягкой стали). Максимальную толщину горизонтальная защита имела в корме, что обуславливалось необходимостью прикрытия рулевых приводов. Здесь, в корму от замыкающего траверза главного пояса, на уровне чуть выше ватерлинии про­ходила карапасная (со скосами) бронепалуба толщи­ной 76,2 мм, которая выполнялась из 2 слоев стали -плиты STS толщиной 63,5 мм укладывались поверх на­стила из мягкой стали толщиной 12,7 мм.

Толщина брони барбетов башен ГК достигала 305 мм, в их нижней части броня утончалась до 127 мм там, где барбеты прикрывались броней пояса. Толщина вертикальной брони башен составляла 356 мм — для лобовой плиты, боковые плиты и задняя плита имели толщину 203 мм, крыши башен защищались 102-мм плитами STS. Толщина стен боевой рубки состав­ляла 305 мм, ее крыша защищалась 102 мм стали STS. Конструктивная противоторпедная защита в целом повторяла систему, примененную на "Wyoming". Как обычно в то время, предусматрива­лось использование запаса угля в качестве одного из элементов противоторпедной защиты, поскольку на его дробление расходовалась значительная часть энер­гии подводного взрыва. "Первым слоем" противотор­педной защиты был двойной борт—промежуток меж­ду его внешней и внутренней обшивкой содержался пустым. Затем шел широкий пустой отсек, и затем, за еще одной продольной переборкой, — угольные ямы; таким образом, слой угля отделялся от наружного борта воздушным промежутком — расширительной камерой. Предусматривалась система контрзатопле­ния. Общая глубина противоторпедной защиты в рай­оне котельных отделений (у миделя) составляла 7,422 м — величина поистине выдающаяся, какой могли похвастать очень немногие линкоры даже времен вто­рой мировой войны!

По окончании постройки главное вооружение кораблей состояло из 10 356-мм/45 орудий Мк8, раз­мещенных в 5 двухорудийных башнях: 4 линейно-воз­вышенно в оконечностях, по классической схеме, и одна в средней части корабля, в походном положении смот­ревшая стволами в корму. Боезапас главного калибра по проекту составлял 100 выстрелов на орудие. Проти­воминная батарея состояла из 21 127-мм/51 орудия, раз­мещение которых повторяло предыдущий тип "Wyoming". Из них 10 орудий находились под броне­вой защитой в каземате в средней части корабля, еще 4 в носу и 5 в корме также на батарейной палубе, но без броневой защиты, и еще 2 открыто на надстройке, по бокам боевой рубки.

Расположение кормового орудия было неудоб­ным, а его углы обстрела сильно ограниченными, это был фактический повтор неудачного размещения этих орудий на предыдущих линкорах. Там (на кораблях типа "Wyoming") такое размещение кормового орудия было вызвано пересмотром изначально заложенной в проект, довольно сомнительной идеи. Суть ее заклю­чалась в том, чтобы установить 2 127-мм орудия на корме линкора прямо на верхней палубе, и таким об­разом, при ведении огня в корму кормовые орудия глав­ного калибра должны были стрелять поверх них.

Неизбежность в этом случае печальных резуль­татов для их прислуги (да и самих орудий) была быст­ро осознана и устранена еще в проекте, но отказываться сразу от 2 орудий в кормовом секторе все же не захоте­ли, и в итоге изобрели не слишком удачный компро­мисс, заменив эти 2 палубных орудия одним, установ­ленным на батарейной палубе и стрелявшим прямо в корму. Поскольку линкоры типа "New York" проектировались фактически как немного увеличенный вари­ант предыдущих кораблей, на них это расположение кормового орудия осталось без изменений. Боекомп­лект орудий противоминной батареи составлял 230 выстрелов на ствол.

Кроме этого, во время первой мировой войны линкоры получили зенитную артиллерию из 2 76-мм/ 50 орудий, установленных на площадках поверх колонн шлюпочных кранов, но вскоре после возвращения "New York" из Англии в 1918 г. батарею увеличили до 6 ору­дий, установив еще по паре зениток на крышах 3-й и 4-й башен ГК; вскоре зенитную батарею увеличили еще на 2 орудия. Для начала 20-х годов такой состав зенит­ной артиллерии из 8 76,2 мм орудий для линейных ко­раблей стал считаться стандартным. Также имелось 8 пулеметов калибра 7,62 мм.

Управление огнем главного калибра осуществ­лялось с помощью аппаратуры центрального артилле­рийского поста, размещавшегося в корпусе корабля под боевой рубкой, но выше броневой палубы — недоста­ток проекта, который был устранен на кораблях сле­дующей серии. Целеуказание осуществлялось с помо­щью визиров главного калибра, размещенных на топах ставших уже традиционными решетчатых мачт. Кро­ме того, длиннобазные дальномеры размещались со­вершенно открыто на крышах башен ГК. Более под­робные данные о принципе работы и характеристиках систем управления огнем приведены ниже, в разделе "Вооружение". Что же касается самих мачт, то, несмот­ря на то что на флоте они явно "прижились" и стали своего рода "визитной карточкой" тяжелых кораблей США, по поводу их достоинств и недостатков время от времени вспыхивали жаркие дискуссии.

Так, высказывалось мнение, что этим мачтам присуща повышенная вибрация при залпах главного калибра, и недостаточная жесткость. С другой сторо­ны, защитники ажурных мачт указывали, что эти мач­ты, несмотря на видимую громоздкость, все же значи­тельно легче, чем принятые в британском флоте массивные треноги, а период вибрации после залпа про­должается не более 10-15 секунд — величина неболь­шая (особенно при бое на дальних дистанциях, где сна­ряд все равно летит до цели порядка минуты) и вряд ли способная привести к задержке залпов и ухудшению условий управления огнем.

В итоге на первых сериях стандартных линко­ров при их большой модернизации ажурные мачты все же заменили на треногие — решающим фактором стал большой вес и объем, занимаемый новыми системами управления огнем (точнее, даже не всеми системами, а лишь их "верхними" компонентами), и старые ажур­ные мачты просто не были рассчитаны на то, чтобы нести такой груз. На последних стандартных линко­рах "Большой Пятерки" ажурные мачты изначально имели несколько иную, более массивную и крепкую кон­струкцию, и 2 из этих кораблей сохранили эти мачты (фок-мачты) до их списания в 1959 году.

Торпедное вооружение линкоров типа "New York" включало 4 533-мм траверзных подводных торпедных аппарата, боезапас для них составлял 16 тор­пед — из них 4 считались "резервными". Вместе с тор­педами хранились 12 мин заграждения, предназначенные для защиты флота в дальних походах на временных необорудованных якорных стоянках.

Экипаж линкора типа "New York" по проекту состоял из 58 офицеров и 994 матросов.

В ходе повседневной службы кораблей и особен­но по результатам опыта первой мировой войны в их конструкцию, оборудование и системы вносились не­которые изменения. Так, были усовершенствованы системы управления огнем, проведено местное усиление броневой защиты, расширены мостики — в том числе был смонтирован просторный мостик с закрытой хо­довой рубкой позади и выше боевой рубки, на пиллер­сах вокруг основания ажурной фок-мачты.

Была несколько усилена конструкция решетча­тых мачт; при этом на них установили "противотор­педные" платформы (посты для наблюдателей за по­верхностью моря) характерной восьмиугольной формы кормовая ниже, чтобы избежать задымления из труб). Коме того, сняли 4 наиболее "мокрых" 127-мм орудия. 3 результате при креновании "New York" на верфи Пьюджет-Саунд 14 апреля 1920 г. установленное зна­чение метацентрической высоты оказалось на 0,35 м. меньше проектной.

К этому же времени относятся первые попытки оснащения линкоров бортовой авиацией — процесс, в котором американцы были пионерами, но первенство это было быстро утрачено в годы войны, из-за отсутствия серьезного интереса как на флоте, так и в проектных организациях, В конце войны, однако, процесс оснащения американских кораблей авиацией вновь резко активизировался, и особенно подстегнуло его знакомство с британский опытом. Уже в 1919 г. многие линкоры были оснащены взлетными платформами на крышах башен ГК.

Одним из первых такие платформы получил "Texas" — еще в период совместных действий с английским флотом в конце 1918 г. Платформы распола­гались на крышах 2 и 4 башен ГК и позволяли, таким образом, кораблю осуществить запуск 2 самолетов. 9 парта 1919 г. с "Texas" впервые был осуществлен запуск британского самолета "Sopwich-Camel" с платфор­мы, установленной на башне №2.

Очевидный недостаток этой системы состоял в том, что возвращение запущенных самолетов на лин­кор не предусматривалось, т.к. технических средств для этого не имелось. Самолеты должны были совершить посадку на сухопутном аэродроме, и на корабль они могли вернуться только в базе путем установки краном на прежние "стартовые" позиции. Кроме того, платфор­мы доставляли изрядные неудобства артиллеристам — ах раскладка на ограниченном пространстве крыши башни была неудобна, а в развернутом состоянии они

сильно мешали действиям артиллерии — так, предель­ный угол вертикальной наводки стволов ГК без повреж­дения прикрепленного к ним конца взлетной платфор­мы, ограничивался 5°. Кроме того, командиры кораблей регулярно жаловались, что подготовленный к старту самолет на крыше второй башни сильно ограничивает обзор с мостика и особенно — из боевой рубки.

Быстрое развитие авиации окончательно поста­вило крест на этой идее — новые, более тяжелые и ско­ростные самолеты просто не могли взлетать с таких платформ, и для них пришлось искать другое место. Опытная эксплуатация гидросамолета в 1922 г. пока­зала неудобство использования с этой целью на лин­корах типа "New York" участка палубы на юте позади стволов башни ГК № 5; фактически самолет мог взле­тать и садиться только на воду — никаких средств стар­та с корабля не имелось в принципе, и даже для обыч­ного хранения и техобслуживания самолета на юте было слишком мало места. Для кардинального реше­ния вопроса требовалось введение катапультного стар­та. Первая пневматическая катапульта Мк 1 была ис­пытана на линкоре "Maryland" в 1922 г. К началу следующего года такие катапульты получили "Nevada" и "Oklahoma", по программе 1925 г. была профинан­сирована их установка на "Pennsylvania" и "Arizona'', а к 1926 году такие катапульты на юте имели все не­фтяные линкоры. Кораблям типа "New York", однако, пришлось ждать до проведения большой модерниза­ции в конце 20-х гг.

Вскоре после Вашингтонского соглашения 1922 года флот США начал обширную программу корен­ной модернизации всех сохранившихся в составе фло­та дредноутов. Ставилась задача "подтянуть" их, на­сколько возможно, к стандартам "Большой Пятерки" — линкоров типов "Tennessee" и "Colorado". В пер­вую очередь реконструкции подлежали дредноуты с 305-мм артиллерией и угольным отоплением котлов. После них первыми кандидатами на модернизацию были линейные корабли типа "New York". При этом приоритетом являлась модернизация силовой установ­ки с переводом ее на жидкое топливо, поскольку к се­редине 20-х годов из-за износа и плохого состояния котлов угольные линкоры не могли надолго развивать скорость более 14 узлов.

Общая идея модернизации, содержание и объем работ были примерно такими же, как у конструктивно близких к ним кораблей типа "Wyoming".

Кардинальная модернизация силовой установ­ки с заменой котлов стала возможна благодаря нали­чию огромного количества неиспользованного новей­шего оборудования и механизмов, оставшегося от сорванной Вашингтонским договором программы строительства нового линейного флота. В результате использования этих запасов, 14 угольных котлов "New York" стало возможным заменить на 6 нефтяных кот­лов "Бюро Экспресс", дымоходы от которых были вы­ведены в одну трубу. Нормальный запас нефти составлял 2800 тонн, при этом на экономической скорости хода 10 узлов корабль мог пройти 15400 миль. Макси­мальный запас топлива достигал 4600 т., на скорости 18 узлов корабль в этом случае мог пройти 6500 миль. Мощность турбогенераторов была увеличена на чет­верть и теперь составила 4 по 400 кВт.

Паровые машины линкоров при модернизации заменены не были (что впоследствии, особенно со вто­рой половины 30 годов, критиковалось как серьезная ошибка). В результате увеличения водоизмещения и ширины корабля снизилась скорость, хотя и ненамно­го — поскольку избранная форма булей обеспечивала хорошие гидродинамические характеристики корпуса. После окончания работ на испытаниях модернизиро­ванный линкор развил 19,72 узла, при мощности ма­шин 25402 л. с.

Недостатки паровых машин стали особенно оче­видны после того, как в 1928 г. "Texas" впервые стал флагманским кораблем, и все отрицательные послед­ствия "экономии" немедленно становились известны командованию флота и Морскому министерству в ре­зультате многочисленных рапортов державших на ко­рабле флаг адмиралов. В частности, неприятной осо­бенностью кораблей с паровыми машинами была специфическая вибрация, становившаяся особо силь­ной на определенных скоростях хода. Для "New York" этот критический диапазон лежал в пределах 12,4-14,3 уз., для "Texas" 12,5-14,5 узла. К сожалению, эти зна­чения скоростей лежали в интервале наиболее употре­бительных экономических скоростей линейного фло­та. В некоторых случаях вибрация была столь сильной, что серьезно затрудняла работу приборов управления огнем и даже создавала угрозу выхода из строя неко­торых механизмов.

В преддверии формирования морского бюджета 1934 г. командующий флотом подал запрос о включе­нии в бюджет финансирования работ по замене двига­телей паромашинных линкоров на турбины, но страна только начинала выходить из "Великой депрессии", суммы, выделяемые на флот, были ограничены, и сде­лано это не было.

При модернизации были полностью заменены системы управления огнем — вместо старого оборудо­вания были установлены приборы и системы, анало­гичные тем, что несли линкоры "Большой пятерки". Не­обходимость размещения новых боевых постов с этой аппаратурой потребовала установки двух одинаковых массивных трехъярусных конструкций - "топов". Одна из них располагалась поверх носовой треноги, вторая — в качестве надстройки сразу позади трубы. Как и на линкорах типа "Wyoming", перед кормовыми башнями установили короткую треногую мачту с на­блюдательными постами, прожекторными мостиками и 4 пулеметными установками. Еще 4 пулемета распо­лагалось на "зенитном" мостике на носовой треноге. Было установлено новое радио и радиопеленгаторное оборудование.

Для корректировки огня корабль получил авиа­группу из 3 гидросамолетов и пороховую катапульту для их запуска на крыше башни ГК №3, при этом са­молеты обслуживались расположенными вблизи тру­бы массивными шлюпочными кранами.

Противоминная батарея линкоров была вновь значительно перестроена. 6 127-мм орудий (по 3 на каждом борту) установили на новых позициях в над­стройке, возведенной на верхней палубе в средней ча­сти линкора и простиравшейся от борта до борта. Эти позиции имели вид обычных казематных установок, но фактически не имели броневой защиты, что, одна­ко, соответствовало новым американским теоретичес­ким воззрениям на локальное бронирование. Еще 2 127-мм орудия фактически остались на старых пози­циях в совершенно открытых установках на первой палубе надстройки, по сторонам боевой рубки. Еще 8 127-мм орудий также остались на своих старых пози­циях: 4 в кормовых казематах в корпусе под верхней палубой и еще 4 — крайние кормовые в старом казе­мате в средней части корпуса. Таким образом, противоминная батарея линкоров составляла теперь по 16  127 мм/51 орудий.

К этому времени в качестве стандартного зенитного вооружения модернизируемых линкоров было разработано 127 мм/25 зенитное орудие, однако финансовые ограничения не позволили в тот момент оснастить линкоры типа "New York" такими батареями. Вместо этого корабли получили по 8 76-мм зенитных орудий. Из них по 3 с каждого борта стояли на крыше каземата противоминной артиллерии в средней части корабля, и еще два — на верхней палубе у основания кормо­вой треноги. При этом орудийные площадки на шлюпочных кранах и орудия на крышах башен ГК были демонтированы. В то же время, в расчете на возможность последующей модернизации, погреба зенитных снарядов и линии подачи были сконструированы и на возможность использования 127-мм снарядов.

Концепция модернизации бронирования основанная на отложенных планах двухлетней давности. В литературе имеются некоторые противоречия в описании изменений в бронировании, но в общем, основываясь на наиболее солидных источниках, картина представляется следующей.

На вторую палубу между барбетами башен № 2 и № 5 поверх имеющихся двух слоев плит из стали высокого сопротивления (STS) укладывалось два дополнительных слоя по 44,5 мм, нижний — из никелевой стали, верхний — также из STS. Таким же образом броневая палуба была усилена и над котельными отделениями , в результате толщина брони 2-й палубы в этом районе достигла 120 мм. Над машинами такой же двойной защитный слой укладывался поверх имеющейся 25,5 мм защиты (также двухслойной: 17,8 мм STS + 7,62 мм мягкой стали).

Находящаяся ниже полупалуба в носовой части получила дополнительную защиту в 89 мм по такой же схеме (два слоя по 44,5 мм, нижний — никелевая сталь, верхний  — STS) на участке от задней части барбета башни № 2 до главного носового броневого траверза.

Такой же 45-мм слой плит STS укладывался и на третью палубу, но в оконечностях — в нос и в корму от главного броневого пояса. Крыши башен главного калибра и боевой рубки также получили дополнительный 44,5-мм защитный слой из таких же плит STS. Было усилено горизонтальное бронирование и над погребами ГК, в результате чего общая толщина броневой палубы на этих участках достигла 114 мм. 44,5-мм слой плит STS был добавлен на броневую палубу поверх имеющего тонкого 7,62-мм слоя в корму от барбета башни ГК № 5, т.е. над отделением рулевых приводов.

В подводной части линкоров было значительно улучшено подразделение на отсеки, кардинальной переделке подверглась противоторпедная защита корабля. Линкоры получили по бортам противоторпедные наделки (були), поднимавшиеся до половины высоты надводного борта; при этом были сняты подводные торпедные аппараты. В начале модернизации планировалось установить 4 надводных торпедных аппара­та, но уже в ходе работ от этого отказались.

Отсеки двойного борта, ранее содержавшиеся пустыми, теперь использовались для хранения жид­кого топлива. Далее внутрь корабля до внешней пе­реборки угольных ям располагалось пустое простран­ство шириной 2,516 м, которое использовалось в системе противоторпедной защиты как камера расши­рения. Теперь оно также заполнялось нефтью. Далее внутрь корабля, за 12,7-мм переборкой из никелевой стали, где ранее располагались угольные ямы, теперь это пространство, шириной 3,735 м, вплоть до внут­ренней противоторпедной переборки было разделено по вертикали еще одной продольной переборкой из никелевой стали. Эта 19-мм переборка была установ­лена ближе к внутренней противоторпедной перебор­ке (на расстоянии 1,2 м от нее), так что старая проти­воторпедная переборка теперь как бы играла роль фильтрационной. Таким образом бывшие угольные ямы поделили на две неравные части. Из них внут­ренняя (более узкая, между вертикальными перебор­ками) оставалась пустой в качестве фильтрационной камеры, а более широкая (3,2 м) использовалась для хранения нефти.

В качестве новой камеры расширения к борту линкора были пристроены були шириной до 1,83 м. Их объем рассчитывался исходя из нежелания нару­шать статьи Вашингтонского договора — согласно этим статьям, при модернизации линкоров их водо­измещение не должно было возрасти более чем на 3000 тонн. Тем не менее, були были настолько объемисты­ми, что в результате ширина корабля возросла до ве­личины, фактически предельной по условию прохож­дения через шлюзы Панамского канала — 32,33 м. На уровне несколько ниже ватерлинии були разделялись горизонтальной продольной переборкой на 2 части — верхнюю и нижнюю, обе части оставались пусты­ми. Внешняя обшивка булей была выполнена из лис­тов толщиной до 15,9 мм, чтобы при попадании тор­педы не создавалось массивных осколков. В результате общая глубина противоторпедной защиты на миделе выросла до 9,15 м, что является мировым рекордом для линейных кораблей, не побитым ни в тот период, ни впоследствии.

В ходе повседневной службы быстро выявилось, что листы обшивки булей были слишком тонкими. Как докладывал командир "New York", в ходе приемки топ­лива с танкера в море или на открытом рейде даже не­значительный навал приводил к повреждениям обшив­ки булей. В соответствии с докладом командира, при приеме топлива на открытом рейде Гонолулу имел ме­сто реальный риск вмятия булей и образования течи. В ходе учебных торпедных стрельб по корпусу учебные торпеды, попавшие в були, оставляли в них вмятины. Командование флотом не могло мириться с такими недостатками, ведь в доктрине использования амери­канского флота во главу угла ставилась способность подолгу действовать в отрыве от баз, и возможность приема снабжения в море была важнейшим требова­нием к кораблям США. В результате в ходе плановых ремонтов обшивку булей пришлось подкреплять.

После модернизации проектное водоизмещение линкоров составило 28700 т при осадке 8,73 м и необы­чайно высоком значении метацентрической высоты 3,16 м. Полное водоизмещение достигло 30000 тонн, при осадке 9,21 м и метацентрической высоте 3,13 м. Было также рассчитано предельно допустимое ("emergency") водоизмещение — при максимальном использовании емкости всех цистерн для топлива и котельной воды, боекомплектом и всеми возможными запасами "по мак­симуму", эта величина составила 33261,3 т; при этом осадка возрастала до 9,54 м, а метацентрическая высо­та равнялась 3,29 м — исключительно высокая величи­на, порождавшая, однако, склонность к резкой борто­вой качке. Установка булей привела к заметному снижению маневренности кораблей. Вскоре после окон­чания модернизации, в 1928 г. командир "Texas" в док­ладе отмечал, что корабль несколько вяло реагирует на руль, медленно начинает поворот, а начав, неохот­но его прекращает.

После модернизации экипаж линкора типа "New York" состоял из 87 офицеров и 1208 матросов.

В таком виде линкоры типа "New York", хотя и уступали следующим за ними "стандартным линко­рам" по мощи вооружения и защите, были достаточ­но современными кораблями. Основными их недостат­ками считались устаревшие паровые машины, в это время уже очевидно проигрывающие по своим харак­теристикам более новым турбозубчатым и турбоэлектрическим установкам, а также устаревшая схема бро­нирования, спроектированная до введения системы "все или ничего".

После завершения работ и прохождения испы­таний линкоры типа "New York" в 30-е годы активно действовали в составе флота (до 1937 г. главным обра­зом на Тихом океане, позже в основном в Атлантике) и сохранили внешний вид и характеристики, полученные при модернизации до 1941 года.

В декабре 1938 г. "New York" стал первым аме­риканским линейным кораблем, получившим экспери­ментальный радар XAF - большая прямоугольная ан­тенна этого радара была смонтирована в передней части носовой надстройки, над ходовой рубкой. В ян­варе 1939 г. "Texas" получил другой образец экспери­ментального радара CXZ — его антенна имела значи­тельно меньшие размеры, но станция оказалась не слишком удачной, и вскоре ее заменили.

В конце 1940 - начале 1941 г. на линкорах были проведены ограниченные модернизации, основным итогом которых стало увеличение вдвое предельно­го угла возвышения орудий ГК до 30°, в результате чего предельная дальность стрельбы возросла до 22860 м. Кроме того, мостики и позиции зенитных орудий были прикрыты легкими противопульными и противоосколочными ограждениями из стали STS толщиной 7,62-12,7 мм.

Последующие "военные" модернизации этих ко­раблей, с конструктивной точки зрения, не носили принципиального характера и заключались, в основ­ном, в усилении зенитной артиллерии и установке но­вого радиолокационного оборудования.

Усиление зенитной артиллерии осуществлялось в соответствии с рекомендациями Совета Кинга — спе­циального консультативного органа (комитета) под председательством адмирала Э.Кинга, который зани­мался обработкой и обобщением сведений о ходе мор­ской войны в Европе и выработкой на их основе реко­мендаций по совершенствованию ПВО кораблей. Так, согласно рекомендациям Совета, к 1 ноября 1941 г. лин­коры типа "New York" получили по 4 новейших 28-мм 4-ствольных зенитных автомата, прозванных на фло­те "чикагскими пианино" - — из-за установки всех ство­лов в один ряд. Подобный состав автоматической зе­нитной батареи отныне провозглашался стандартным для линейных кораблей США. 2 установки монтиро­вались по бокам боевой рубки — на местах открытых 127-мм орудий, которые при этом снимались, еще 2 — на верхней палубе ближе к кормовой части, в районе основания кормовой треноги. Там же были установле­ны еще 2 дополнительных 76-мм зенитных орудия -теперь их число достигло 10.

На службе "пианино" проявили себя оружием не­достаточно мощным и довольно капризным, а потому очень скоро встал вопрос об их замене на более эффективное оружие. Решение пришло в виде лицензионного шведского 40-мм автомата "Бофорс" - оружия весьма мощного и надежного. Эти орудия имели совершенную ему наведения для каждой установки. Но производство этих до­вольно крупных и слож­ных установок (для линкоров стандартной стала 4-ствольная установка с противоосколочным при­крытием и силовым приводом) вначале разворачивалось медленно, и в ожидании их поступления зенитные батареи линкоров усиливались дополнительными 28-мм автоматами.

Добавочные 4 "пианино" были установлены на линкоры в августе 1942. Для компенсации увеличившегося "верхнего веса", а также по причине малой полезности при волнении в открытом море были сняты все 8 127-мм орудий, находившихся в корпусе ниже верхней палубы, как это было сделано и на последнем, оставшемся в строю 305-мм дредноуте "Arkansas". Теперь противоминная батарея состояла всего из 6 127-мм орудий в "новом" среднем каземате на верхней палубе, по три с каждого борта.

Как и в первую мировую войну, почти все шлюпки и катера были сняты, и вместо них в разных местах, в основном на башнях ГК, было закреплено множество спасательных плотов. Кроме того, на освободившееся пространство на палубах устанавливалось множество новых 20-мм автоматов "Эрликон", ставших с 1941 г. стандартным легким оружием ПВО и быстро вытеснявшим в этом качестве недостаточно мощные 12,7-мм пулеметы.

Эти установки имели индивидуальное наведе­ние, занимали небольшое пространство и могли уста­навливаться силами экипажа на любом участке палу­бы, предоставляющем удовлетворительные углы обстрела и достаточно свободном для размещения самой установки и ее кранцев первых выстрелов. Уже к августу 1942 г. число "Эрликонов" на "New York" достигло 42, при этом установки, сгруппированные в батареи по 2-5 штук в ряд — с противоосколочными прикрытиями из STS, заняли практически все свобод­ное пространство палуб и мостиков. Такое количество "Эрликонов" "New York" нес до 1945 г. На "Texas" ситуация была примерно аналогична — там на 1945 г. имелись 44 20 мм установки.

Развертывание производства "Бофорсов" с 1943 г. позволило приступить к намеченной замене 28-мм "пианино" на 40-мм установки. Первое время батареи оставались смешанными — так, по состоянию на но­ябрь 1943 г., на линкорах имелось по 4 счетверенных "Бофорса" и по 4 "пианино". К осени 1944 г. добавили еще 4 "Бофорса"; при этом к октябрю с линкоров были сняты последние 28-мм установки, а вскоре были до­бавлены еще 2 "Бофорса", в результате чего к ноябрю 1944 г. их число, стало равняться 10.

При этом два счетверенных "Бофорса" находи­лись по бокам боевой рубки на палубе надстройки, два — уровнем выше, два — на том же уровне, что и пер­вая пара, но дальше к корме — у кормового среза над­стройки, еще два — побортно на верхней палубе в се­редине корабля, чуть в нос от средней башни ГК, и наконец, еще два — также побортно на верхней палубе в самой корме, позади башни ГК №5.

Теперь такое число 40-мм стволов было принято как "минимальный стандарт" при модернизации всех "старых" линкоров флота США. Сорок 40-мм стволов в 10 установках с индивидуальными постами наведе­ния представляли собой мощнейшую зенитную бата­рею, сравнимую лишь с зенитным вооружением амери­канских же новейших быстроходных линкоров и вступающих в строи тяжелых крейсеров и авианосцев.

Такое увеличение зенитной артиллерии привело, однако, к значительному росту численности экипажа, что отрицательно сказалось на обитаемости. К 1945 г. экипаж линкора типа "New York" насчитывал 1314 человек. Для новых членов экипажа множество спаль­ных мест и рундуков было оборудовано непосредствен­но на их боевых постах — что к тому же и уменьшало время подготовки корабля к бою по тревоге.

Кроме того, все это означало дополнительный вес, который не мог не сказаться на осадке и ходо­вых качествах корабля, — максимальная скорость хода в реальных условиях теперь не превышала 19 узлов. Кроме того, в течение войны корабль полу­чал новые образцы радио и радиолокационного обо­рудования, с соответствующими антеннами. Так, на корабле установили радар SG, а на верхней площад­ке кормовой треноги большую антенну радара воз­душного обнаружения SK.

Кроме того, осенью 1944 г. для управления ог­нем 76-мм зениток установили 2 новейших радара Мк51: один на носовой надстройке, второй на верхней площадке кормовой треноги. Чтобы освободить там для него место, массивную антенну радара воздушно­го обнаружения SK переставили на верхнюю площад­ку фок-мачты. В результате неожиданно резко возрос­ла эффективность 76-мм орудий — эффект, о котором никто не мог и подумать 3-4 года назад, когда 76-мм зенитки уже считались устаревшими и рассматривались исключительно как вынужденная временная мера, при­званная "заполнить паузу" до поступления достаточ­ного количества "чикагских пианино".

Однако к концу войны японцы стали широко применять тактику "камикадзе", и в этих условиях ста­рые 76-мм зенитки — не слишком скорострельные, но имеющие мощный снаряд — оказались исключитель­но эффективными, обеспечивая поражение самолета единственным попавшим снарядом на большом рассто­янии от корабля. Как правило, японский самолет, по­лучивший 3-дюймовый "подарок", просто разлетался на куски. Как показал опыт, это был наиболее эффек­тивный метод борьбы с камикадзе, поскольку пилоты-убийцы шли на корабль, не обращая внимания на заградительный огонь и не считаясь с повреждениями своего самолета, и зачастую самолет при отвесном пике набирал такую инерцию, что его не могли сбить с траектории даже прямые попадания 40-мм снарядов.

Первые же результаты действия 76-мм зениток с радиолокационной системой управления огнем оказались настолько впечатляющими, что в 1945 г. командование Тихоокеанского флота официально заявляло, что 76-мм зенитное орудие при использовании радара Mk 51 и снарядов с временным взрывателем по эффективности превосходит спаренный "Бофорс", и по крайней мере, не уступает счетверенному.

Тем не менее новые 127-мм зенитки с радарами Mk-37 обладали еще большей эффективностью. Поскольку на Тихом океане основная угроза для кораб­лей исходила от авиации, летом 1945 г., в преддверии решающих операций по вторжению на острова японской метрополии, была запланирована очередная масштабная модернизация всех старых линкоров. Согласно разработанной программе, зенитное вооружение всех кораблей должны довести до стандарта наиболее полно модернизированных линкоров типа "California".

В соответствии с этим планом, с "New York" дол­жны были снять все оставшиеся противоминные 127-мм/51 орудия и всю 76-мм/50 зенитную батарею. Вмес­то них линкор должен получить новую универсальную вспомогательную батарею из 16 127-мм/38 орудий в 8 двухорудийных башнях, с четырьмя ЦАС Мк37 с сис­темой управления огнем Мк57. При этом освобожда­лось место на палубе, что позволяло добавить еще не­сколько "Эрликонов". Кроме того, к имевшимся 10 счетверенным "Бофорсам" должны добавить еще 4 счет­веренных и 2 спаренных установки. При этом все уста­новки "Бофорс" должны были получить индивидуаль­ные радарные посты наведения Мк51. Одиночные 20-мм установки "Эрликон" планировалось заменить на спаренные, с тем чтобы обеспечить общее число ство­лов 20-мм орудий не менее 40. Кроме того, планирова­лась модернизация радиоэлектронного оборудования корабля, включая установку нового радара воздушно­го обнаружения SCR-720.

Однако быстрое окончание войны привело к отмене этих планов.