"Pennsylvania" и "Arizona"

 

Следующие два американских сверхдредноута разрабатывались на базе "Nevada" и "Oklahoma". Ос­новным направлением развития было исправление не­достатков и компромиссов, вызванных искусственны­ми (в основном финансовыми) ограничениями.

Фактически, конструктивные отличия новых линкоров от предыдущих были минимальны. Кораб­ли несколько выросли в размерах, за счет чего все башни ГК были сделаны трехорудийными, кроме того, был совершен окончательный переход на тур­бинные установки!

Построечная стоимость каждого линкора новой серии составляла 8 млн. долларов без учета стоимости бронирования и вооружения.

Проектное водоизмещение каждого из линкоров составляло 31400 т., что делало эти корабли на момент постройки — как и линкоры предыдущей серии—круп­нейшими в мире. Полное водоизмещение по проекту равнялось 32440 т.

Рост водоизмещения произошел, в основном, за счет увеличения длины корпуса кораблей. Корпуса но­вых линкоров имели максимальную длину 185,44 м, длину по ватерлинии 183 м, ширина корабля по ватер­линии достигала 29,6 м, высота борта у миделя 14,03 м. Осадка линкоров при нормальном водоизмещении равнялась 8,66 м, при полном водоизмещении осадка достигала 8,92 м.

Общий вес корпуса каждого корабля составлял 14778 т, включая вес набора, составлявший 1295 т. Как и у линкоров предыдущей серии, корпус спроектиро­вали с полными обводами и весьма вместительным; те­оретические чертежи кораблей типов "Nevada" и "Pennsylvania" были очень близки. Сохранились пол­ные обводы в подводной части и в том числе в оконеч­ностях, почти прямоугольный мидель и плоское дни­ще, практически без килеватости. Наиболее заметным внешним отличием корпуса "Pennsylvania" стал заметно увеличенный развал в верхней части носовых шпан­гоутов — на уровне полубака. Благодаря этому, при продольной качке корабли "разбивали" волну и мень­ше зарывались в нее, при этом на носовую часть вка­тывалось меньше воды, что улучшало характеристики мореходности корабля при ходе против волны. Коэф­фициент общей полноты корпуса составлял 0,650 (уве­личение в основном за счет роста доли цилиндрической вставки в общей длине корабля), коэффициент полноты мидель-шпангоута 0,976.

Метацентрическая высота линкора при нормальном водоизмещении составляла 2,28 м. и увеличивалась до 2,39 м, что для полностью загруженного корабля учения исключительно высокие, сулящие ему выдающийся запас "боевой" остойчивости, но угрожающие резкой бортовой качкой.

Как и у линкоров типа "Nevada", характерной чертой проекта стал исключительно прочный и жест­окий корпус корабля, обладающий огромным конструктивным запасом боевой устойчивости и способный отлично выдерживать огромные перегрузки и множественные повреждения как эксплуатационного, так и боевого характера.

Внутри корпус разделялся на 23 основных отсека 22 водонепроницаемыми переборками, при этом переборки доходили до броневой палубы.

Важным шагом, сделанным на третьей паре 356-мм линкоров, стал решительный переход на турбины в качестве главных двигателей. В отличие от линкоров типа "Nevada", силовая установка новых сверхдредноутов была четырехвальной. По проекту паротурбинные механизмы каждого из кораблей имели общую мощность 31500 л.с., что должно было обеспечить достижение максимальной скорости хода 21 узел. Наi испытаниях механизмы несколько "недобрали" до проектной мощности, однако, несмотря на это, общее высокое качество постройки корабля, и в частности, весовая дисциплина позволили даже немного превы­сить контрактную скорость, развив 21,05 узла.

Полный вес механизмов составлял 2399 т.

На обоих линкорах пар для турбин вырабаты­вай 12 котлов "Babcock $ Wilcox", по длине корабля котельные отделения занимали 3 отсека. В качестве топлива, как на предыдущих линкорах, использовалась нефть, по проекту нормальный ее запас составлял 1548 т, максимальный 2322 т. При этом дальность хода корабля 10-узловым экономическим ходом должна была составить 8000 миль.

Реально нормальный запас нефти составлял 1537 т., полный 2305 т. Замеры, произведенные во время службы кораблей, дали следующие значения дальности хода: 6070 миль 12-узловым ходом, или 2652 полным 20-узловым. Сразу после докования при чистом днище эти показатели значительно возрастали, составляя: 7585 мили 12-узловым ходом и 3315 миль 20-узловым. Характеристики автономности кораблей удалось существенно улучшить после модернизации, когда корабли получили новые котлы и увеличенный запас топлива.

Благодаря четырехвальной установке, несмотря на некоторое увеличение длины корпуса, по сравнению с линкорами предыдущей серии поворотливость улуч­шилась; минимальный диаметр циркуляции на скоро­сти хода 20 узлов составлял 503 м (данные для "Pennsylvania"); на 19-узловом ходу минимальный ди­аметр циркуляции равнялся 594 м, а на 16,5-узловом 480 м (данные для "Arizona").

Электроэнергетическая установка, как и на лин­корах предыдущих серий, была "стандартной" и состо­яла из 4 турбогенераторов "General Electric'' мощнос­тью по 300 кВт. Размещались агрегаты также "стандартно", по 2 в отдельных отсеках впереди и по­зади котельных отделений.

Линкоры типа "Pennsylvania" являлись весьма устойчивой артиллерийской платформой и обладали хорошей мореходностью; фактически единственное, за что проект подвергался критике, была унаследованная от предыдущих кораблей "заливаемость" орудий про­тивоминной батареи, хотя и в этом плане имелось улуч­шение — в частности, на новых линкорах отсутствова­ли 4 127-мм орудия в кормовой части под верхней палубой, так как, благодаря увеличенной длине кораб­ля, они были перенесены палубой выше, где для их ис­пользования условия были все-таки лучше.

Общий вес вертикального бронирования линко­ра типа "Pennsylvania" составлял 8422 т.; вес горизон­тального бронирования (броневой и противоосколочной палубы) в американской практике традиционно включают в вес корпуса. Общая схема защиты ("все или ничего") практически полностью соответствовала пре­дыдущей паре линкоров и была оптимизирована в пер­вую очередь для боя на дальних дистанциях.

Главный броневой пояс имел длину около 125 м и простирался от барбета носовой башни ГК до барбе­та кормовой башни, замыкаясь в оконечностях броне­выми траверзами. На "Pennsylvania" пояс крепился поверх наружной обшивки борта на традиционной тиковой подкладке. На "Arizona" впервые тик был за­менен цементом — эксперименты показали, что цемен­тная "подушка" обеспечивает несколько лучшую амор­тизацию и равномерность распределения энергии удара снаряда, чем традиционная деревянная. Начиная с "Arizona", цементная подкладка под броню стала "стандартом".

Сам пояс, как и на предыдущих кораблях, состо­ял из одного ряда прямоугольных броневых плит, со­единенных "длинными" сторонами, т.е. поставленных "вертикально". Главный пояс имел высоту 5,337 м., из них 2,647 м находилось выше конструктивной ватер­линии. Пояс имел максимальную толщину 343 мм, но вблизи нижней кромки, на расстоянии 1,978 м от нее, толщина плит начинала уменьшаться и на нижней кромке равнялась 203 мм. Как и на линкорах типа "Nevada", "излом'' поверхности плиты (в месте начала ее утоньшения книзу) располагался с внутренней сто­роны пояса, так что с наружной стороны (борта ко­рабля) плиты были гладкими. Пояс располагался на "шельфовых" полках, так что в подводной части ко­рабля переход от броневого пояса к обычной обшивке был гладким. В надводной части, на уровне верхней грани пояса, соответствующая "ступенька" была хо­рошо заметна. Главные броневые траверзы имели та­кую же толщину, что и главный пояс, и набирались из аналогичных плит "с изломом" на внутренней поверх­ности. Кроме того, в кормовой оконечности, позади главного, имелся такой же, как и на "Nevada", 203-мм пояс для защиты рулевых приводов, который с кормы замыкался 343-мм траверзом.

Устройство горизонтальной защиты также сле­довало системе, введенной на предыдущих кораблях. Броневая палуба скреплялась с верхней кромкой вер­тикального пояса, образуя таким образом цитадель, обеспечивающую боевой запас плавучести и остойчи­вости и защиту главных механизмов.

На основной настил палубы из 12,7-мм листов мягкой стали укладывалось 2 слоя защитных плит из стали STS толщиной по 38,1 мм, т.е. общая тол­щина броневой палубы составляла 88,9 мм. В кормо­вой части (позади цитадели) горизонтальная защи­та имела наибольшую толщину 158,8 мм, для защиты рулевых приводов. Здесь в корму от кормового траверза практически на уровне ватерлинии проходила броневая палуба толщиной 114,3 мм STS поверх 44,5-мм мягкой стали.

Под главной броневой палубой располагалась противоосколочная водонепроницаемая палуба со ско­сами, которые скреплялись с нижней кромкой верти­кального пояса. Настил палубы из 12,7-мм листов мяг­кой стали защищался одним слоем плит STS толщиной в один дюйм (25,4 мм) в отличие от аналогичных плит никелевой стали на предыдущих линкорах. Итоговая толщина составляла, таким образом, 38,1 мм. Скосы этой палубы также имели легкое бронирование 50,8 мм (38,1 мм STS поверх 12,7 мм настила), что давало как некоторое усиление вертикальной защиты, так и огра­ничивало распространение воды вверх при затоплени­ях бортовых отсеков в случае торпедного попадания, а кроме того, усиливало общую прочность и жесткость конструкции цитадели.

В кормовой части над рулевыми механизмами толщина этой палубы возрастала до 63,5 мм за счет дополнительного 12,7-мм слоя плит STS.

Защита артиллерии также мало отличалась от линкоров типа "Nevada". Барбеты башен главного калибра выше броневой палубы имели толщину 330 мм, а ниже, внутри цитадели, 114 мм, поскольку здесь до­полнительной защитой служили бортовая и палубная броня. Вес барбета 3-орудийной башни составлял 226 т. Все четыре башни ГК теперь были одинаковы, и их бронирование было идентичным: толщина лобовой плиты 457 мм, боковых плит 254 и 229 мм (более тол­стые ближе к лобовой части башни), 229-мм задние пли­ты и 127-мм крыши из стали STS. Боевая рубка из 31,8-мм листов STS защищалась 406-мм плитами и крыша из двух слоев стали STS толщиной по 102 мм, что по эффективности соответствовало монолитной плите толщиной 173 мм. Была также сохранена и 330-мм защита дымохода — в основном для предохранения внутренних отсеков корабля от задымления в случае боевого повреждения нижней его части.

Ширина подводной противоторпедной защи­ты была несколько больше, чем у линкоров типа "Nevada", и составляла 3,584 м. Конструкция защи­ты существенно не изменилась и включала двойной борт, далее следовал пустой отсек, и затем шла противоторпедная переборка, толщина которой была увеличена и составляла 76,2 мм (два слоя STS по 38,1 мм). При этом бортовые отсеки содержались пусты­ми, топливо и пресная вода для котлов хранились в днищевых отсеках.

После ввода в строй вооружение линкоров со­ставляло 12 356-мм орудий длиной 45 калибров, с бо­екомплектом по 100 снарядов на орудие. Орудия глав­ного калибра размещались классически - в 4 трехорудийных башнях, по 2 в носу и в корме, по ли­нейно-возвышенной схеме. В каждой башне все три ствола размещались в общей люльке и имели совмест­ное вертикальное наведение.

Управление огнем осуществлялось посредством центрального артиллерийского поста, оборудованного ниже броневой палубы в средней части корабля под вой надстройкой.

Противоминная батарея состояла из 22 127-мм - орудий длиной в 51 калибр, с боезапасом в 230 снарядов на орудие. Расположение орудий было в общем близким к схеме, принятой на линкорах типа "Nevada", но с отказом от неудачной кормовой установки в диаметральной плоскости; кроме того, 4 орудия из-под верхней палубы в кормовой части были перенесены на эту палубу в среднюю часть — то есть палубой выше.

Примечательной чертой проекта стало то, что на кораблях изначально предусматривалась зенитная артиллерия из 4 76-мм орудий; вскоре это вооружение удвоили, и в начале 20-х годов стандартной линкоровской зенитной батареей стали считаться 8 76-мм орудий. Все зенитки стояли на палубе полубака в средней части корабля. Как и корабли типа "Nevada", эти линкоры никогда не имели орудийных площадок поверх колонн шлюпочных кранов, характерных для 305-мм и первой пары 356-мм кораблей.

Артиллерийское вооружение линкоров дополнялось торпедным, в виде стандартных двух 533-мм подводных траверзных торпедных аппаратов с боковой перезарядкой, в торпедном отсеке впереди носовых башен ГК. Боезапас аппаратов составлял 24 торпеды.

Используя опыт первой мировой войны, в ходе заводских ремонтов в 1919-1920 гг. в конструкцию, оборудование и системы линкоров вносились некоторые улучшения, в общем идентичные модификациям линкоров предыдущего типа. В частности, были усовершенствованы системы управления огнем, установлены приборы управления противоминной батареи британского образца (4 шт.), несколько расширены мостики, и в том числе смонтирован просторный мостик с закрытой ходовой рубкой позади и выше боевой рубки, на пиллерсах вокруг основания ажурной фок-мачты.

Немного ниже половины высоты мачт на них были смонтированы закрытые "противоторпедные" наблюдательные платформы характерной восьмиугольной формы, с остеклением.

Как и на других линкорах, в 1919 г. на башнях ГК №2 и №3 были смонтированы раскладные стартовые платформы для легких колесных самолетов. Хотя их недостатки были очевидны и вызывали те же нарекания, что и на других кораблях. Поэтому при первой возможности, сразу после успешных испытаний пневматической катапульты, было запланировано оснастить корабли такой катапультой в кормовой части палубы, позади башни ГК № 4. Финансовые ограничения, однако, задержали проведение этих работ, и линкоры получили катапульты только в 1925 году.

Когда в середине 20-х гг. американский флот развернул обширную программу коренной модернизации всех сохранившихся в составе флота линкоров, работы на "Pennsylvania" и "Arizona" не значились в числе приоритетов, и корабли считались достаточно эффективными и современными по большинству ха­рактеристик, и модернизация угольных дредноутов представлялась гораздо более насущной задачей. Од­нако к концу 20-х гг. и для этой пары линкоров подо­шел черед отправиться на верфь для проведения боль­шой модернизации, проект которой был в основном подобен тому, что было сделано на предыдущей паре кораблей типа "Nevada".

Броневая защита кораблей типа "Pennsylvania" считалась в целом вполне удовлетворительной и осо­бенно в отношении вертикальной защиты и общей схе­мы бронирования. Поэтому приоритетами являлись улучшение подводной защиты, модернизация систем управления огнем и силовой установки, а также пере­стройка противоминной батареи. Общая сумма, зат­раченная на модернизацию линкоров типа "Pennsylvania", составила 14,8 млн. долларов (на 2 ко­рабля), сами же работы, как и на линкорах типа "Nevada", заняли более 2 лет.

По бронированию было признано необходимым некоторое усиление горизонтальной защиты. Поэто­му поверх имеющейся броневой палубы уложили дополнительный слой защитных плит STS толщиной 44,5 мм, доведя таким образом общую толщину броневой палубы до 120,8 мм. По некоторым данным, увеличили также толщину брони на скосах противоосколочной палубы до 76,2 мм и крыши боевой рубки до 203 мм.

Общий вес добавленной горизонтальной брони соста­вил 1073 тонны.

По корпусу основные работы заключались в уси­лении противоторпедной конструктивной защиты. При этом обширный отсек ПТЗ сразу за двойным бортом был разделен на 2: внутреннюю и внешнюю секции, т.к. в нем между старой противоторпедной переборкой и внутренней обшивкой двойного борта установили еще одну продольную переборку толщиной 19,05 мм STS. Внутрь от старой противоторпедной переборки, на слу­чай ее повреждения, также установили еще одну новую продольную переборку толщиной 6,35 мм, образовав таким образом фильтрационную камеру. Это стало воз­можным благодаря уменьшению ширины, занимаемой силовой установкой после ее замены. Фильтрационный отсек всегда содержался пустым.

Сама главная ("старая") противоторпедная пе­реборка осталась без изменений, т.к. и до того имела солидную толщину 76,2 мм. Кроме того, линкоры по­лучили були максимальной шириной по 1,4 м., не­сколько меньше, чем на предыдущих кораблях. Раз­ница вызывалась тем обстоятельством, что линкоры типа "Pennsylvania" изначально имели несколько большую ширину, пределы же для уширения всех ко­раблей были неизменны и определялись шириной Панамского канала.

Тем не менее конструкция и особенно внешняя форма булей были в общем подобны линкорам типа "Nevada". Надводная часть булей была вертикальной, шла параллельно наружному борту и броневому по­ясу, а верхняя часть (плоская "крыша" булей толщи­ной 12,7 мм) была строго горизонтальной и примыка­ла к корпусу точно по верхней грани броневого пояса. Так что внешне — если корабль не находился в доке — були выглядели так же, как на кораблях типа "Nevada".

Сразу под ватерлинией були резким "изломом" расширялись, хотя и не столь значительно (из-за мень­шей ширины) как на "Nevada", и достигали максималь­ной ширины на уровне чуть выше нижней грани броне­вого пояса. Далее вниз були имели плоские строго вертикальные стенки, которые резко, с очень небольшим радиусом кривизны, переходили в плоское днище. Вне­шняя обшивка булей имела толщину 15,9 мм, при этом внутри по всей длине були разделялись 5 продольными горизонтальными переборками на 6 секций или "уров­ней". Сделано это было в основном для подкрепления их общей прочности, т.к. на предыдущих линкорах они показали себя слишком "мягкими". При этом внутрен­няя полость булей оставалась пустой, играя роль каме­ры расширения, а топливо теперь хранилось в отсеках двойного борта и следующем "вглубь" слое отсеков до основной противоторпедной переборки.

После модернизации общая глубина противотор­педной защиты линкоров на миделе составила 5,795 м., максимальная ширина корабля по булям 32,4 м.

Была улучшена защита от мин и торпед с некон­тактным взрывателем, т.к. сокращение объема, зани­маемого новыми котлами, позволило надстроить внут­ри корпуса на протяжении котельных отделений третье днище. Толщина его обшивки составила 19,05 мм. В днищевых отсеках размещался запас пресной воды для котлов. При установке булей были сняты подводные торпедные аппараты.

После модернизации проектное водоизмещение корабля составило 34400 т., реально стандартное во­доизмещение равнялось 33124,8 тоннам. При этом осад­ка линкора составляла 8,94 м, а метацентрическая вы­сота 1,78 м. Максимальное водоизмещение возросло до 35929 т, в этом случае осадка возрастала до 9,2 м, а метацентрическая высота несколько возрастала до 1,84 м. По расчетам, оптимальное "боевое" водоизмещение корабля, обеспечивающее достаточный запас плавуче­сти и наилучшую диаграмму остойчивости, составля­ло 35548 т. Наконец, было рассчитано предельно допустимое (emergency) водоизмещение с полным боекомплектом и максимальными запасами", включая 715,8 т пресной воды для котлов. В этом случае водоизмещение составляло 39824 т, а осадка корабля возрастала до 10,14 м.

Коэффициенты полноты корабля изменились незначительно, так коэффициент общей полноты корпуса составил 0,652, мидель-шпангоута 0,984. Как и на; "Nevada", "граненая" в поперечном сечении форма булей создавала достаточное сопротивление поперечному раскачиванию, позволив в значительной мере уменьшить размах бортовой качки. Маневренность потяжелевших и уширенных линкоров, однако, заметно ухудшилась, и корабли довольно вяло реагировали на руль и требовали опытного рулевого, чтобы устойчиво держаться на курсе; на малых скоростях хода они были особенно трудноуправляемы, и при маневрировании в узкостях на малых ходах (например, в базе при постановке на бочку) зачастую требовалась помощь буксиров.

Как и на других кораблях, при модернизации силовой уста­новки широко использовались имевшиеся на верфях оборудование и механизмы, оставшиеся с начала 20-х годов от нереализованной программы строительства нового линейного флота. В ходе модернизации 12 старых котлов были заменены на 6 новых высокоэффективных узкотрубных котлов "Бюро Экспресс" (на "Arizona"); на "Pennsylvania" один из котлов был типа "Бюро Экспресс", остальные 5 "Уайт-Форстер". При этом был сэкономлен значительный вес, так как новые котлы, помимо прочих преимуществ, были значительно более легкими.

Дымовую трубу, как и на "Nevada", сдвинули немного назад, чтобы освободить больше места для развитой носовой надстройки, которая имела несколько большие размеры, чем у линкоров предыдущего типа.

На "Pennsylvania" в ходе модернизации была произведена полная замена турбинной установки. При этом были использованы турбозубчатые агрегаты высокого и низкого давления фирмы "Вестингауз" (частота оборотов турбины высокого давления 3600 об/мин), снятые с линкора "Washington", достройку которого отменили по Вашингтонскому соглашению. На "Arizona" ограничились заменой только турбин высокого давления (новые были взяты также с "Washington"), турбины низкого давления прямодействующего типа (частота вращения 226 об/мин) были оставлены без изменений. В результате на испытаниях "Pennsylvania" показал максимальную скорость 20,89 уз, при водоизмещении 37132 т и зарегистрированной мощности силовой установки 34001 л.с. Скорость модернизированного "Arizona" составила 20,70 уз., при зафиксированной мощности 35081 л.с. и во­змещении 37654 т.

Нормальный запас нефти после модернизации составлял 3778 тонн, максимальный запас топлива достиг 6274 т. При этом на экономической скорости хода 10 узлов корабль мог теперь пройти 19900 миль — гораздо больше, чем "Nevada", получивший менее "свежие" механизмы производства 1917 г. На скорости 18 узлов обеспечивалась дальность хода 7310 миль.

Как и на линкорах всех предшествующих серий, была увеличена на четверть (до 400 кВт) мощность каж­дого из 4 турбогенераторов.

В ходе модернизации увеличили вдвое (до 30°) пре­дельные углы возвышения орудий главного калибра, полностью заменили системы управления огнем; вместо старого оборудования установили приборы и системы, аналогичные тем, что несли линкоры "Большой пятер­ки". Объем и номенклатура проведенных работ по сис­темам управления огнем полностью совпадали с модер­низацией линкоров типа "Nevada", в результате чего эти 4 корабля могли сформировать однородную дивизию. Необходимость размещения новых боевых постов с этой аппаратурой потребовала замены решетчатых мачт на треноги, поверх которых были установлены массивные трехъярусные "топы", несущие верхние компоненты си­стем управления огнем. Соответствующей модерниза­ции, с установкой новой интегрированной системы уп­равления огнем GFCS 2, подверглось и оборудование центрального артиллерийского поста.

Схема перестройки противоминной батареи линкоров полностью совпадала с модернизацией "Nevada", только новая казематная надстройка на палубе получилась чуть просторнее, т.к. сам корабль был на несколько метров длиннее. В ней размеща­лись 10 127-мм орудий (по 5 на борт) и еще 2 орудия открыто уровнем выше на крыше каземата по бокам боевой рубки. Все противоминные орудия, установ­ленные в корпусе, были сняты, а их порты заделаны, что позволило увеличить мореходность, расширить жилые помещения и улучшить бытовые условия. По­дача снарядов для противоминных орудий осуществ­лялась цепными элеваторами с электроприводами мощностью 3 л.с., предельная скорость подачи составляла 20 снарядов в минуту. В качестве новой тя­желой зенитной батареи модернизированные линко­ры получили по 8 новых 127 мм/25 скорострельных орудий: по 4 на борт, на палубе надстройки. Системы управления этих орудий размещались на носовой над­стройке. В качестве легкого зенитного вооружения были установлены 8 12,7-мм пулеметов. Также уста­новили новое радио и радиопеленгаторное оборудо­вание, стандартное шлюпочное вооружение, рубки по­стов управления прожекторами на трубе и 4 прожектора (по 2 на борт) поверх этих рубок.

Для корректировки огня корабли получили авиагруппы из 3 гидросамолетов и пороховую ката­пульту для их запуска на крыше башни ГК №3, обслу­живаемую модифицированными как на "Nevada", элек­трическими шлюпочными кранами. В некоторых случаях корабли принимали и по 4 самолета, хотя для их нормального обслуживания не хватало места и та­кой вариант считался "сверхштатным". Пневматичес­кую катапульту на юте, установленную в 1925 г., так­же заменили на более надежную и мощную пороховую. Для эксплуатации самолетов была оборудована цистерна авиационного топлива в подводной части в са­мом носу корабля (во 2 отсеке, сразу позади бульба).

Были существенно улучшены и доведены до со­временного стандарта бытовые условия экипажа, про­ведена полная переборка и капитальный ремонт всех старых приборов и оборудования, оставляемого на бор­ту, при этом множество приборов и устройств самого различного назначения заменили на самые современ­ные образцы — так же, как это было сделано на лин­корах типа "Nevada".

После модернизации экипаж линкора типа "Pennsylvania" по штату насчитывал 1361 человек.

По окончании модернизации линкоры типа "Pennsylvania" представляли собой современные линейные корабли, единственным недостатком которых являлась относительно небольшая скорость, не позволявшая им действовать в единых боевых порядках с авианосцами — что, впрочем, на тот момент принципиальным недостатком не считалось. Весь американский линейный флот имел максимальную скорость хода порядка 20 узлов и должен был действовать как единое целое, авианосцев же пока было) немного, и предназначались они для обеспечения поддержки линейного флота, и при этом считалось, что для обеспечения действий авиации они должны обладать повышенной свободой маневра и, как следствие, приблизительно на треть более высокой скоростью, чем линейный флот. Время быстроходный линкоров еще не наступило.

До начала Тихоокеанской войны линкоры типа "Pennsylvania" более не проходили капитальных ремонтов и модернизаций, ограничиваясь периодическими малыми и средними ремонтами. В процессе этих работ иногда выполнялись некоторые ограниченные модернизации. Так, во время последних предвоенный ремонтов на верфи Пьюджет Саунд в 1940-1941 гг. объединили стоявшие открыто приборы и дальномеры зенитных 127-мм батарей, установив совместно во вращающихся башенках с противоосколочным бронированием на верхнем ярусе надстройки; сами приборы заменили на новые Мк 33. Там же, прямо впереди основной опоры носовой треноги, установили небольшую рубку — закрытый пост управления средствами ПВО, а для лучшего наблюдения за воздухом расширили открытые мостики. Прожекторы с дымовой трубы переставили на площадки на кормовой треноге, а на месте прожекторов поверх рубок их управления на трубе установили 2 12,7-мм пулемета. Еще 2 таких же пулемета установили на площадке фок-мачты и 4 на грот-мачте.

В июле 1941 г. , по опыту войны в Европе, позиции 127-мм зениток по рекомендации Совета Кинга были оборудованы противоосколочными щитами вокруг орудий, но не на самих орудиях. Совет также рекомендовал усилить легкое зенитное вооружение, установив по 4 новых 28-мм автомата, но поскольку их поставки задерживались, было решено в качестве временной меры установить по 4 76-мм орудия: два по бокам носовой надстройки, вместо стоявшей там пары 127-мм противоминных орудий в открытых установках, и еще 2 ближе к корме. На "Pennsylvania" эта пара располагалась на кормовом срезе каземата, а на "Arizona" ниже, на верхней палубе у основания кормовой треноги (как у линкоров типа "Nevada"). Однако и это вооружение вовремя получить не успели, и к моменту японского нападения эти зенитки получил только "Pennsylvania", на "Arizona" же имелись лишь подготовленные места с противоосколочным бронированием.

Были намечены, но из-за нехватки времени не проведены работы по заделке (завариванию) всех многочисленных иллюминаторов в корпусе, для улучшения водонепроницаемости и сокращения времени приготовления корабля к бою.

Было модернизировано радиооборудование кораблей; при этом на топе носовой треноги у обоих линкоров смонтировали массивные трехгранные реи решетчатой конструкции — как на "Nevada". Подготовили помещения для установки аппаратуры РЛС и смонтировали площадку под основание антенны станции воздушного обнаружения поверх поста УАО, однако сами станции получить и смонтировать не успели. В таком виде эти линкоры встретили день японского нападения на США 7 декабря 1941 г., став­ший последним днем жизни "Arizona". Как было поз­же установлено, причины гибели линкора крылись не в технических недостатках проекта, а в неготовности корабля к отражению воздушной атаки и существен­ных нарушениях в организации хранения взрывоопас­ных веществ на борту корабля.

После того как поврежденный в Пирл-Харборе "Nevada" был приведен для ремонта на Западное по­бережье США, вначале планировалось ограничиться простым ремонтом повреждений плюс установкой ра­даров и дополнительных зенитных автоматов, но ко­мандование морских операций настояло на значитель­ном расширении объема работ, и в итоге, несмотря на стремление к экономии средств и времени, модерниза­ция корабля получилась весьма обширной, продлив­шись до конца 1942 г.

"Pennsylvania", находившийся в момент японс­кой атаки в сухом доке, избежал тяжелых поврежде­ний. Попадание авиабомбы в 127-мм зенитную артустановку на крыше каземата противоминной артилле­рии привело к некоторым относительно небольшим разрушениям внутри каземата. Кроме того, из-за по­жара нефти, пролившейся на дно дока из корпусов раз­рушенных эсминцев "Cassin" и "Downes", у линкора об­горела носовая оконечность — сгорела краска и "повело" несколько листов обшивки и имелось несколь­ко мелких осколочных пробоин в надстройках. Все это было быстро и без особого труда исправлено силами военной верфи Пирл-Харбора, при этом уничтоженную 127-мм зенитную установку в первые же дни после на­лета заменили на аналогичную, снятую с притопленного линкора "West Virginia".В таком виде "Pennsylvania" был отправлен на Западное побережье, чтобы вместе с другими уцелевшими и переброшенны­ми с Атлантики линкорами создать резервную линию обороны на случай вторжения японского флота в вос­точную часть Тихого океана.

В течение нескольких недель на верфи "Хантерз-Пойнт" были окончательно устранены все поврежде­ния от японского налета, а также проведена крайне ог­раниченная, но необходимая модернизация корабля. Четыре 76 мм/50 зенитки были заменены на давно зап­ланированные 28-мм 4-ствольные "чикагские пианино", 127-мм зенитные орудия получили глубокие противоосколочные щиты, а в разных местах на надстройках и на мачтах за противоосколочными прикрытиями были

установлены 16 20-мм "Эрликонов", частично заме­нивших 12,7-мм пулеметы. Кроме того, поверх трехъя­русного топа фок-мачты установили 2 радара — воз­душного обнаружения СХАМ и артиллерийский Мк3. Такая ограниченная модернизация считалась необходимым минимумом, позволявшим направить ко­рабль в зону боевых действий после столь впечатляю­щей демонстрации мощи японской морской авиации. Никто не считал произведенные улучшения достаточ­ными, но острая потребность в линкорах после Пирл-Харбора просто не позволяла надолго выводить из строя и так немногочисленные оставшиеся корабли ни под каким предлогом. Поэтому в таком виде "Pennsylvania" находился в строю большую часть года, пока ход событий не продемонстрировал пассивность японского линейного флота и способность американс­ких авианосных соединений успешно противостоять наступлению японцев. После Мидуэя, когда стратеги­ческая ситуация в Центральной части Тихого океана существенно изменилась в пользу американцев, командование наконец нашло возможность использовать по­лученную передышку для давно намеченного капиталь­ного ремонта и модернизации нескольких старых линкоров. В результате в конце сентября 1942 г "Pennsylvania" направили на верфь "Бетлехем Стил Компани" в Сан-Франциско, где он прошел 4-месяч­ный ремонт и более основательную модернизацию.

Общий объем работ был несколько меньше того, что было сделано при модернизации "Nevada". Здесь "Pennsylvania" в определенном смысле "подвело" то, что в Пирл-Харборе линкор получил значительно меньшие повреждения и остался в строю; в результате, когда для его модернизации все-таки нашли возможность, осталось мало времени — стратегическая обстановка на театре изменилась, американский флот готовился к широкомасштабным наступательным действиям, и потребность в линкорах не позволяла надолго задержать корабль на верфи. Так модернизация "Pennsylvania" представляла собой нечто среднее между тем, что было на "Nevada", и работами, проведенными на линкоре "Maryland".

В ходе модернизации были проинспектированы корпусные конструкции, силовая установка и все общекорабельные системы, проведен необходимый ремонт. Все иллюминаторы в корпусе заварили, для повышения водонепроницаемости корпуса и сокращения времени приготовления к бою. Были существенно перестроены надстройки, хотя для сокращения времени и расходов старались по возможности максимально сохранять и использовать имеющиеся конструкции. Дополнительно установили два 750 кВт турбогенерато­ра, а также два "аварийных" дизель-генератора мощностью по 100 кВт. В результате модернизации полное водоизмещение корабля достигло 38659 т. (с 4836 т топлива на борту), при этом осадка равнялась 9,87 м., а метацентрическая высота 2,3 м.

При полном использовании емкости всех цистерн (5745 т топлива, 715 т воды для котлов) предельное водоизмещение линкора достигло 40605 тонн, при этом 2136 т приходилось на долю боезапаса, предельная осадка линкора достигала 10,34 м., а метацентричес­кая высота составила 2,49 м.

Для компенсации перегрузки с корабля сняли его громадную "флагманскую" двухъярусную боевую руб­ку (400 т) и бронированную коммуникационную шах­ту (250 т). На месте боевой рубки смонтировали длиннобазисный 26-футовый дальномер. Что касается носовой надстройки, то с нее — в основном для увели­чения углов обстрела зенитных орудий, а также для эко­номии веса — срезали многочисленные открытые пло­щадки и мостики, в результате надстройка приобрела более простую "рубленую" форму.

Внутри носовой надстройки были оборудованы закрытый основной и резервный ходовой пост, поме­щения для оборудования РЛС и радарная система уп­равления огнем главного калибра с радаром Мк-3. Пост управления огнем ГК на носовой надстройке, ранее рас­полагавшийся под защитой брони боевой рубки, теперь получил прикрытие из 38,1-мм листов STS.

Сами ПУСы главного калибра, как и на "Nevada", остались прежние — Мк-20 (с противоосколочной защитой из 25,4-мм листов STS), но вся систе­ма управления огнем была существенно модернизиро­вана. Установили радары воздушного наблюдения (SC) и наблюдения за надводной обстановкой (SG).

Обе 127-мм батареи, и противоминная, и зенит­ная, были сняты, и вместо них установили новую уни­версальную батарею из 16 127/38 орудий в 8 двухорудийных башнях. Все башни располагались на одном уровне, на палубе перестроенной и расширенной над­стройки бывшего каземата. Однако, в отличие от "Nevada", для управления их огнем имелось только 2 радарных поста управления артиллерией Мк37, уста­новленных в диаметральной плоскости поверх носовой и кормовой надстроек вместо прежних побортно уста­новленных Мк-33.

Новые 127-мм башни имели резервную систему независимого (оптического) наведения и противоосколочную защиту толщиной 19 мм STS. Перегрузочные отделения под башнями имели защиту из 15,8-мм и 19-мм листов STS. Защита ПУСов Мк-37 состояла из 25,4 мм плит STS.

Все легкое зенитное вооружение было заменено на 10 счетверенных 40-мм "Бофорсов", 50 20-мм "Эрликонов" и 8 12,7-мм пулеметов. "Эрликоны" устанав­ливались под легким прикрытием (7,62-12,7 мм STS) в различных местах на верхней палубе, на надстройке и на крышах башен ГК, то есть везде, где для них хвата­ло места и имелись выигрышные углы обстрела.

Массивная кормовая тренога была заменена не­высокой надстройкой с приборами управления огнем, на которой разместили и кормовой пост управления огнем ГК, и короткой однодревной мачтой. Как и на "Nevada", была демонтирована катапульта на третьей башне ГК, а массивные шлюпочные краны заменены более легкими грузовыми стрелами. Кормовую ката­пульту сохранили.

На надстройках и башнях ГК было закреплено множество спасательных плотов и плавучих сетей, а шлюпочное вооружение сокращено до двух 26-футовых (7,93 м) рабочих моторных шлюпок. Усиление зенитной артиллерии привело к замет­ному увеличению численнос­ти экипажа, в результате было оборудовано множе­ство спальных мест и рунду­ков для новых членов экипа­жа непосредственно на и боевых постах.

В таком виде модерни­зированный "Pennsylvania" принимал участие в боях с 1943 г. Сверхинтенсивное ис­пользование линкора приве­ло к тому, что в течение сле­дующих 2 лет корабль просто не получил возможности посетить верфь и пройти оче­редную модернизацию. Тем не менее значительный из­нос корабля в начале 1945 г. все же вынудил командова­ние направить линкор на верфь "Хантерз-Пойнт", где с марта по июнь 1945 г. провели ремонт силовой установ­ки и корпусных конструкций, а также некоторые модернизационные работы. Так, неудачные действия "Pennsylvania" в ночном бою в проливе Суригао побу­дили командование произвести замену одного из ста­рых ПУСов ГК Мк-20 (кормового) на новый Мк-34, со­единенный с радаром управления огнем Мк-8. Это оборудование было стандартным для новых крейсеров, и несколько "лишних" комплектов оказалось в распо­ряжении флота после того, как 9 из планировавшейся громадной серии легких крейсеров типа "Cleveland'" были достроены как легкие авианосцы.

На верхней площадке фок-мачты установили новейший высокоэффективный радар воздушного обнаружения SC-2, на грот-мачте также новейший радар SP. Кроме того, линкор оснастили 3 комплектами (с соответствующим числом антенн) новой аппаратуры TDY для постановки помех радарам противника. 26-футовый дальномер на месте бывшей боевой рубки за­менили на дополнительный спаренный 40-мм "Бофорс". В то же время значительная перегрузка корабля и не­которое разочарование в эффективности "Эрликонов" против самолетов-камикадзе привели к уменьшению их числа до 31.

Новый капитальный ремонт и модернизации линкора после повреждения корабля в августе 1945 г. японским торпедоносцем были отменены в связи с окон­чанием войны, ограничились лишь минимально необ­ходимым ремонтом для восстановления водонепрони­цаемости и хода. По окончании боевых действий для облегчения корабля демонтировали 4 "средних" (ближ­них к бортам) двухорудийных 127-мм башен и боль­шую часть зенитных автоматов. В таком состоянии линкор находился до исключения его из состава дей­ствующего флота в 1946 году.