Окраска

 

В годы, предшествовавшие первой мировой войне, а затем в межвоенный период, американские линейные ко­рабли несли обычную окраску мирного времени. Корпуса и надстройки кораблей окрашивались в серый (шаровый) цвет с голубоватым оттенком; палубы имели деревянное покры­тие, а некоторые их участки на надстройках, различные пло­щадки и т.п., такового покрытия не имевшие, окрашива­лись в серый цвет несколько более темный, чем корпус и надстройки. Подводная часть покрывалась антикоррозион­ным составом и окрашивалась красной краской, при этом "переходной пояс" — полоса обшивки порядка высотой 1 м в районе ватерлинии, подверженная попеременному дей­ствию воздуха и воды, а также повышенному загрязнению, особенно в гавани (пятна нефти и т.п.), окрашивался в чер­ный цвет. Белая полоса у ватерлинии, характерная для мно­гих флотов, в американской практике не наносилась.

Иногда (до начала 20-х годов) башни и стволы ору­дий ГК окрашивались в несколько более темный цвет, чем корпус и надстройки, но в общем такая практика не была распространена и скоро вышла из употребления. Якоря, дельные вещи, палубное оборудование и т.п. окрашивались в серый цвет — такой же, как и корпус корабля.

В основном эта схема окраски сохранилась на ко­раблях и на период первой мировой войны. В английском флоте в этот период много экспериментировали с камуф­ляжем для различных классов кораблей, включая дредноу­ты, и некоторые выработанные британцами схемы выгля­дели весьма экзотически, но американцы в этой области оказались в общем более консервативны. Они также раз­работали ряд оригинальных схем камуфляжа и так называ­емой "разбивающей" окраски (не маскирующей корабль, но затрудняющей противнику опознавание и прицеливание), но на практике "поле для экспериментов" ограничилось в основном броненосцами-додредноутами, эсминцами и вспомогательными судами, дредноуты же в основном со­храняли стандартную шаровую окраску. Только на некото­рых кораблях, в частности, на "Utah", в 1917 г. на борта в носовой и кормовой оконечностях были нанесены горизон­тальные белые и черные полосы, затрудняющие определение курса корабля для атакующей подводной лодки; таки же полосы наносились на трубы линкора.

Также в период службы линкоров США в европейских водах (в 1918 г.) иногда на решетчатых мачтах крепились не­большие брезентовые полотнища треугольной формы - "baffles", которые использовались и в английском флоте для затруднения работы дальномерщиков на кораблях противника. Польза от этого, однако, была сомнительна, ибо эта мера действительно затрудняла работу дальномеров совмещающего типа, установленных на британских кораблях; однако в германском флоте использовались стереоскопические дальномеры, нечувствительные к таким помехам.

В течение 20-30 годов линкоры вновь несли обычную окраску мирного времени. При этом в 30-х годах верхние части треногих мачт с топами управления огнем зачастую окрашивались в белый цвет.

С обострением международной напряженности в конце 30-х годов, а особенно с началом войны в Европе, в американском флоте разработали и ввели в действие новые схемы маскирующей (камуфляжа) и дезориентирующей окраски кораблей. Первой из них в январе 1941 г. была введена в действие схема Measure 1 (Ms 1). Согласно этой схеме, все вертикальные поверхности в надводной части) корабля окрашивались в темно-серый "боевой" цвет до высоты среза дымовой трубы, выше окраска была светло-серой, чтобы с большого расстояния верхняя часть силуэта корабля "терялась" на фоне неба.

Почти сразу было введено дополнение к этой окраске в виде белого силуэта волны на корпусе у форштевня, имитирующей большой ход корабля, чтобы затруднить противнику прицеливание при торпедной атаке. Такую схему, названную Ms 5, нес, в частности, "Nevada" на момент японского нападения на Пирл-Харбор.

Также с сентября 1941 г. для линкоров была введена схема Ms 11, по которой все вертикальные поверхности окрашивались в однотонный "боевой" серо-голубой цвет довольно темного оттенка. В это же время начала применяться (сначала на Атлантике, для кораблей, занятых в "Нейтральном патруле") схема Ms 12, с последовательным чередованием оттенков серого цвета — от более темных к более светлым: темный серо-синий корпус до верхней палубы, "океанский серый" (немного светлее) для верхней части борта (полубака) и надстроек, и еще более светлый дымчато-серый — мачты и антенны. Модифицированные варианты этой окраски предусматривали волнистую границу между цветами вдоль борта, либо вообще "пятнистую" схему с более крупными пятнами на корпусе и более мелкими на надстройках, башнях и трубах линкоров. Такую схему, в частности, несли "New York" и "Texas" во время их действий на Атлантике в первые месяцы 1942 года.

С началом боевых действий на Тихом океане процесс разработки и внедрения новых схем окраски резко активизировался. При этом разработали множество типовых схем, из которых в основном на линкорах применялись следующие:

Ms 21 — все вертикальные поверхности корабля ок­рашивались темно-синей краской густого, насыщенного от­тенка; введена с июня 1942 года.

Ms 22 — тот же темно-синий цвет корпуса до верх­ней палубы, выше — дымчато-серый цвет. Особенно рас­пространена на Тихом океане. При этом палубы, включая деревянное покрытие, также получали окраску светлого серо-голубого тона. Часто такую окраску во время ремон­тов и модернизаций получали корабли, переводимые на Ти­хий океан с Атлантики, где большей популярностью, осо­бенно в начальный период войны, пользовались "пятнистые" схемы.

Ms 31 — пятнистая камуфляжная окраска из пятен трех цветов: черного, среднего "океанского серого" и бо­лее светлого дымчато-серого. Введена с марта 1943 года.

Ms 32 — одновременно введенная аналогичная пят­нистая окраска, но с видимым преобладанием более свет­лых тонов.

Ms 33 — одновременно введенная и также анало­гичная пятнистая окраска, но еще более светлой "цвето­вой гаммой" из трех цветов: синего, дымчато-серого и свет­ло-серого.

Следует учитывать, что перечисленные названия схем окраски представляют собой фактически скорее "се­мейства", включавшие множество вариантов (до десятка для каждой схемы), идентичных по применяемым цветам, но довольно сильно различавшихся по размещению, раз­мерам и границам зон окраски и камуфляжных пятен.

По окончании войны линейные корабли, остающие­ся в боевом составе либо выводимые в резерв, вновь по­лучали светло-серую (шаровую) окраску мирного времени.