Торпедное вооружение

 

В начале XX века на флоте США развитию торпедного оружия уделялось значительно меньшее внимание, чем в иностранных флотах — хотя некоторые тенденции развития торпедного оружия были предвосхищены американцами со значительным опережением. Так, уже в ноябре 1907 г. в США была разработана торпеда с турбинным двигателем. Тем не менее, географическое положение страны, отделенной от основных потенциальных противников океанами, не стимулировало интереса к развитию легких сил и малых кораблей, считавшихся основными носителями торпед. Небольшие маломореходные миноносцы того времени вряд ли смогли принять участие в линейном бою, если бы американский линейный флот встретился с противником где-нибудь в центральной части Тихого или Атлантического океана.

В силу этих обстоятельств, количество миноносцев во флоте США было невелико, и прогресс в области торпедного вооружения — особенно в отношении разработки и производства серийных образцов также не был слишком быстрым. Тем не менее, на момент постройки 356-мм дредноутов первых серий торпедное вооружение все еще считалось необходимым для линейных кораблей, поэтому в начале своей карьеры все американские дредноуты несли торпедное вооружение, в виде 2-4 траверзных 533-мм подводных аппаратов с запасными торпедами и системой перезарядки (4 на кораблях New York", 2 на линкорах последующих серий).

Торпедные аппараты размещались в носовой части корабля, впереди погребов боезапаса носовой группы башен, и имели боковую перезарядку, поскольку для их перезарядки обычным способом не хватало ширины корабля. При пуске торпеды из аппарата за борт выдвигалась перфорированная направляющая балка, чтобы предохранить торпеду от повреждения или даже переламывания набегающим потоком воды. В 1918 г. британские специалисты, осматривая в Скапа-Флоу пришедшие туда американские линкоры, от­метили большую сложность торпедных аппаратов с бо­ковой перезарядкой и прочего оборудования торпедных отсеков, особенно системы осушения торпедных труб для перезарядки после выстрела.

Наличие торпедного вооружения на сверхдред­ноутах с самого начала вызывало определенные сомне­ния, которые со временем только росли. Причиной было совершенствование приборов управления артиллерий­ским огнем и, как следствие, быстрое увеличение ожи­даемых дистанций артиллерийского боя, в результате чего практически полностью терялась возможность поразить противника торпедой, — если только она не была самонаводящейся или управляемой. В то же вре­мя наличие подводных аппаратов увеличивало число нежелательных отверстий в подводной части корпуса. а боеголовки запасных торпед создавали скопление опасного количества мощного взрывчатого вещества без достаточной защиты.

Скепсис усугублялся недостаточной надежнос­тью самих торпед, особенно при пуске на большом ходу. В среднем на учениях доля технически неудачных пус­ков доходила до 25%. В некоторых случаях сразу после пуска торпеды описывали циркуляции, и учитывая, что в бою линкоры будут идти в кильватерной колонне, то  последствия могли быть весьма неприятными. Однако полный отказ от торпедного вооружения линкоров был вызван все же не этими проблемами и инцидентами, а дальнейшим ростом дистанций артиллерийского огня. Последние торпедные учения американского линейно­го флота были проведены во время маневров 1930-1931 гг. В процессе модернизации 356-мм линкоров в конце 20-х - начале 30-х гг. торпедные аппараты сначала пла­нировали перенести в надводную часть, но затем от этой идеи отказались, и линкоры лишились торпедно­го вооружения вообще.

Торпеды. В годы, предшествовавшие первой мировой войне, на линейных кораблях флота США ис­пользовались торпеды производства фирмы "Блисс", имевшие обозначение "Блисс-Левитт" Мк1, Мк2 и Мк3, принятые на вооружение соответственно в 1904, 1905 и 1906 годах. Все эти торпеды имели калибр 533-мм и полную длину 5,004 м. По сравнению с современными иностранными аналогами, торпеды "Блисс-Левитт" Мк1 – Мк3 имели ряд недостатков и, в первую очередь, слабый боевой заряд из орудийного пороха, в то время как англичане и немцы уже давно использовали в сво­их торпедах в качестве взрывчатого вещества TNT. Надежность их также оставляла желать лучшего. Мож­но сказать, что эти торпеды по своим ходовым дан­ным приблизительно соответствовали современным или несколько более ранним германским 450-мм тор­педам, уступая им в мощности боезаряда.

В 1912-1915 гг. была разработана и принята на вооружение новая, более совершенная торпеда "Блисс-Левитт" Мк9, длиной 5,004 м, с боезарядом 95 кг TNT. При скорости 27 узлов дальность хода торпеды Мк9 равнялась 6400 м, полный вес ее достигал 914 кг. ("промежуточные" по нумерации модели Мк4, 6, 7 и "Уайтхед" Мк5 имели калибр 450 мм и на дредноутах не использовались; следующая весьма удачная торпеда "Блисс-Левитт" Мк8 модели 1911 г. была чисто "миноносной" и имела увеличенную длину 6,510 м, в результате чего ее также нельзя было выстреливать из траверзных аппаратов линейных кораблей).

Модель Мк9 была последней торпедой фирмы "Блисс". Начиная с этого времени, флот получал торпеды производства государственного торпедного завода в Ньюпорте (штат Род-Айленд), а также завода в Александрии (штат Вирджиния); этот завод, однако был закрыт вскоре после окончания первой мировой войны и возобновил работу лишь в 1941 году. Кроме линейных кораблей, торпедами Мк9 вооружались так же подводные лодки типов "R" и "S", в том числе и во вторую мировую войну.

Принятая на вооружение следующая торпед Мк10 имела увеличенную максимальную скорость хода, однако ценой сокращения дальности (36 уз, 3200 м). В 20-х годах, вплоть до снятия с кораблей торпедного вооружения, основными торпедами, использовавшимися линкорами на учениях, были Мк9 и Мк10.