ВВ-35 "Texas"

 

Линейный корабль ВВ 35 "Texas" стал вторым кораблем в истории американского флота, носившим это имя. При этом его устаревший предшественник, фактически первый броненосец "Нового флота" США, был переименован в "San Marcos", чтобы "освободить имя" для нового супердредноута.

Новый "Texas" заложили на верфи "Ньюпорт Ньюс Шипбилдинг" 17 апреля 1911 года. Стапельный период корабля продолжался один год и один месяц, и 18 мая 1912 г. корабль в торжественной обстановке был спущен на воду. На церемонии спуска роль его крест­ной матери исполнила мисс Клаудиа Лайон.

Достройка линкора на плаву заняла немного более 21 месяца, после чего, 12 марта 1914 года, он был официально принят в состав флота. Его первым коман­диром стал кэптен Альберт У. Грант. Впервые в прак­тике американского флота церемония ввода корабля в строй была полностью заснята на кинопленку.

После необходимой подготовки и испытаний 24 марта линкор вышел в море и, сделав 26-27 марта ко­роткую остановку на ночь у Томпкинсвилла (штат Нью-Йорк), прибыл на следующий день на верфь "Нью-Йорк Нэйви Ярд". Здесь в течение трех недель на корабле была установлена аппаратура системы уп­равления огнем.

Между тем политическая обстановка была неспо­койной, и пока линкор стоял в Нью-Йорке, президент Вильсон отдал флоту приказ направить значительные силы к побережью Мексики, ситуация в которой была весьма нестабильной в течение нескольких лет. В дан­ном случае причиной кризиса послужил инцидент в Тампико, вызванный агрессивным поведением мекси­канских федеральных войск по отношению к команде одного из американских судов. Проблема была доволь­но быстро решена "на местном уровне", однако амери­канский контр-адмирал Генри Т. Майо был крайне раз­дражен поведением мексиканцев и потребовал от пра­вительства Викториано Хуэрты официальных извине­ний и отдания в Тампико почетного салюта (21 выст­рел) американскому флагу.

Президент Вильсон, который в принципе недо­любливал режим Хуэрта, считая его диктаторским, увидел в этом инциденте возможность оказать давление на враждебный режим. После соответствующего об­ращения к Конгрессу 20 апреля 1914 г. президент от­дал приказ командующему американскими военно-морскими силами в мексиканских водах контр-адми­ралу Фрэнку Ф. Флетчеру высадить десант в г. Веракрус и захватить портовые сооружения и таможенный пост, чтобы воспрепятствовать доставке оружия в Мексику морем, а заодно и "проучить" мексиканцев за празднуемый ими инцидент в Тампико. В течение следующих двух суток эта задача была выполнена, од­нако обстановка оставалась напряженной, и 13 мая "Texas" получил приказ выйти в море и как можно скорее присоединиться к силам флота у мексиканско­го побережья без обычного для всех кораблей "проб­ного плавания" и последующего заключительного "достроечно-ремонтного" периода, при котором уст­ранялись все недоделки и неполадки, выявленные с на­чалом активной морской службы.

После пятидневного захода на Хэмптонский рейд (с 14 по 19 мая) корабль продолжил путь на юг и 26 мая присоединился к силам контр-адмирала Флетчера в районе Веракрус. В течение следующих двух месяцев корабль нес службу у мексиканского побережья, под­держивая высаженные на берег американские войска. Завершив эту миссию, 8 августа он покинул Веракрус, и зайдя по пути в залив Найп (Куба), 21 августа при­был в Нью-Йорк.

Начало большой войны в Европе не внесло осо­бых перемен в жизнь американского флота, поскольку страна оставалась нейтральной. До 5 сентября корабль простоял на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд", пройдя послепоходовый осмотр и мелкий ремонт, после чего присоединился к линейным силам Атлантического фло­та, быстро втянувшись в стандартную рутину боевых учений и маневров. Однако уже в октябре вновь обо­стрилась обстановка в Мексике, в результате чего лин­кор вновь направили в мексиканские воды, где он нес службу в течение следующих нескольких недель. Лишь в конце декабря корабль смог вновь покинуть этот не­спокойный район, 20 декабря выйдя из Тампико, встре­тив Рождество на переходе, и 28 декабря прибыл в Нью-Йорк. Здесь "Texas" оставался до 16 февраля 1915 г., при этом экипаж получил отдых, а сам линейный ко­рабль прошел межпоходовый ремонт.

По завершении ремон­тных работ корабль вернул­ся к службе в составе флота, активно участвуя в много­численных маневрах линей­ных сил у Восточного побе­режья США от Новой Анг­лии до Карибских вод, отра­батывая задачи артиллерий­ской подготовки и другие виды стандартных учебных задач, индивидуально и в со­ставе соединения. Одним ш запомнившихся событий это­го периода стало спасение пассажиров с потерпевшего аварию судна "Ryndam".

Интенсивная боевая подготовка продолжалась в течение следующих двух лет, пока США оставались нейт­ральными в грандиозном ми­ровом конфликте. Однако постепенно ход военных со­бытий, и в особенности нача­ло германской неограничен­ной подводной войны, стали склонять общественное мне­ние США к вступлению в войну на стороне Антанты. Наконец, в феврале-марте 1917 г. действия германских подводных лодок привели к дипломатическому кризису, который резко обострил­ся с опубликованием в США известий о "депеше Цим­мермана" — послании германского министра иност­ранных дел правительству Мексики, посредством ко­торой Германия пыталась склонить Мексику к началу войны против США.

В результате терпение, а с ним и нейтралитет США подошли к концу, и 6 апреля 1917 г. Соединен­ные Штаты официально объявили войну Германии. "Texas", вместе с другими линкорами Атлантического флота, в этот момент стоял на якоре в устье реки Йорк. Первой задачей военного времени для "Texas", одна­ко, стало не противостояние германскому Флоту От­крытого Моря, который надежно блокировали британ­ские линейные эскадры, а ускоренная подготовка на борту линкора артиллеристов для массово вооружае­мых торговых судов. Судьба Британии решалась на морских коммуникациях, где свирепствовали германс­кие подводные лодки, ежемесячно отправляя на дно зна­чительную часть торгового тоннажа; транспортное су­доходство следовало сохранить и защитить любой це­ной, и именно в этой критической области помощь аме­риканцев была наиболее ценной, а возможно, и реша­ющей. Эта деятельность "Texas", перемежаемая обыч­ными боевыми учениями, продолжалась до середины августа, после чего линкор направился в Нью-Йорк для очередного ремонта. Работы завершили к 26 сентября; в тот же день линкор покинул верфь и вышел в море, направляясь в Порт-Джефферсон, но уже 27-го в райо­не Блок-Айленда он сел на мель, и весьма основатель­но. В течение 3 дней экипаж производил разгрузку ко­рабля, и наконец 30 сентября с помощью буксиров его сняли с мели.

Полученные повреждения корпуса потребовали возвращения "Texas" на верфь, в результате чего в но­ябре линкор не смог выйти в море одновременно с дру­гими кораблями 9 дивизии линкоров, направлявшимися через Атлантику в Британию на помощь союзникам. Работы окончательно завершили лишь в декабре, пос­ле чего "Texas" направился на юг, где в районе устья реки Йорк отработал стандартный цикл задач боевой подготовки. В результате к середине ноября корабль был готов к отправке в европейские воды и после не­скольких дней стоянки в Нью-Йорке 30 января 1918 г. вышел в море. 11 февраля он прибыл в Скапа Флоу, где "воссоединился" с другими линейными кораблями 9 дивизии, ставшей теперь 6 дивизией линейных кораб­лей Гранд-Флита.

Служба "Texas" в европейских водах включала прикрытие конвоев и эпизодические выходы в море для усиления британских соединений, в случаях когда английское командование опасалось активности со сто­роны немецких тяжелых кораблей. Флот периодичес­ки менял место базирования; основными базами были Скапа Флоу на Оркнейских островах и Ферт-оф-Форт в Шотландии.

Первый боевой выход "Texas" состоялся спустя 5 дней после его прибытия в Скапа-Флоу, когда корабль в составе 6-й дивизии линкоров вышел в море для под­держки 4 эскадры линкоров, оперировавшей в Север­ном море. На следующий день он вернулся в Скапа-Флоу. Следующий выход в море для прикрытия кон­воя состоялся 8-13 марта, а 12 апреля американская (6-я) дивизия линкоров перешла из Скапа-Флоу в Ферт-оф-Форт. Отсюда 17 апреля корабли снова вышли в море для прикрытия очередного конвоя; операция за­вершилась 20 апреля.

Через несколько дней разведка сообщила, что германский флот покинул свою стоянку в устье реки Яде и направился к норвежским берегам, чтобы нанес­ти удар по скандинавским конвоям. 24 апреля линко­ры, включая "Texas", вышли в море для поддержки 2-й дивизии британских линейных кораблей, в надежде пе­рехватить немцев и навязать бой — случай, которого британские силы тщетно дожидались с 1916 года. На следующий день флоты практически встретились, но немцы сориентировались быстрее и поспешно отсту­пили к своим базам и с некоторых эсминцев передово­го охранения Гранд-Флита удалось увидеть германс­кие корабли, но уже на столь большой дистанции, что настичь их и навязать им бой оказалось нереально, и на следующий день союзники вернулись в базу.

Май и начало июня оказались временем относи­тельно спокойным. Периодически появлялись данные о планирующемся выходе германского флота, но эти сведения никогда не подтверждались. 9-10 июня аме­риканские линейные корабли вновь перешли в Скапа-Флоу; следующий боевой выход состоялся 30 июня, ког­да американские линкоры прикрывали американские же минные заградители, осуществлявшие самую гран­диозную за всю войну минную постановку — т.н. "Ве­ликое заграждение", фактически перегораживающее все Северное море (и перекрывающее таким образом нем­цам доступ в Атлантику). 2 июля линкоры возврати­лись в Скапа Флоу, но уже через 2 дня Гранд Флит вновь вышел в море для проведения маневров и учеб­ных стрельб. По окончании учений 8 июля корабли при­шли в Ферт-оф-Форт.

В течение нескольких следующих месяцев служ­ба американских линкоров приобрела характер одно­образной рутины. Наиболее опасным аспектом этой рутины являлась подводная опасность — за время служ­бы с Гранд Флитом "Texas" трижды доносил об обна­ружении перископов германских подводных лодок, но каждый раз бдительность вахты и умелое маневриро­вание не позволяли противнику провести успешную атаку. Корабли периодически выходили вместе с анг­лийскими линейными дивизиями для патрулирования Северного моря и для проведения учений, но германс­кие линкоры до конца войны так и не покинули своих вод. Последняя попытка германского командования организовать выход флота привела к мятежу на не­скольких кораблях. Немецкий флот как организован­ная боевая сила стремительно разваливался. 11 ноября было подписано перемирие, и боевая служба американ­ских дредноутов в европейских водах окончилась. Но все же американским линкорам удалось "лично уви­деться" со своими "заочными" германскими противни­ками. 20-21 ноября в море, в 40 милях к востоку от ост­рова Мэй, состоялась церемония интернирования (фак­тически сдачи) союзникам германского Флота Откры­того моря, и среди многочисленных британских кораб­лей, вышедших в море для встречи и конвоирования поверженного противника в Скапа-Флоу, были и лин­коры американской 6 дивизии Гранд Флита.

По окончании церемонии американские линко­ры ушли в Портленд, куда прибыли 4 декабря, а спустя 8 дней они вышли в море для торжественной встречи при­ближавшегося к европейским берегам лайнера "George Washington", на котором президент США Вудро Виль­сон направлялся в Париж для участия в мирных перегово­рах. Встретив лайнер в море утром следующего дня, ли­нейные корабли эскортиро­вали его во французский порт Брест, куда и прибыли в 12 ч. 30 мин. пополудни того же дня (13 декабря). Од­нако уже в тот же вечер аме­риканские линкоры вышли из Бреста и после короткой остановки в Портленде на следующий день, 14 декабря направились через Атланти­ку домой, в Соединенные Штаты. В день Рождества эскадра прошла плавучий маяк Амброз и на следующий день, 26 декабря, корабли прибыли в Нью-Йорк.

По возвращении в род­ные воды "Texas", как и дру­гие линейные корабли, про­шел ремонт и небольшую мо­дернизацию. Была несколько усовершенствована горизон­тальная защита и системы управления огнем, изменены надстройки (установлена закрытая ходовая рубка, противоторпедные платформы и т.п.); общая номенклатура работ повторяла то, что было сделано на "New York". По окончании работ линкор вернулся к рутинной службе в составе линей­ных сил Атлантического флота. Кроме упомянутых ремонтно-модернизационных работ, немного позднее в конце 1919- начале 1921 г. "Texas" прошел через ту же эпопею со снятием-заменой-возвращением противо­минной артиллерии, что и "систершип", и с тем же ре­зультатом. После отказа от дальнейшей разработки па­лубных двухорудийных 127-мм установок 16 противо­минных 127-мм орудий — все, кроме кормового и 4 са­мых "мокрых" в носовых казематных установках, вер­нули на прежние позиции.

9 марта 1919 г. со стартовой платформы, смон­тированной на 2 башне ГК "Texas", впервые в практи­ке американского флота с линейного корабля был запущен самолет "Сопвич-Кэмел", пилотируемый лейтенант-коммандером Эдвардом О.Макдоннелом. Тем же летом было принято принципиальное решение о кардинальном усилении Тихоокеанского флота, во испол­нение которого "Texas" перевели на Тихий океан, где он и продолжил службу в течение следующих 4 лет. 17 июля 1920 г. "Texas" получил официально буквен­но-цифровое обозначение ВВ 35, в соответствии с вво­димой системой обозначений для боевых и вспомога­тельных кораблей и судов всех классов ВМС США.

В 1924 г. корабль вновь перешел к Атлантичес­кому побережью, где после очередного ремонта при­нял на борт кадет Военно-морской Академии в Анна­полисе и совершил с ними учебный поход в европейс­кие воды. В этот период службы линкор гордо носил звание лучшего корабля флота США по артиллерийс­кой подготовке. По возвращении домой осенью 1924 г. его перевели в состав т.н. "Разведывательного флота". Это соединение изначально задумывалось как аналог английского и германского соединений линейных крей­серов времен первой мировой войны и, соответствен­но, должно было создаваться "вокруг" новых гигантских линейных крейсеров типа "Lexington". Однако в результате Вашингтонского соглашения от достройки этих кораблей, по крайней мере, в прежнем качестве, пришлось отказаться.

Тем не менее Разведывательный флот все же сфор­мировали, но в весьма оригинальном виде. В его со­ставе вообще не было линейных крейсеров, т.к. кроме недостроенных гигантов типа "Lexington" иных кораб­лей этого класса в составе флота не имелось. Факти­чески Разведывательный флот подразделялся на 2 ком­понента — новые быстроходные, но слабо защищен­ные легкие крейсера типа "Omaha" (и новые гладко-палубные эсминцы в качестве эскорта) и наиболее ста­рые линейные корабли, не имевшие новой системы за­щиты "все или ничего". Считалось, что их использова­ние в одном строю с более новыми "стандартными" 356-мм линкорами связано с рядом тактических затруд­нений, а в составе Разведывательного флота они смо­гут послужить в качестве своеобразных "центров бое­вой устойчивости", к помощи и защите которых смо­гут прибегнуть крейсера, если в бою им придется туго.

В этот период — а именно, в конце ноября 1924 г. "Texas" принял участие в одном из важнейших экс­периментов, проводимых флотом: опытном расстреле линейного корабля "Washington". Этот новейший лин­кор пал жертвой своего "тезки" - Вашингтонского морского соглашения, согласно которому его дострой­ка была запрещена. Командование флота решило из­влечь из столь печальных обстоятельств максимум вы­годы и использовать почти достроенный линкор для всесторонних исследований, призванных выяснить ис­тинный уровень боевой устойчивости американских ли­нейных кораблей в процессе натурных испытаний. Об­реченный сверхдредноут отбуксировали в море в рай­он мыса Вирджиния и в течение нескольких дней про­водили эксперименты по подрыву у его борта различ­ных зарядов, имитируя попадания и близкие разрывы бомб и торпед. В конце концов корабль, проявивший исключительную живучесть (весьма обрадовавшую проектные организации и Морское министерство), был использован в качестве мишени для стрельбы ГК "Texas", и 25 ноября 1924 г. затонул после попадания 14 356-мм снарядов.

Служба "Texas" в составе Разведывательного флота, однако, продлилась недолго, т.к. с середины 20-х годов началась программа поэтапной модерни­зации остающихся в строю линейных кораблей США, и старые линкоры начали один за другим отправлять­ся на верфи. "Texas", как имевший угольные котлы, значился в списке кандидатов на модернизацию од­ним из первых.

Работы провели в период с 1925 по 1927 г. на вер­фи "Норфолк Нэйви Ярд". Их объем и номенклатура соответствовали тому, что было сделано на однотип­ном линкоре "New York". Как и "систершип", "Texas" получил вместо старых угольных котлов 6 новых не­фтяных, что позволило обойтись одной трубой; ажур­ные мачты заменили на треногие, что значительно из­менило силуэт линкора. Была усовершенствована бро­невая и противоторпедная защита, улучшено располо­жение орудий 127-мм противоминной батареи, установ­лено новое радиооборудование. Корабль получил но­вую систему управления огнем и пороховую катапуль­ту с самолетами на 3-й башне ГК, а в качестве зенит­ной артиллерии 8 76-мм зенитных орудий.

По окончании модернизации корабль совер­шил несколько учебных походов вблизи восточного побережья США — от Новой Англии до кубинских вод. Первый опыт эксплуатации обновленного лин­кора показал, что в результате модернизации были значительно улучшены боевые и эксплуатационные характеристики "Texas", однако имелись и "побоч­ные эффекты" того же рода, что и на однотипном "New York". Так, на определенных скоростях хода довольно значительным был уровень вибрации; по­вышенного внимания требовали паровые машины корабля. В результате установки больших и притом округлых в поперечном сечении булей корабль приобрел избыточную остойчивость и склонность к рез­кой бортовой качке, особенно на зыби. Как докла­дывал после одного из учебных выходов командир "Texas", иногда качка была столь сильной, что зат­рудняла обслуживание орудий, хотя шедшие рядом в одном строю линкоры типа "California" не испыты­вали сколько-нибудь заметных проблем. Как и на 305-мм линкорах, характер раскачивания был нере­гулярным и непредсказуемым, в особенности если волна шла с кормовых курсовых углов.

Один из первых после модернизации загранич­ных походов "Texas" в Коринто (Никарагуа) показал, что в свежую погоду корабль сильно раскачивается, стоя на якоре, что делает крайне затруднительной пе­редачу грузов с транспортов и прием топлива на от­крытой якорной стоянке. Для борьбы с этим явлением использовались уже испытанные на 305-мм линкорах меры противодействия, в частности подбор оптималь­ного порядка расходования топлива и установка на об­шивке булей дополнительных стабилизирующих килей в носовой и кормовой части.

В сентябре 1927 г. линкор вновь перевели на Ти­хий океан, но пробыл он там недолго и уже в конце декабря вернулся на Атлантику, где продолжил службу в составе Разведывательного флота. В январе 1928 г. президент Герберт Гувер совершил на борту "Texas" визит в Гавану для участия в Панамериканс­кой конференции. После этого корабль вновь перевели (через Панамский канал) на Тихий океан, где вместе с линкорами Тихоокеанского флота он принял участие в больших маневрах в районе Гавайских островов. После этого до конца года линкор действовал в соста­ве Тихоокеанского флота, вернувшись на Атлантику в начале 1929 для кратковременного ремонта, который произвели в Нью-Йорке до конца февраля. В марте он вновь убыл на Тихий океан, но и в этот раз ненадолго, т.к. уже в июне его вновь вернули на Атлантику в со­став Разведывательного флота. Запомнившимся собы­тием этого периода службы стало посещение его про­славленным летчиком Чарльзом Линдбергом — первым пилотом, пересекшим в 1927 году Атлантику в одиноч­ку. Знаменитый летчик особенно интересовался авиа­ционным вооружением корабля и, в частности, недав­но установленной катапультой. На память о своем ви­зите Ч.Линдберг сфотографировался в кабине одного из бортовых гидропланов.

В апреле следующего, 1930 г. "Texas" эскортиро­вал в Нью-Йорк крупнейший американский лайнер "Leviathan" (бывший германский "Fatherland"), на котором из Европы возвращались члены правитель­ственной делегации, представлявшей США на Лон­донской военно-морской конференции. В конце года корабль вновь прошел ремонт на верфи "Нью-Йорк Нэйви Ярд" и был оборудован как флагманский ко­рабль ВМС США.

По окончании ремонта и цикла испытаний лин­кор через Панамский канал перешел к западному побережью США. Здесь, в Сан-Диего, корабль базиро­вался в течение следующих 6 лет, выполняя до 1931 г. роль флагмана флота США, а позднее — флагмана 1 дивизии линейных кораблей. В течение этого пери­ода "Texas" покидал Тихий океан только один раз, когда летом 1936 года его временно перевели на Ат­лантику для участия в очередном учебном плавании кораблей Атлантического флота с кадетами Военно-морской Академии в Аннаполисе, для "оморячивания" будущих офицеров. По выполнении этой миссии ко­рабль вновь присоединился к линейным силам Тихо­океанского флота.

Летом 1937 года корабль направили на Атлан­тику, на этот раз в качестве флагмана учебной эскад­ры ВМС США. В этой роли он верно нес свою службу до конца следующего года, когда стал флагманом Ат­лантической эскадры — нового соединения, сформи­рованного на базе 5 дивизии линейных кораблей. Не­смотря на все эти организационные перемены, по сути дела основные задачи "Texas" в этот период остава­лись неизменны и включали обычную боевую подго­товку, летние учебные плавания с кадетами Военно-Морской Академии, а также тренировку личного со­става Корпуса морской пехоты и резерва ВМС. За эти­ми занятиями корабль и застало в сентябре 1939 г. на­чало войны в Европе.

С началом действий в Атлантике кораблей воюю­щих сторон правительство США объявило о политике поддержки "нейтральной зоны" в Западной Атланти­ке с целью "нераспростране­ния военных действий на За­падное полушарие". Факти­чески мера эта была проанглийской, т.к. позволяла бри­танскому торговому судо­ходству рассчитывать на за­щиту со стороны американс­ких военных кораблей на всем пространстве западной Атлантики. Во исполнение принятого решения, был со­здан т.н. "нейтральный пат­руль" — система постоянно­го патрулирования в океане кораблей ВМС США, в том числе и линейных. В состав "нейтрального патруля" был включен и "Texas" — так он получил свое первое задание в новой мировой войне. Впрочем, и хозяева ко­рабля, и англичане, и их германские противники пре­красно отдавали себе отчет в истинном положении дел. Американские суда вместе с британскими поддержива­ли активное транспортное сообщение через Атланти­ку, доставляя в Англию сначала формально "невоен­ные" грузы, а затем, после подписания акта о ленд-лизе, в открытую начали транспортировку военной техни­ки, боеприпасов и всех видов военной продукции и сна­ряжения. В стремлении прикрыть свои (а также и анг­лийские) суда американские боевые корабли, включая линкоры, постепенно стали заходить все дальше на во­сток, постепенно отодвигая границу "нейтральной зоны" — пока "нейтральный патруль" не превратился фактически в оперативное прикрытие налаживающейся британской системы конвоев через Атлантику. Во вре­мя одного из таких походов в 1941 г. "Texas" был ата­кован германской подводной лодкой — правда, неудач­но. В объяснение своих действий по атаке боевого ко­рабля нейтральной державы германский командир фак­тически признал, что 'правильно опознал корабль, но "подумал, что он уже передан англичанам".

Последние три месяца 1942 г. линкор в основном занимался боевой подготовкой и осуществлял опера­тивное прикрытие конвоев на начальном этапе их пути через Атлантику — в районе Ардженшии (Ньюфаунд­ленд). Утро воскресенья 7 декабря 1941 г. "Texas" встре­тил стоя на якоре в бухте Каско (штат Мэн) — линкор зашел сюда для кратковременного отдыха экипажа. Известие о внезапном японском нападении вызвало потрясение у членов экипажа корабля, но вопреки ожи­даниям, немедленной отправки на Тихий океан не пос­ледовало. Оправившись от шока, американское командование вместо истерических действий по сколачива­нию "пожарных команд" из разнородных кораблей, срочно собираемых по всем театрам, приняло на Ти­хом океане вполне трезвую и разумную тактику посте­пенного накапливания сил. Ремонтировались повреж­денные корабли, вскоре в строй должны были вступить новые линкоры, а пока авианосные ударные соедине­ния предпринимали против японцев не слишком мас­штабные, но весьма беспокоящие атаки по принципу "бей и беги". А для "Texas" продолжилась служба в со­ставе Атлантического флота. После 10-дневной стоян­ки в бухте Каско корабль начал новый "цикл" боевой службы в западной Атлантике, а в конце января был включен в состав эскорта очередного конвоя в Англию. После выполнения этой задачи он перешел к побере­жью Исландии, где и осуществлял патрулирование — до марта, когда наконец получил приказ о возвраще­нии домой.

В течение следующих 6 месяцев корабль продол­жал все ту же нести службу по прикрытию конвоев, хотя "география" ее расширялась по мере того, как расши­рялись масштабы переброски американских войск в са­мых разных районах мира. Так, в одном из походов корабль доставил в Панаму соединение морских пехо­тинцев, предназначенное для переброски на Гуадалканал; в другом походе прикрывал транспорты с войска­ми, шедшие во Фритаун (Сьерра-Леоне). Однако основ­ной задачей "Texas" по-прежнему оставался эскорт трансатлантических конвоев — несмотря на широту и глобальный размах коммуникаций мировой Британс­кой империи, "дорога жизни" для самой Англии про­ходила именно здесь, и именно на Британских остро­вах постепенно накапливались техника, войска и ре­сурсы, позволившие начать наконец стратегическое на­ступление, вытесняя силы оси из регионов, захвачен­ных ими за первые 3 года войны. "Texas" принял учас­тие в первой же масштабной операции такого рода -операции "Torch" ("Факел") по вторжению во фран­цузскую Северную Африку, контролируемую профаши­стским режимом Виши.

Согласно плану операции, линкор включили в состав Северного Ударного соединения Ударной груп­пы (Task Group-TG) 34.8 под командованием контр­адмирала Монро Келли. Целью этого соединения была высадка в Мехдии десанта для захвата этого на­селенного пункта, а затем и расположенной рядом га­вани и аэродрома Порт-Лиотей. Операция была весь­ма рискованной, т.к. по сути дела США не имели опы­та подобных действий со времен испано-американс­кой войны. В 20-30-е годы проводилось множество уче­ний по высадке и поддержке морского десанта, одна­ко ничто не может полностью заменить реального бо­евого опыта, а потому к моменту проведения опера­ции "Торч" теория и практика артиллерийской под­держки десанта были еще весьма далеки от совершен­ства. Тем не менее, в соответствии с планом операции "Texas" под флагом контр-адмирала Келли вышел в море 23 октября 1942 года.

Рано утром 8 ноября корабли достигли намечен­ного района высадки и начали подготовку к десантиро­ванию и поддержке войск. После того как армейские части (около 9000 человек) высадили на берег, "Texas" не получил приказ о непосредственной поддержке войск - в этот период значение "предварительной" макси­мально интенсивной бомбардировки системы обороны противника из тяжелых корабельных орудий еще не было осознано в полной мере, и армия больше полага­лась на фактор внезапности при неожиданной высадке значительной массы войск. В результате высаженные войска вскоре увязли в системе обороны противника, т.к. французы имели здесь крупные силы. Во второй поло­вине дня "Texas" получил наконец задание — армия запросила артиллерийскую поддержку, и линкор от­крыл огонь по оборонительным сооружениям и складу боеприпасов в районе Порт-Лиотей. В течение следу­ющих нескольких дней корабль курсировал вдоль по­бережья Марокко, выполняя задачи артиллерийской поддержки войск "по заявкам" армейских частей. По сравнению с задачами, которые линкоры выполняли позже на Тихом океане, интенсивность боевой работы была не слишком большой — за все эти дни линкор выпустил 273 снаряда ГК, и всего шесть 127-мм. Неко­торая часть экипажа корабля на короткое время была задействована в качестве высадочной партии для по­мощи в расчистке захваченной гавани от затопленных там судов. Однако к концу недели и эти задачи были выполнены, и 15 ноября линкор направился домой вме­сте с крейсером "Savannah" (CL-42), эскортным авиа­носцем "Sangamon" (ACV-26), 7 эскадренными мино­носцами, танкером "Kennebec" (AO-36) и 4 транспор­тами, принимавшими участие в высадке.

После этого корабль вернулся к рутинной, но исключительно важной службе по эскорту трансатлан­тических конвоев из США в Англию, а также в Касаб­ланку и Гибралтар. Эта служба продолжалась в тече­ние всего 1943, а также первых 3 месяцев 1944 года. Рутина конвойной службы прервалась лишь в апреле, когда линкор, вместе со множеством других тяжелых артиллерийских кораблей, был привлечен к подготов­ке величайшей десантной операции всех времен—втор­жения англо-американских войск в Нормандию.

В начале апреля, по окончании одной из очеред­ных конвойных операций, линкор не направился, как обычно, домой через Атлантику, а перешел к устью реки Клайд, где начал интенсивные тренировки по артил­лерийской поддержке планируемой высадки. (По до­роге 7 апреля корабль зашел в Белфаст, где с него для ремонта временно сняли катапульту). Период интен­сивных учений и тренировок продлился семь недель. 19 мая корабль посетил командующий силами союз­ников генерал Дуайт Эйзенхауэр. Затем "Texas" оста­вил берега Шотландии и направился через Ирландское море вокруг южного побережья Англии в район вы­садки, где скрытно концентрировались силы, предназ­наченные для участия в операции.

В ночь с 5 на 6 июня 1944 г. "Texas", вместе со множеством других кораблей, подошел к одному из районов высадки у побережья Нормандии пляжу "Омаха", намеченному для высадки американских сил. Еще затемно, к 4 ч. 30 мин. утра, он занял предназна­ченную ему огневую позицию, приблизительно в 11 км. от мыса Дю Хок. Мимо кораблей артиллерийс­кой поддержки бесконечной чередой шли десантные корабли и катера, и море было заполнено ими от го­ризонта до горизонта. Начало светать, и в 5 ч. 50 мин. утра "Texas" открыл огонь главным калибром по при­брежной полосе немецкой обороны. Одновременно вспомогательный калибр линкора обстреливал цели непосредственно на пляже "Омаха" на его западной оконечности. Вскоре началась высадка войск, и через некоторое время линкор перенес огонь вглубь немец­кой обороны, препятствуя подготовке немцами кон­трударов, подводу резервов и подавляя немецкие ба­тареи, пытавшиеся обстреливать первую волну заце­пившихся за берег сухопутных сил.

Линкор поднял в воздух самолет-корректиров­щик — это значительно улучшило результаты стрель­бы. Однако высаженные войска все равно находились в сложном положении — хорошо укрытые на местнос­ти пулеметные гнезда и позиции снайперов держали под сильным огнем войска, высаженные на пляже, нанося им тяжелые потери и не позволяя продвинуться впе­ред. Требовались решительные действия, и "Texas", приблизившись к берегу менее чем на 3000 м, открыл массированный огонь по немецким позициям. Заодно линкор обстрелял немецкую батарею ПВО, разверну­тую у Вьевилля.

В результате кризис на пляже "Омаха" удалось преодолеть; но операция еще только начинала разво­рачиваться. На следующий день поступила информа­ция, что немецкие войска концентрируются в глубине обороны, готовя контрудар, чтобы сбросить высадив­шихся американцев в море. С утра самолеты-коррек­тировщики выявили схему диспозиции и пути движе­ния войск противника, и линкор немедленно открыл массированный огонь 356-мм снарядами по скоплени­ям немецких войск. Вечером мощной артиллерийской бомбардировке была подвергнута обнаруженная мор­тирная батарея, пытавшаяся обстреливать войска, их средства снабжения и запасы, выгруженные на пляж.

До сих пор германская авиация фактически не беспокоила силы вторжения, по крайней мере днем -и количественное, и качественное превосходство союз­ников было столь подавляющим, что обычно самоле­ты, попытавшиеся лишь приблизиться к району высад­ки, немедленно сбивались. Однако в ночное время не­большие группы и одиночные самолеты периодически пытались совершать налеты на прибрежную полосу, забитую высаженными частями, техникой и предмета­ми снабжения — у союзных войск эти налеты получи­ли прозвище "Чарли, проверяющий устроившихся на ночь". Иногда целями атак становились и корабли. В ночь на 8 июня вскоре после полуночи несколь­ко бомбардировщиков пытались атаковать ко­рабли, стоявшие недалеко от берега. Один из них прошел низко над водой недалеко от пра­вого борта "Texas"; зенитные батареи линкора немедленно открыли огонь, но попаданий от­мечено не было. С рассветом линкор вновь от­крыл массированный огонь по прибрежным де­ревушкам, в которых концентрировались немец­кие войска, а затем по проявившей активность береговой батарее.

В тот же день "Texas" покинул район вы­садки и ушел в Плимут, чтобы восполнить рас­ход боезапаса; но уже через 3 дня, 11 июня, сно­ва был "на месте" и возобновил интенсивный обстрел целей в глубине обороны противника, подавляя очаги сопротивления и способствуя продвижению своих войск. Эта работа продол­жалась до 16 июня, когда войска продвинулись за пределы дальности ведения огня из корабель­ных орудий.

Следующим районом, где потребовалась помощь тяжелой корабельной артиллерии, ста­ли окрестности Шербура. Утром 25 июня лин­кор, вместе с его старшим 305-мм "прототи­пом" "Arkansas", открыл огонь по германским укреплениям и батареям в окрестностях горо­да, мешавшим продвижению союзных войск. Немецкие артиллеристы ответили; завязалась артиллерийская дуэль, и в 12 ч. 30 мин. их залпы на­крыли "Texas". Корабль, тем не менее, продолжал об­стрел, хотя вокруг него все чаще вздымались громад­ные фонтаны воды от падения тяжелых снарядов. В конце концов, в 13 ч. 16 мин. немецкий 280-мм снаряд попал прямо в боевую рубку "Texas". При этом был убит рулевой линкора и ранено множество членов эки­пажа на открытых мостиках. Почти непостижимым образом командир корабля, кэптен Бэйкер, находив­шийся очень близко к месту разрыва, остался совер­шенно невредим. Боеспособность корабля существен­но не пострадала, и линкор продолжил бомбардиров­ку; немцы также проявили упорство, и вскоре еще один, на этот раз 240-мм снаряд, поразил корабль с левого борта в носовую часть, в район жилых поме­щений, но не взорвался. Дуэль с немецкими батарея­ми продолжалась в тот день до 15 часов, когда лин­кор получил приказ закончить обстрел.

Повреждения от попаданий снарядов были быс­тро устранены в Плимуте, и корабль начали активно готовить к участию в следующей масштабной опера­ции — вторжению в южную Францию. Зайдя в Бел­фаст, корабль принял на борт свою катапульту, но для установки ее на место не хватало времени, и уже 15 июля покинул Белфаст Лох и взял курс на юг, к "воротам" Средиземноморья. Пройдя Гибралтар, "Texas" совер­шил короткий заход в Оран (здесь на линкоре вновь смонтировали катапульту) и затем в специально оговоренной точке рандеву вблизи Бизерты встретился с тремя французскими эскадренными миноносцами, пос­ле чего соединение направилось к побережью Француз­ской Ривьеры.

В ночь с 14 на 15 августа корабли подошли к Сен-Тропезу. В 4 ч. 44 мин. линкор занял намеченную огне­вую позицию, и в 6 ч. 51 мин. открыл огонь по первой из намеченных целей — батарее из 5 немецких 155-мм орудий. Высадка прошла успешно, и благодаря быст­рому продвижению наземных войск, быстро справив­шихся с не слишком активным сопротивлением уже к концу следующего дня боевая работа "Texas" у Сен-Тропеза завершилась. Вечером 16 августа "Texas" по­кинул берега южной Франции и после короткого захо­да в Палермо наконец направился на домой — на за­пад. Пройдя Гибралтар, линейный корабль спокойно пересек Атлантику и прибыл в Нью-Йорк 14 сентября 1944 года. С января 1942 г. по сентябрь 1944 г. "Texas" пересек Атлантику 20 раз!

В Нью-Йорке корабль прошел 35-дневный ре­монт, при этом, в частности, были сменены его расстре­лянные орудия ГК, усилена ПВО и установлено новое радиолокационное оборудование. По окончании работ корабль совершил короткий испытательный выход в море; по устранении всех замеченных неполадок при­нял боезапас и все виды снабжения и в ноябре покинул Нью-Йорк, направившись на юг. Его путь лежал на Тихоокеанский театр. В Европе работа для линкоров была закончена, на Тихом же океане продолжались тя­желые упорные бои, хотя и все ближе к островам Япон­ской метрополии.

Пройдя Панамский канал, "Texas" совершил ко­роткий заход в Лонг-Бич и затем направился дальше на запад к Гавайским островам. Рождество старый лин­кор встретил в Перл-Харборе, и затем, в течение почти месяца, проводил интенсивную артиллерийскую под­готовку в водах 14 военно-морского округа (район Га­вайских островов). Наконец, по завершении трениро­вок, корабль направился далее на запад к атоллу Улити, служившему оперативной базой сил флота США. Однако и здесь он не задержался надолго — оставив Улити 10 февраля, линкор на 2 дня зашел на Марианс­кие острова, где были произведены последние трени­ровки и приготовления к участию в одной из самых важных десантных операций последних месяцев вой­ны на Тихом океане — штурму Иводзимы.

Этот остров, расположенный на пути между Ма­рианскими островами и собственно Японией, имел важ­ное значение; обладание им позволяло американцам по­лучить "непотопляемый авианосец" - ценную базу, обеспечивающую как возможность аварийной посад­ки тяжело поврежденных бомбардировщиков В-29, так и возможности прикрытия этих ценных самолетов ис­требительной авиацией.

"Texas" прибыл к побережью Иводзимы 16 фев­раля — за 3 суток до начала вторжения, и немедленно приступил к боевой работе — подавлению японской системы обороны массированным огнем орудий ГК. Когда 19 февраля началась высадка войск, корабль пе­решел к непосредственной артиллерийской поддержке и ведению огня "по заявкам" войск с берега с помо­щью береговых корректировщиков и собственных гид­росамолетов. Особенно интенсивную бомбардировку линкор провел в первые сутки после высадки, обеспе­чивая продвижение морской пехоты через плотную и хорошо организованную оборону на берегу и срывая попытки японцев организовать контратаки.

Бои на Иводзиме продолжались еще долгое вре­мя — о полной очистке острова от противника было объявлено только 16 марта, но уже в конце февраля "Texas" отозвали на Улити, куда он и прибыл в начале марта. За время операции у Иводзимы линкор выпус­тил по японцам 923 снаряда из орудий главного ка­либра. Теперь корабль надлежало подготовить к сле­дующей масштабной высадке на остров Окинава. Опе­рация, получившая название "Айсберг", должна была стать следующим важным шагом по подготовке втор­жения американских войск на .острова собственно Япо­нии. Линкор включили в состав соединения артилле­рийской поддержки TF 54, он покинул Улити 21 марта и взял курс к островам Рюкю, куда и прибыл 25 марта. Корабль не участвовал в предварительных бомбарди­ровках при захвате небольших окружающих островов, но на следующий день, 26 марта, он приблизился к по­бережью Окинавы и в тот же день приступил к бомбардировке намеченных целей, "размягчая" японскую оборону перед высадкой войск. В течение 6 дней лин­кор перепахивал снарядами главного калибра японс­кие позиции; огонь велся прицельно, по намеченным наблюдателями и самолетами целям, поэтому стрель­ба велась только днем — на ночь он отходил в море. чтобы снова возобновить боевую работу рано утром.

Японцы на берегу хранили молчание, не отве­чая на огонь; горький опыт предшествующего перио­да войны показал им бесперспективность сопротивле­ния непосредственно у уровня воды, где корабельные орудия в считанные часы превращали в месиво из бе­тонной и коралловой крошки самые прочные и солид­но оборудованные батареи и оборонительные позиции. Поэтому на этот раз японцы решили организовать обо­рону в глубине острова, и высадка американцев на по­бережье Окинавы 1 апреля прошла с весьма небольшим сопротивлением.

Однако японская авиация была весьма активна, проведя несколько налетов камикадзе на корабли у Окинавы, в надежде нанести им максимальные повреж­дения и сорвать артиллерийскую поддержку войск. По мере того, как войска продвигались вглубь острова, японское сопротивление усиливалось, становясь все бо­лее яростным и изощренным — выявлялись все новые подготовленные позиции, японцы атаковали внезап­но и старались, даже ценой своего полного уничтоже­ния, нанести противнику максимальный урон и замед­лить его продвижение насколько возможно. Корабли артиллерийской поддержки отвечали массированным огнем. Эта ежедневная напряженная служба "Texas" у Окинавы продолжалась почти 2 месяца; за это время корабль выпустил по японским позициям 2019 снаря­дов из орудий ГК! Масштабы атак камикадзе также были беспрецедентны — самолеты атаковывали кораб­ли волна за волной. Это были самые тяжелые атаки камикадзе за всю войну, нанесшие американскому фло­ту тяжелые потери. "Texas", тем не менее, избежал по­паданий, хотя сам записал на свой "счет" один сбитый японский самолет и участие в поражении еще 3-х.

Завершив боевую работу у Окинавы, линкор пе­решел в залив Лейте (Филиппины), чтобы принять снабжение, дать отдых экипажу и произвести некото­рые ремонтные работы. Здесь корабль и застала 15 ав­густа новость о готовности Японии принять условия капитуляции. В конце августа он вновь перешел к по­бережью Окинавы, где простоял почти до конца сен­тября, принимая па борт американских военнослужа­щих, подлежавших возврату в Штаты. Наконец 23 сен­тября линкор поднял якорь и направился на восток до­мой и 15 октября прибыл в Сан-Педро. Здесь 27 октяб­ря экипаж линкора отпраздновал День флота. В следу­ющем месяце корабль совершил еще два "пассажирс­ких" рейса между Калифорнией и Гавайями, к еще один — в конце декабря.

21 января 1946 г. линейный корабль "Texas" по­кинул Сан-Педро; спустившись на юг и пройдя Панамский канал и 13 февра­ля прибыл в Норфолк. Его активная служба была окончена — сот­ни кораблей амери­канского флота в это время выводились в ре­зерв, на консервацию или вообще списыва­лись на слом, и у ста­рого линкора с паро­выми машинами не было будущего в со­ставе послевоенного флота. Корабль нача­ли готовить к разуком­плектованию. В июне линкор перевели в Бал­тимор и законсервировали; здесь он простоял без дви­жения до начала 1948 года. Обсуждался вопрос о его использовании либо в качестве мишени для самолетов-бомбардировщиков, либо о сдаче на слом. Мало кто сомневался в тот момент в его дальнейшей судьбе.

И все же корабль-ветеран не погиб под бомба­ми соотечественников и не пошел "на патефонные иголки". Ключевую роль в его судьбе сыграло то, что он не был включен в состав эскадры кораблей-мише­ней для проведения атомных испытаний на атолле Бикини летом 1946 г. А уже через несколько лет по окончании войны пришло осознание уникальности и исторической ценности линейного корабля — участ­ника 2 мировых войн и ценного образца кораблестро­ительного искусства и науки. "Texas" оказался един­ственным из своего поколения дредноутов, заложен­ных и вступивших в строй еще до начала первой ми­ровой войны и еще мог подлежать сохранению. Все его современники и ближайшие потомки, пережившие войну, оказались жертвами атомных испытаний у Би­кини, и, будучи радиоактивно зараженными, не мог­ли рассматриваться в качестве кандидатур на роль ко­рабля-памятника. Кроме того, "Texas" был единствен­ным линейным кораблем США, принявшим участие в войне на трех важнейших театрах — в Европе, на Ти­хом океане и в Африке. Единственно возможное ре­шение было очевидным!

21 апреля 1948 г. "Texas", отбуксированный в Сан-Джасинто (в своем "родном штате"), был офици­ально передан флотом властям штата Техас в качестве корабля-памятника. 30 апреля 1948 г. корабль офици­ально исключили из списков флота, хотя фактически важнейшая работа, выполняемая кораблем для флота, непрерывно продолжается с этого времени уже 5 5-лет, ибо важность сохранения "Texas" в целях историчес­кого и военно-патриотического воспитания молодежи — да и не только молодежи — трудно переоценить.

Эту службу корабль нес без перерыва до 1988 г., когда впервые за послевоенные годы было решено провести капитальный ремонт линкора-ветерана. Ин­тересно, что в некоторых источниках в это время по­явились сведения, что ремонтные работы ведутся не "просто так", а "с прицелом" на возможную раскон­сервацию и модернизацию линкора — к тому момен­ту со времени спуска корабля на воду минуло уже 76 лет! Таков был психологический эффект успешной рас­консервации и боевого применения линкоров типа "Iowa" в 80-х годах. В тот период, на волне достигну­того успеха и полученного положительного опыта, вполне серьезно обсуждалась возможность расконсер­вации и ввода в строй остальных линкоров США. со­храненных в отличном техническом состоянии и ис­пользовавшихся в качестве музеев ("North Carolina", "Alabama", "Massachusetts"). Эти идеи, однако, не по­лучили практического воплощения, и в условиях иду­щей на спад холодной войны флот США вполне удов­летворился 4 линкорами, и до расконсервации вете­рана "Texas" тем более дело не дошло. Тем не менее. корабль получил весьма основательный ремонт, длив­шийся с декабря 1988 г. по сентябрь 1990 г. и прово­дившийся в Галвестоне, штат Техас.

Впервые за многие годы провели докование; при этом было тщательно проинспектировано состояние всех, особенно корпусных конструкций, и заменено бо­лее 150 т. листов обшивки булей. Была снята с кораб­ля, тщательно отремонтирована и вновь установлена на место носовая треногая мачта с трехъярусным то­пом с аппаратурой управления огнем. Деревянная па­луба корабля также была тщательно отреставриро­вана. Кроме того, флот вернул па корабль большое количество некогда снятого (при выводе его из строя) оборудования и вооружения, в частности, 40-мм и 20-мм зенитные установки, их приборы управления и т.п. Была смонтирована новая система жесткого закреп­ления корабля на предназначенном месте стоянки, фактически представлявшая собой несколько прива­ренных к обшивке борта скоб, "надетых" на вбитые в дно гавани прочные столбы-фиксаторы. Таким образом, корабль имеет возможность двигаться в верти­кальной плоскости, "реагируя" на изменение уров­ня воды из-за приливов, ветра и т.п., но в то же вре­мя застрахован от срыва с якорей в случае сильных ветров, которые нередки в южном Техасе. При не­обходимости вывести корабль с места стоянки (для докования и т.п.) фиксаторы могут быть легко от­соединены.

После завершения ремонта корабль перекраси­ли из обычного шарового цвета мирного времени в "ти­хоокеанскую" окраску Ms 21 времен окончания вто­рой мировой войны — темно-синий цвет, предназна­ченный не для маскировки, но для затруднения опоз­нания корабля и четкого определения дистанции. Ре­зультат ремонта впечатлял — корабль выглядел как новый, при этом все работы были произведены макси­мально аккуратно и береж­но, дабы не нарушить исто­рической достоверности и не погубить уникальную ат­мосферу корабля-памятника - "пришельца" из прошлых времен, что, увы, весьма лег­ко сделать, но практически невозможно исправить. Дух истории, "изгнанный" отку­да-либо халтурной и неуме­лой "реставрацией", как правило, уходит безвозврат­но, и "оскверненный" и опошленный памятник пре­вращается не более чем в еще один аттракцион для скуча­ющих туристов.

Тем не менее специа­листы и историки, куриро­вавшие ремонт "Texas", с че­стью справились со своей за­дачей, избежав этой опасно­сти, и линкор был вновь от­крыт для посещения 8 сен­тября 1990 года. Особую гордость представляли со­бой отреставрированные паровые машины линкора, внесенные как отдельная до­стопримечательность, име­ющая "самостоятельную ис­торическую ценность", в Ре­гистр охраняемых истори­ческих памятников штата Техас. Однако и сегодня ре­ставрационные работы на корабле ведутся постоянно, имея целью постепенно при­вести все внутренние помещения корабля к состоянию, достоверно иллюстрирующему устройство, оборудо­вание и быт экипажа на линейном корабле на период второй мировой войны. При этом используют тыся­чи фотографий, чертежей, воспоминаний остающих­ся в живых ветеранов линкора. Управление Нацио­нальных Парков штата Техас не спешит: главное — качество и историческая достоверность; служение ис­тории, как и стихиям, не терпит суеты.

Линейный корабль ВВ 35 "Texas" был награж­ден пятью боевыми звездами за свои заслуги в годы второй мировой войны. Кроме того, в 1991 г. француз­ское правительство наградило корабль Орденом По­четного Легиона за вклад, внесенный линкором в ос­вобождение Франции в 1944 году.