ВВ-37 "Oklahoma"

 

"Oklahoma" (BB 37), последний линкор амери­канского флота с паровыми поршневыми машинами, был заложен на верфи "Нью-Йорк Шипбилдинг Корп." 26 октября 1912 г. в г. Кэмден, штат Нью-Джер­си. Стапельный период постройки продолжался 17 ме­сяцев, после чего 23 марта 1914 г. корпус линкора спу­стили на воду. Роль крестной матери была доверена мисс Лорене Дж. Крус — дочери губернатора штата Оклахома Ли Круса. По окончании периода дострой­ки и испытаний 2 мая 1916 г. в Филадельфии корабль приняли в состав флота. Первым командиром нового сверхдредноута был кэптен Роджер Уэллес; основным пунктом базирования корабля был определен Нор­фолк, штат Вирджиния.

После включения в состав действующего флота и периода освоения экипажем линкор выполнил стан­дартную программу отработки учебных задач — ин­дивидуально и в составе эскадры, и к апрелю 1917 г., когда США вступили в войну на стороне Антанты, мог считаться боеготовым. Тем не менее "Oklahoma", как и другие новейшие линкоры, не был немедленно отправ­лен в европейские воды — в первую очередь по причи­не нехватки в Англии жидкого топлива для крупных кораблей. Пока первые соединения флота США -угольные дредноуты, броненосцы и новые нефтяные эс­минцы — готовились к походу в Европу, "Oklahoma" и другие новейшие дредноуты продолжали боевую уче­бу и несение службы у берегов США.

Так продолжалось до лета 1918 г., когда увели­чение масштабов перевозки американских войск в Ев­ропу потребовало соответственного усиления защи­ты трансатлантических конвоев. Существовали опа­сения, подогревавшиеся разведывательными данны­ми, что немцы могут предпринять "операцию отчая­ния" по прорыву в Атлантику нескольких линейных крейсеров, для разгрома одного или нескольких кон­воев, чтобы подо­рвать решимость США добиваться по­ражения Германии. Потери от потопле­ния нескольких круп­ных транспортов с войсками действи­тельно могли ока­заться очень чувстви­тельными, поэтому командование при­шло к решению о со­здании специального соединения линейных кораблей для при­крытия конвоев в европейских водах (ограниченная дальность плавания германских надводных кораблей позволяла не опа­саться нападения в Западной Атлантике).

13 августа 1918 г. "Oklahoma", вместе со своим систершипом "Nevada", отправился в Европу для не­сения службы дальнего прикрытия конвоев в восточ­ном секторе Атлантики. Служба эта продолжалась до перемирия в ноябре 1918 г. и была омрачена крайне неприятным инцидентом: когда корабль базировался в Корке, несколько членов экипажа было убито ир­ландскими сепаратистами из организации "Шинн-Фейн". Они боролись за отделение от Великобрита­нии и ненавидели американцев за то, что они присое­динились к Англии в качестве союзника в войне. Ко­мандование американского флота потребовало от ме­стных властей решительных мер. а от экипажей ко­раблей усилить бдительность, и более подобных ин­цидентов уже не происходило.

Что же касается угрозы от германских тяжелых кораблей, то "последний и решительный бой" с гер­манским флотом так и не состоялся. Однако актуаль­ность подводной угрозы сохранялась до последнего дня войны, и вахтенная служба на корабле велась с должным вниманием, что приводило иногда к курь­езным ситуациям.

Во время одного из выходов сигнальщик "Oklahoma" обнаружил поднимающийся из воды объект, сильно напоминавший перископ. Немедленно все корабли были оповещены об обнаружении подвод­ного противника и начали интенсивно маневрировать, чтобы сорвать атаку лодки; на перископ же обрушил­ся шквал огня из орудий противоминных батарей. Од­нако лодка странным образом не спешила ни погру­жаться, ни всплывать, ни выходить в атаку, ни вообще как-либо маневрировать; создавалось впечатление, что перископ вообще остается на месте.

В конце концов стрельба была остановлена: оза­даченное и заинтригованное командование приказало спустить на воду катер и направить его для осмотра цели. Подойдя к странному объекту, катер обнаружил невозмутимо плававший в воде перевернутый стол с тремя отпиленными ножками; четвертая же торчала вверх, создавая — с определенной дистанции — пол­ное впечатление торчащего из воды перископа.

Уже после перемирия, в декабре 1918 г., "Oklahoma" участвовал в сопровождении лайнера "George Washington", на котором президент США Вильсон направлялся в Европу для участия в Парижс­кой мирной конференции. Выполнив эту почетную мис­сию, 14 декабря линкор вышел в Нью-Йорк, чтобы при­нять участие в ежегодных зимних маневрах в Карибс­ком море. По окончании маневров линкор вновь пере­сек океан и 15 июня 1919 г. прибыл в Брест, чтобы по завершении мирной конференции вновь сопровождать "George Washington" с президентом В.Вильсоном на борту во время обратного пути через Атлантику. На переходе "Oklahoma" возглавлял почетный эскорт вплоть до встречи в океане, уже у берегов США, с флаг­манским линкором флота "Pennsylvania".

После прибытия в Нью-Йорк 8 июля 1919 г., в течение следующих двух лет линейный корабль нес службу в составе Атлантического флота, отрабатывая учебные задачи главным образом у Восточного побе­режья США и в кубинских водах. Новый 1920 год лин­кор встретил в Гуантанамо.

В этот период корабль прошел средний ремонт с небольшой модернизацией. На 2-й и 3-й башнях глав­ного калибра были смонтированы платформы для взле­та самолетов.

В этот же период линкор дважды посетил южно­американские воды. В начале 1921 г. "Oklahoma", пройдя через Панамский канал, принял участие в совмест­ных маневрах с кораблями Тихоокеанского флота у западных берегов Южной Америки. Позднее в том же году линкор вновь посетил те же воды — на этот раз с визитом, приуроченным к празднованию столетия не­зависимости Перу. К тому времени нарастание напря­женности в отношениях с Японией побудило амери­канцев к пересмотру традиционной системы базиро­вания флота, в результате чего решили оставить "Oklahoma" и ряд других новейших кораблей на Ти­хом океане. В составе Тихоокеанского флота "Oklahoma" прослужил следующие 6 лет, постоянно участвуя во всех видах боевой учебы и маневрах Ти­хоокеанского флота в водах между Гавайями и Запад­ным побережьем США.

Наиболее ярким событием этого периода был поход линейного флота в 1925 г. в Австралию и Но­вую Зеландию, в котором приняли участие все имев­шиеся в строю на Тихом океане линейные корабли. Это было своего рода повторение довоенного похо­да "Великого Бе­лого Флота".

Достигнув побережья Австра­лии, линейный флот разделился — часть кораблей на­правилась в Сид­ней, а часть в том числе "Oklahoma" в Мельбурн. По при­бытии в порт все члены экипажа в порядке очередности вахт получили увольнение на берег. Австралийцы встретили амери­канских моряков исключительно радушно. Пожилые отцы семейств встречали увольняющихся моряков у трапа и приглашали их домой, познакомить со своими дочерьми, ибо для австралийских девушек найти свое семейное счастье в те годы было сложнейшей пробле­мой. Из-за огромных потерь в первой мировой войне демографическая ситуация во многих городах Австра­лии была критической — так, в Мельбурне соотноше­ние молодых женщин и мужчин составляло 10 к 1.

Благосклонность женской части населения была не единственной причиной восторга американских мо­ряков — в Австралии, в отличие от США того перио­да, не действовал сухой закон!

По завершении визита линкоры, собравшись в море, в течение еще одного дня маневрировали у бере­гов Австралии для восстановления навыков экипажей, а также — как прокомментировал один из офицеров "Oklahoma" - "чтобы удостовериться окончательно, что все наши люди трезвы и мы не прихватили кого-нибудь из местных дам с собой".

В начале 1927 г. "Oklahoma" был зачислен в со­став Разведывательного флота и продолжил активные боевые тренировки, участвуя в непрерывной череде ма­невров Тихоокеанского флота. Летом корабль совер­шил вояж к Восточному побережью США, чтобы при­нять на борт кадет Военно-Морской Академии, после чего через Панамский канал доставил их в Сан-Фран­циско, а затем обратно, с заходом на Кубу и Гаити.

В сентябре 1927 г. подошла очередь "Oklahoma" на прохожде­ние капитального ремонта и боль­шой модернизации по программе кардинального обновления линей­ного флота США. Работы прово­дились в Филадельфии и заняли почти 2 года — до июля 1929 г. На корабле заменили котлы, усилили горизонтальную и конструктивную подводную защиту, установили були, модернизировали многие приборы и системы, усилили зенит­ную артиллерию, перестроили про­тивоминную батарею. Были смон­тированы новые системы управле­ния огнем; решетчатые мачты заме­нили на массивные треноги. Соору­жение новых надстроек и перенос из корпуса противоминной артил­лерии позволили значительно улуч­шить размещение и бытовые усло­вия экипажа.

По окончании модерниза­ции, завершив необходимый цикл испытаний, "Oklahoma" вернулся в состав Разведы­вательного флота и прошел соответствующий курс от­работки учебных задач, после чего принял участие в зимних маневрах флота в Карибском море. По завер­шении маневров, в июне 1930 г. линкор прошел Па­намский канал и вернулся к Западному побережью, где в составе Тихоокеанского флота прослужил до 1936 г. В этот период дальние походы были редкос­тью — Великая Депрессия заметно урезала расходы на флот и большую часть времени корабль проводил в районе Лонг-Бича.

В 1933 г., в момент, когда линкор проходил пла­новое докование, произошло событие, надолго запом­нившееся экипажу "Oklahoma". Внезапно — без вся­кой видимой причины — корабль встряхнуло, как от залпа башен главного калибра; большинство людей, особенно находившихся в нижних палубах, решили, что в одной из башен произошел взрыв. Поскольку никаких разъяснений и приказов не последовало, все стали подниматься наверх, чтобы выяснить, что про­исходит с кораблем. Однако на борту было все в по­рядке, и моряки поняли причину толчка, лишь взгля­нув на город — над ним повисла плотная стена дыма и пыли. Причиной толчка оказалось довольно силь­ное землетрясение, причинившее значительный ущерб городу Лонг-Бич.

После того как в городе объявили чрезвычайное положение, по просьбе властей из экипажей кораблей (в том числе и "Oklahoma") сформировали отряды мо­ряков, которые под руководством офицеров оказыва­ли помощь в борьбе с последствиями землетрясения и поддержании порядка на берегу в течение нескольких дней, пока гражданским властям не удалось самим пол­ностью взять ситуацию под контроль.

В этот период стало окончательно ясно, что ос­тавление паровых поршневых машин в качестве глав­ных двигателей линкора было серьезной ошибкой. Пре­восходство турбин, ставшее безусловным после появ­ления установок с электрической и зубчатой переда­чей, осознавалось и ранее, но в 20-е годы в составе фло­та было еще довольно много кораблей с паровыми пор­шневыми машинами, и анахронизм главных двигате­лей "Oklahoma" на общем фоне как-то не слишком бро­сался в глаза; на флоте имелись квалифицированные кадры по обслуживанию этих машин и соответствую­щая инфраструктура.

Но к началу 30-х годов ситуация изменилась. В 1930-1931 гг. были выведены из боевого состава флота большие броненосные крейсера, имевшие паровые ма­шины, и последние, помимо трех линкоров, крупные корабли с двигателями этого типа. Теперь "New York", "Texas" и "Oklahoma" остались "последними из моги­кан" в боевом строю кораблей "первой линии", и их недостатки, по контрасту с турбинными кораблями, стали восприниматься особенно остро.

Наиболее существенный недостаток заключал­ся в невозможности долгое время удерживать свое ме­сто в строю. Поршневые машины требовали частых регулировок и переборок, особенно после длительных пробегов на высокой скорости, да и вообще после дли­тельной работы. Надежность их, по сравнению с тур­бинами, была ниже. Возвратно-поступательное движение их массивных частей создавало в определен­ном диапазоне скоростей хода специфические виб­рации, уже не свойственные турбинным кораблям, что затрудняло работу приборов управления огнем. На некоторых ходовых режимах вибрация станови­лась столь чувствительной, что при длительном ее воздействии возникало опасение, что гребные валы могут быть повреждены.

Для технического обслуживания и ремонта си­ловых установок эти линкоры нуждались в "эксклю­зивном" комплекте запасных частей и материалов, что создавало дополнительные проблемы материально-тех­нической службе флота.

Все эти обстоятельства неоднократно отмеча­лись в рапортах командиров и офицеров и неизменно воплощались в рекомендации переоснастить корабли турбинными установками при первой возможности — или заменить их вообще, что представлялось "вари­антом более разумным и экономически оправданным". Командующий флотом настойчиво просил включить работы по замене машин на трех линкорах в бюджет 1934 финансового года, но из-за сложной экономичес­кой и политической обстановки 30-х годов замена ма-

шин так и не была произведена; к концу же 30-х годов линкоры "New York" и "Texas" запланировали к ско­рому выводу из состава флота после вступления в строй кораблей типа "North Carolina". Касательно же "Oklahoma" было отмечено, что "если планируется его (линкора) использование в течение следующих не­скольких лет, то следует переоснастить его турбин­ной установкой". Однако из-за запрета президента Ф.Рузвельта (в 1936 г.) надолго выводить из строя крупные корабли этого не сделали.

В 1936 году линейный корабль совершил лет­ний учебный поход в Европу с курсантами Военно-Морской Академии, посетив вместе с "Arkansas" и "Wyoming" несколько североевропейских портов. Для размещения наибольшего числа курсантов в этом по­ходе "Oklahoma" оставил на берегу "свой" (т.е. по­стоянно приписанный к нему в соответствии с прак­тикой флота США) отряд морской пехоты.

Нормальное течение учебного похода было пре­рвано началом гражданской войны в Испании. "Oklahoma", находившийся в этот момент в Швеции, получил приказ обеспечить эвакуацию из зоны бое­вых действий американских граждан. Чтобы освобо­дить место для эвакуируемых, кадеты с "Oklahoma" были переведены на "Arkansas" и "Wyoming", после чего "Oklahoma" срочно направился к испанским бе­регам и 24 июля 1936 г. прибыл в Бильбао, где принял на борт граждан США, а также и некоторых других беженцев. Затем линкор с той же миссией посетил Кадис, Малагу и Барселону.

Стоя на рейде, линкор принимал людей со шлю­пок и катеров, чему сильно мешала свежая погода и резкая качка. Поэтому из брезентовых чехлов от кора­бельных катеров был сооружен импровизированный громадный "мешок", подвешенный под один из шлю­почных кранов. Подходившие катера высаживали лю­дей в этот "мешок", который затем краном поднимал­ся на палубу. Приняв на борт множество беженцев, лин­кор доставил их в Гибралтар и французские порты. По пути во Францию у одной из женщин на борту родил­ся ребенок — событие, шумно праздновавшееся экипа­жем. Завершив эту гуманитарную миссию, 11 сентября линейный корабль прибыл в Норфолк, а затем через Панамский канал перешел на Тихий океан. 24 октября он возвратился в Лонг-Бич. Оттуда он перешел в Бре­мертон, где прошел докование с очисткой и покраской подводной части, после чего продолжил обычную дея­тельность в составе флота.

В этом же году корабль прошел еще одну модер­низацию, совмещенную со средним ремонтом. В тече­ние следующих 4 лет "Oklahoma" продолжал службу в составе Тихоокеанского флота, интенсивно отрабаты­вая традиционные учебные задачи линейного флота, а также совместные действия с армией (артиллерийская поддержка высадки десанта) и тренировку резервистов. В этот период активность флота стала быстро возрас­тать — страна постепенно выходила из депрессии, а обострение отношений с Японией способствовало как увеличению ассигнований на флот, так и постепенно­му изменению общественного мнения. Еще в начале 30-х годов доминирующим настроением в американском обществе был глубокий изоляционизм и абстрактный пацифизм, но теперь, прежде всего из-за агрессивной политики Японии, настроение в США стало постепен­но меняться, и это самым непосредственным образом сказывалось на флоте.

Переломным в этом смысле был 1937 год, когда американо-японские отношения прошли через целый ряд последовательно усиливающихся обострений и кри­зисов. Так, 2 июля 1937 г. самолет знаменитой амери­канской летчицы Амелии Эрхарт, совершавшей со сво­им штурманом Фредом Нунаном первый в мире кру­госветный перелет по экватору, пропал в центральной части Тихого океана вблизи Маршалловых островов, контролировавшихся японцами. Поисковые корабель­ные группы во главе с линкором "Colorado" и авиа­носцем "Lexington" были немедленно направлены в рай­он поисков, многие другие корабли — в частности лин­коры с их бортовой гидроавиацией — получили при­каз находиться в готовности.

Предпринятая поисковая операция была наибо­лее масштабной и дорогой за всю историю американс­кого флота, но к сожалению, безуспешной. При этом многие офицеры считали, что результат мог бы быть иным, если бы японцы дали разрешение американским кораблям и самолетам провести поиск в контролиро­вавшемся ими районе океана. Но Япония ответила ре­шительным отказом. В США это произвело крайне не­приятное впечатление, судьба же Амелии Эрхарт и ее штурмана остается тайной и по сей день (имеются сви­детельства, что японцы сами нашли потерпевший ава­рию экипаж и тайно казнили пилотов, ставших неволь­ными свидетелями их военных приготовлений).

Уже через несколько дней, 7 июля, японцы нача­ли открытое вторжение в Китай, что перевело и так натянутые отношения с США в стадию полномасштаб­ного кризиса. А 12 декабря того же года японские бом­бардировщики среди бела дня потопили на реке Янц­зы американскую канонерскую лодку "Рапау". Это до­вело антияпонские настроения в США до стадии взры­ва общественного возмущения, который японцам с тру­дом удалось погасить, принеся официальные извине­ния. Однако своеобразный "рубикон" был перейден; в США ясно ощутили дыхание надвигающейся войны, и с этого времени программы модернизации и развития флота начинают развиваться ускоренными темпами. В ожидании вступления в строй новых линкоров, ли­нейные дивизии тихоокеанского флота проводили все более интенсивную боевую подготовку, при этом "Oklahoma", несмотря на периодически сказывающи­еся проблемы с машинами, был одним из наиболее ак­тивно действующих кораблей.

С 1939 г. после начала войны в Европе обста­новка в Тихоокеанском регионе стала особенно быстро накаляться; активность японской армии и флота быстро возрастала, т.к. японцы не желали упустить возможностей, открывавшихся перед ними благодаря перспективе крушения европейских колониальных им­перий. В результате в 1940 г. линейный флот США получил приказ перейти к состоянию повышенной бо­еготовности. В числе прочих мер это означало удале­ние с кораблей множества предметов и материалов (в особенности горючих), облегчавших или украшавших повседневную службу мирного времени, но бесполез­ных для боя. Так, среди прочего имущества с "Oklahoma" на берег для хранения передали памят­ный серебряный сервиз, подаренный кораблю штатом Оклахома, а также все кубки и прочие трофеи, выиг­ранные экипажем во многочисленных спортивных со­стязаниях предыдущих лет.

В августе 1940 г. линкор прошел на верфи "Пьюджет Саунд" очередной текущий ремонт и докование. Покидая верфь ранним туманным утром, в канале на выходе из акватории верфи "Oklahoma" вошел в поло­су особенно густого тумана. На корабле привели в дей­ствие противотуманный горн и усилили вахту на верх­них наблюдательных постах. Однако этих мер оказа­лось недостаточно. Внезапно прямо по носу из тумана показался буксир, пересекавший курс линейного кораб­ля и тянувший за собой большую баржу-паром с же­лезнодорожными вагонами.

На мостике линкора немедленно последовала ко­манда "полный назад!"; корабль задрожал и начал мед­ленно останавливаться, но было поздно. "Oklahoma" на малом ходу угодил носом прямо в середину буксир­ного троса, сильно и резко натянув его. Трос, укреп­ленный прочной цепью, не порвался, а дернул за нос баржи, подтянув ее затем к борту линкора. При этом баржа резко накренилась, и ряды железнодорожных ва­гонов с ее палубы с оглушительным грохотом полете­ли в воду. Как оказалось, состав перевозил пиломате­риалы, и вагоны, оставшись на поверхности, плавали вокруг линкора, представляя собой весьма необычное зрелище. "Открыли боевой счет!", — иронически про­комментировал кто-то на мостике.

На следующий день все газеты в Бремертоне вышли с заголовками: "Линейный корабль потопил то­варный поезд!" Однако же, к счастью, никто из людей не пострадал, а все вагоны были вскоре "выловлены'" и подняты на берег. Сам линкор отделался несуществен­ными вмятинами и царапинами на борту, которые были устранены на верфи в течение нескольких дней.

С 1940 г. Перл-Харбор становится фактически основной базой флота, а базы в Сан-Педро и Сан-Дие­го — гораздо лучше оборудованные — стали считать­ся тыловыми. С начала декабря 1940 г. "Oklahoma", пройдя очередной ремонт, также базировался в Перл-Харборе, активно отрабатывая учебные задачи вместе с остальными линкорами Тихоокеанского флота.

В феврале 1941 г. он прошел последний крупный ремонт с докованием на верфи "Пьюджет Саунд". Основное содержание работ заключалось в некотором усилении ПВО и противоосколочной защиты откры­тых мостиков и боевых постов. Завершив ремонт, "Oklahoma" вернулся в Перл-Харбор и продолжил бо­евую подготовку в составе флота. День за днем и неде­лю за неделей 3 дивизии линкоров по 3 корабля по­сменно патрулировали воды вокруг Гавайев, обходя острова по круговому маршруту и отрабатывая при этом навыки маневрирования и артиллерийской стрель­бы. Обычно одновременно в море находились 2 диви­зии, а третья (3 корабля) находилась в гавани, хотя иногда — особенно по уик-эндам — в Перл-Харборе собирались все 9 линкоров.

До 1941 г. их было 12, но в апреле-мае три типа "New Mexico" отозвали для действий в Атлантике в составе "Нейтрального патруля". Отправка кораблей, инициированная президентом Ф.Д. Рузвельтом, выз­вала отчаянное сопротивление командования флотом - начальник штаба Тихоокеанского флота адмирал В. Смит назвал ее "поцелуем смерти", предрекая, что ослабление линейного флота США может ободрить японцев настолько, что подтолкнет их на прямую аг­рессию. Президент, однако, был непреклонен, считая, что в Атлантике, где война уже идет, эти корабли сей­час нужнее. Очень скоро, однако, события показали правоту Смита.

Утро воскресенья 7 декабря 1941 г. линейный корабль "Oklahoma" встретил в гавани Перл-Харбора, вместе с остальными 7 линкорами (девятый корабль "Colorado" проходил ремонт и модернизацию на за­падном побережье). Несколько дней назад, получив со­общение об угрозе военного конфликта с Японией, ли­нейный флот вышел в море, но в пятницу 5 декабря вер­нулся в гавань, и тревогу отменили. В понедельник лин­кор должен был посетить командующий флотом, и на корабле деятельно шла приборка и подготовка к смот­ру — головная боль для командования, и в частности потому, что многие члены экипажа были недавно пе­реведены с Азиатского флота и прослужили на линко­ре относительно недолго. Кроме того, "выходцы" с Азиатского флота славились особой склонностью к нару­шениям дисциплины и субординации. Подъем был про­изведен в 6.00, в 6.30 на корабле началась приборка, в 7.00 — завтрак.

В то утро линкор был ошвартован борт к борту с "Maryland" у бочки F-5. Заслонив, таким образом, второй линкор от торпед, "Oklahoma" в первые же ми­нуты нападения принял на себя всю ярость японской атаки. В нарушение предварительно разработанного плана японские торпедоносцы, из-за неверно понято­го сигнала, атаковали свои цели практически одно­временно с горизонтальными бомбардировщиками, и почти одновременно с падением на гавань первых бомб в левый борт "Oklahoma" попало 3 торпеды (авиаторпеды типа 91).

Линкор сразу начал крениться. Для проверки перед адмиральским смотром на корабле оказалось открыто слишком много люков и дверей, и к тому же предыдущая ночь была теплой и душной и нахожде­ние в главной базе флота на всех действовало расхо­лаживающе. Кроме того, в этот воскресный день мно­гие офицеры оказалось на берегу, а оставшиеся на бор­ту не смогли быстро и эффективно организовать борь­бу за живучесть.

В результате вода начала быстро распростра­няться по кораблю. Когда буль левого борта и глав­ный броневой пояс уже ушли под воду, в борт выше броневого пояса попало еще две торпеды, которые раз­рушили большие участки незащищенной части борта и резко увеличили скорость затопления и крен. В этот момент на боевой курс вышли еще несколько торпедо­носцев, и в следующие пару минут корабль получил еще 4 торпеды. Таким образом, за несколько минут корабль, не изготовленный к бою, получил 9 торпедных попа­даний — все в один борт, полностью разрушившие уча­сток борта в средней части длиной около 70 метров между 2 и третьей башнями. Стало ясно, что ситуация вышла из-под контроля, и был отдан приказ "Поки­нуть корабль!". Люди скатывались по палубе и наклон­ному борту в воду; некоторых подобрали портовые

плавсредства, некоторые сумели добраться до берега или были подняты на стоявший рядом "Maryland". Этот линкор не получил серьезных повреждений и про­должал вести по японцам яростный зенитный огонь, и многие из экипажа "Oklahoma" немедленно включи­лись в команды подносчиков боезапаса.

Тем временем "Oklahoma" продолжал все быст­рее валиться на левый борт, и через 20 минут после на­чала атаки опрокинулся. При этом над поверхностью воды осталась часть днища и буля правого борта. Мач­ты и надстройки линкора, смявшись при ударе о дно гавани, тем не менее предотвратили окончательное оп­рокидывание корабля, провернувшегося вокруг про­дольной оси приблизительно на 150°. Многие члены экипажа так и не успели выбраться из нижних палуб и отсеков, оказавшись в ловушке гигантского притопленного стального корпуса. В результате боя погибли или пропали без вести 395 офицеров и матросов, еще 32 было ранено. 924 члена экипажа было спасено.

В течение следующих часов, несмотря на перво­начальный шок от японской атаки и понесенных по­терь, командование флота, совместно с руководством военной верфи, все же сумело довольно эффективно организовать спасательные работы. Несомненно, в кор­пусе линкора еще оставались живые люди, и вопрос об их спасении был напрямую связан с расторопностью в организации работ. Так, гражданский рабочий верфи Хулио де Кастро организовал группу, сумевшую выз­волить из перевернутого корпуса 32 моряка.

Что же касается самого корабля, то его подъем должен был стать весьма громоздкой и дорогой спаса­тельной операцией. С самого начала командование флота не слишком рассчитывало на возвращение "Oklahoma" в состав флота. Линкор имел сильные по­вреждения, борт был разрушен на большом протяже­нии, степень повреждения внутренних корпусных кон­струкций в результате опрокидывания оставалась не­ясной, но оптимизма явно не внушала. Поэтому рабо­ты на корабле начались фактически только с середины 1942 г. т.к. в первые месяцы после катастрофы все силы бросили на скорейший подъем и ремонт менее повреж­денных кораблей.

Тем не менее подъем "Oklahoma" был необходим - его перевернутый корпус загромождал акваторию гавани, преграждая подход к двум швартовным боч­кам. Кроме того, надеялись спасти и в дальнейшем ис­пользовать орудия, детали артиллерийских установок, броневые плиты и другие ценные материалы, приборы и оборудование. Работы начались, как и на других лин­корах, с детального водолазного осмотра и составле­ния плана операции. Для проникновения внутрь кораб­ля в выступающем из воды буле правого борта проре­зали отверстия, что позволило как провентилировать некоторые отсеки, так и проникнуть внутрь многих по­мещений для осмотра. Из некоторых помещений с этой целью вода была "отжата" через установленные воз­душные шлюзы сжатым воздухом, а из всех цистерн, к которым имелся доступ, откачали топливо и масло. Для облегчения выгрузили боезапас и некоторые детали ма­шинных установок. Все эти подготовительные работы были проведены к концу зимы 1942-1943 года.

Для подъема корабля его корпус необходимо было загерметизировать и откачать из него воду. В перевернутом положении произвести эти работы было нереально, поскольку наиболее поврежденная часть корпуса находилась внизу, глубоко уйдя в илистое дно гавани. Поэтому первой и наиболее технически слож­ной задачей было перевернуть корабль, поставив его в нормальное положение. Для создания "плеча" ры­чага на борту линкора в ряд установили 21 мощную А-образную раму, на которые закрепили прочные стальные тросы. Противоположные концы тросов вывели на берег острова Форд. На берегу эти тросы могли синхронно выбираться системой мощных лебе­док, что обеспечивало появление спрямляющего мо­мента. Под корпус корабля (особенно в носовой час­ти) засыпали многие тонны коралловой крошки, что­бы при создании усилия корабль перекатывался, а не полз по направлению к берегу.

Операция по переворачиванию началась 8 мар­та 1943 г. В течение чуть более 100 часов моторы на берегу вращали 21 лебедку, создавая усилие на соот­ветствующем числе А-образных рам, приваренных к борту линкора, и за это время корабль повернулся на 90°. После этого операцию приостановили, ибо А-об­разные рамы выполнили свое предназначение и при новом положении корпуса были бесполезны. Перезак­репив тросы за новые места на корабле, операцию во­зобновили. К 29 марта корабль повернулся еще на 45°. Так повторялось несколько раз.

Окончательно все работы, связанные с перево­рачиванием "Oklahoma", завершили к середине июня 1943 г. Тем не менее положение корабля оставалось не­стабильным, поэтому тросы, связывающие линкор с бе­регом и фиксирующие его положение, пока оставались на своих местах. В течение лета и осени произвели ра­боты по герметизации, установив на протяжении ог­ромного разрушенного участка левого борта обшир­ную временную "заплату". Одновременно шли работы по заделке всех прочих отверстий в корпусе и откачке воды из помещений. Спасатели работали в противога­зах и респираторах — во многих отсеках корабля пос­ле их осушения концентрировались ядовитые взрыво­опасные газы, смертельные смеси органических испа­рений нефти и разлагавшихся останков погибших чле­нов экипажа.

6 ноября 1943 корабль всплыл и фаза собствен­но подъема завершилась успехом, и работы продолжи­лись на плаву. Наконец к концу года корабль полнос­тью осушили и подготовили к докованию. 28 декабря 1943 г. корпус "Oklahoma" ввели в сухой док № 2 воен­ной верфи. Осмотр линкора как во время, так и после завершения подъемно-спасательных работ подтвердил нецелесообразность восстановления "Oklahoma" в качестве линейного корабля. Свою роль здесь сыграли и тяжесть повреждений, и общий возраст корабля, и на­личие в составе флота новых линкоров, а также уста­релость его силовой установки. В результате 1 сентяб­ря 1944 г. линейный корабль "Oklahoma" был офици­ально исключен из состава флота.

С корабля сняли все ценное оборудование и иму­щество, включая орудия. Временно установленный коф­фердам в средней части левого борта сняли, восстано­вили минимально необходимые (по соображениям прочности) элементы набора и обшивки борта. Башни остались на своих местах, но все остальные надстрой­ки выше палубы полубака срезали. После минималь­ного ремонта, заключавшегося в основном в очистке и приведении в порядок некоторых внутренних помеще­ний и восстановлении водонепроницаемости корпуса, "Oklahoma" вывели из дока и затем до конца войны использовали в гавани Перл-Харбора в качестве вспо­могательного судна (фактически понтона), служивше­го плавучим складом и причалом для других кораблей. С окончанием войны судьба его была предрешена, и 5 декабря 1946 года корпус "Oklahoma" продали за 46 тысяч долларов для разделки на металл фирме "Мур Драйдок Компани" из Окленда, Калифорния.

Разборку корабля новый владелец планировал осуществить в Сан-Франциско, и 10 мая 1947 г. "Oklahoma", ведомый двумя буксирами, навсегда по­кинул гавань Перл-Харбора. Однако ему не суждено было добраться до Западного побережья. Минималь­ный ремонт, произведенный лишь для восстановления водонепроницаемости корпуса при неподвижной сто­янке в тихой акватории базы, оказался явно недоста­точным для океанского перехода. Вскоре после нача­ла буксировки погода стала портиться, и на ходу при значительной качке корпус начал принимать воду.

17 мая появился явный крен, который быстро возрастал, все больше затрудняя буксировку. В конце концов (пройденное расстояние от Перл-Харбора в этот момент составляло 540 миль) буксирный трос обо­рвался. Спасти корабль в этих условиях было невоз­можно, и экипажам буксиров оставалось только на­блюдать за происходящим, и вскоре "Oklahoma" ушел под воду в точке, где глубина Тихого океана состав­ляет около трех миль.