Легкие крейсера типа Omaha

 

Водоизмещение : 7050t, 9150t

Размеры : 169,3 x 16,85 x 4,11 м

Машины : 4-вальный ТЗА (CL-4, 5,6 - Вестингауз, CL-7, 8 - Кертис, остальные - Парсонс); 12 котлов Ярроу (CL-9,10, 11, 12, 13 - Уайт-Форстер); 90000 shp = 34 узл; 1852 тонны нефти = 8460 миль @ 10 узл.

Броня : пояс 76 мм, палуба 37 мм, рубка 32 мм

Вооружение : 12 - 152/53 мм (2 х 2 + 8 х 1) (CL-4, 5, 10, 11, 13), 10 - 152/53 мм (2 х 2 + 6 х 1) (CL6 - 9, 12); 8 - 76/30 мм (8 х 1) зен; 2 - 3-фн; 8 - 12,7 мм пул; 6 ТА - 533мм (3 г 2)

Экипаж : 458 чел.

 

CL-4        Omaha

Seattle

6.12.18

14.12.20

24.2.23

Выведен из состава флота 1.11.45

CL-5        Milwaukee

Seattle

13.12.18

24.3.21

20.6.23

Продан на слом 10.11.49

CL-6         Cincinnati

Seattle

15.5.20

23.5.21

1.1.24

Выведен из состава флота 1.11.45

CL-7         Raleigh

Fore River

16.8.20

25.10.22

6.2.24

Выведен из состава флота 2.11.45

CL-8         Detroit

Fore River

10.11.20

20.6.22

31.7.23

Выведен из состава флота 11.1.46

CL-9        Richmond

Cramp

16.2.20

29.9.21

2.7.23

Выведен из состава флота 21.12.45

CL-10       Concord

Cramp

29.3.20

15.12.21

3.11.23

Выведен из состава флота 12.12.45

CL-11       Trenton

Cramp

18.8.20

16.4.23

19.4.24

Выведен из состава флота 20.12.45

CL-12       Marblehead

Cramp

4.8.20

9.10.23

8.9.24

Выведен из состава флота 1.11.45

CL-13       Memphis

Cramp

14.10.20

17.4.24

4.2.25

Выведен из состава флота 17.12.45

 

Соединенные Штаты не строили крейсеров с 1905 года, когда были заложены скауты типа «Салем». После этого разгорелись жар­кие споры относительно того, Какой именно тип крейсеров нужен американскому флоту. Хотя Генеральный Совет регулярно выступал с требованиями скаутов для обеспечения действий линейного флота, постройка новых крейсеров была предусмотрена только ги­гантской кораблестроительной программой 1916 года. Война в Ев­ропа дала американцам возможность учесть опыт, полученный обеи­ми сторонами. За это время было рассмотрено огромное множе­ство проектов — от 10500 до 25000 тонн с орудиями калибром до 161, то есть от скаута до линейного крейсера. В конечном итоге было решено строить скауты.

Первоначальные требования к скауту были следующими: скорость более 30 узлов, дальность плавания 10000 миль, водоизмещение око­ло 8000 тонн. Вооружение кораблей: не менее 10-6" орудий, 4 зенитных орудия, 2 торпедных аппарата, не менее 4 самолетов, воз­можность постановки мин. Требования были настолько завышенны­ми, что сразу стала понятной необходимость жесточайшей экономии веса. В действительности корабль сначала рассматривался как ог­ромный эсминец и не имел многих характерных деталей крейсера.

8 июля 1916 был подписан контракт на постройку новых крей­серов. Они должны были иметь водоизмещение 7050 тонн, ско­рость 35 узлов, вооружение 10 - 152/53 (по 4 орудия в казематах в оконечностях и 2 орудия открыто на шкафуте), 2 - 75/50 зенитки, 2 х 2 — 533 ТА. Броневой пояс толщиной 76 мм имел ширину 5,8 м, палуба имела толщину 37 мм. Носовой и кормовой поперечные тра­верзы имели толщину 37 мм и 76 мм соответственно. Однако казе­маты имели лишь противоосколочное бронирование. Вес брони со­ставлял всего 8% водоизмещения. Но в 1917 группа эскизного пла­нирования выступила с предложением сократить водоизмещение до 5000 тонн, так как новый крейсер якобы имел слишком слабое воо­ружение для своих размеров. Но фирмы-строители отвергли новое предложение, как абсолютно нереальное.

Одной из особенностей проекта стала попытка добиться макси­мального огня прямо по носу и корме. Это привело к довольно странному решению - в носу и корме появились по 4 каземата. Установить орудия на полубаке было невозможно, так как имелись только щитовые установки, и выстрелы казематных орудий делали их обслуживание невозможным. Квартердек был сохранен пустым для установки неподвижной катапульты, а высота борта на корме была снижена для облегчения постановки мин. В ходе постройки в проект внесли ряд изменений. Шкафутные орудия исчезли, зато по­явились двухорудийные башни. Кроме 6" орудий корабли получили по 4 - 3" орудия в средней части корпуса. Торпедное вооружение было усилено. В окончании полубака, над спаренными аппаратами на главной палубе, появились 3 трехтрубных аппарата, снятые с эс­минцев, переоборудованных в тральщики. Были установлены 2 пово­ротные бортовые катапульты, но ангара крейсера не имели. Кораб­ли могли нести по 2 гидросамолета.

В результате этих изменений водоизмещение кораблей возрос­ло примерно на 400 тонн, что привело к значительному снижению высоты борта, а скорость упала на 1 узел. Нижние казематы и тор­педные аппараты на главной палубе стало заливать даже при сла­бом волнении. Чтобы хоть как-то выправить положение, почти сразу после постройки со всех кораблей эти аппараты были сняты, а часть кораблей потеряла и по паре кормовых казематов. «Марблхед» в этом отношении оказался уникальным кораблем — один из снятых казематов был переставлен в ДП. .

При своем относительно небольшом водоизмещении корабли имели очень мощные машины. Вместе с совершенной формой корпуса это дало крейсерам высокую максимальную скорость. В первый раз машинная установка была скомпонована по эшелон­ному принципу, что потом было принято на всех последующих американских крейсерах, кроме «Нью Орлеане» и «Бруклина». Позднее такую компоновку стали использовать и все остальные страны. 12 котлов были размещены в 4 котельных отделениях (кочегарках, как их называли американцы). Между передней и задней парами КО находилось машинное отделение. Турбины и котлы были изготовлены разными фирмами, а потому ходовые характеристики кораблей имели довольно большой разброс. В результате, корабли оказались разделены на группу с «большим радиусом действия» (CL-9 - CL-13) и группу с «малым радиусом действия» (CL-4 - CL-8). Так как Соединенные Штаты обладали богатыми запасами нефти, она была принята в качестве един­ственного топлива. Однако, планируемой дальности плавания 10000 миль при скорости 10 узлов добиться не удалось. В действитель­ности дальность плавания не превышала 6400 миль при скорости 10 узлов.

В 1940 году возникло предложение переоборудовать «Омахи» в крейсера ПВО. Они должны были иметь вооружение из 4 - 152/53, 7 — 127/38 мм орудий и 6'Х 4 — 28 мм автоматов. Однако это предложение было отвергнуто. Чтобы сократить перегрузку, с ко­раблей была снята боевая рубка и перестроен мостик. В марте 1942 было утверждено стандартное зенитное вооружение -2x4-28 мм, которые планировалось заменить на 2 х 2 — 40 мм, и 8 — 20 мм (4 на крыльях мостика, 4 на кормовой надстройке). 7 — 76/50 мм орудий сохранились, а число 20-мм автоматов постепенно вы­росло до 12. В 1942 на крейсерах установили радар. Все корабли потеряли еще пару 6" орудий, а одна 76 мм зенитка была заменена третьей 40-мм спаркой. Но часть кораблей отличалась от этого стандарта. «Рейли» имел 8 — 76 мм и 8 — 20 мм. На «Цинциннати» торпедные аппараты были заменены армейскими одиночными 40-мм автоматами. «Мемфис» сохранил 7 - 76-мм и только 2x2-40 мм. На «Детройте» во время ремонта в 1945 году верхний носовой 152-мм каземат был заменен 2 х 2 - 40 мм. Он имел 8 -76 мм и не имел торпедных аппаратов. Так как корабли привлека­лись к океанскому патрулированию, то до конца войны сохранили свои самолеты.

 

Служба в годы войны

 

ОМАХА После ввода в строй крейсер служил в Атлантике в качестве флагмана миноносных сил, а после начала войны в Евро­пе участвовал в Нейтральном патруле в составе 2 дивизии крейсе­ров, ОС 3. 6 ноября 1941 крейсер вместе с эсминцем «Сомерс» перехватил посреди Атлантики германский блокадопрорыватель «Оденвальд» (5098 тонн), который был затоплен своей командой. После вступления в войну США «Омаха» действовал в Централь­ной и Южной Атлантике, имея задачу перехватывать германские рейдеры и блокадопрорыватели. В январе 1944 крейсер действо­вал в составе ОС 41, базируясь на Ресифе, Бразилия. 4 января бортовой самолет заметил неизвестное судно, которое оказалось блокадопрорывателем «Рио Гранде» (6062 тонны). Он был потоп­лен крейсером и сопровождающим его эсминцем «Джуэтт». 5 ян­варя «Омаха» перехватил блокадопрорыватель «Бургенланд» (7320 тонн), который был затоплен совей командой. В 1944 крейсер был переведен на Средиземное море, где вошел в состав ОС 86, под­держивавшего высадку в Сицилии. После обстрела вражеских бе­реговых позиций в конце августа крейсер вернулся в Южную Ат­лантику. В августе 1945 «Омаха» вернулся на Восточное Побере­жье США. 1 ноября 1945 он был выведен из состава действующе­го флота. В годы Второй Мировой войны «Омаха» заслужил 2 боевые звезды.

МИЛУОКИ С 1928 крейсер служил, в основном, на Тихом океане в составе 2 дивизии крейсеров Азиатского флота. В 1933 он вошел в состав 3 дивизии крейсеров, приданной Линейному Флоту. 14 фев­раля 1939 севернее Пуэрто-Рико «Милуоки» обнаружил самое глу­бокое место в Атлантике, которое было названо «впадиной «Милу­оки». Она имела глубину 30246 фт. В конце 1940 он был переведен в Атлантику во 2 дивизию крейсеров. Сначала он участвовал в Ней­тральном патруле, а после нападения на Пирл-Харбор, начал патру­лирование в Карибском море. После короткого визита в Тихий оке­ан для сопровождения ряда конвоев в начале 1942, «Милуоки» ба­зировался на Ресифе в составе ОС 41. 21 ноября 1942 вместе с крейсером «Цинциннати» он перехватил блокадопрорыватель «Аннелизе Эссенбергер», который был затоплен своей командой. В 1944 крейсер вернулся в Нью-Йорк и действовал в Северной Атлантике. В марте он сопровождал в Россию конвой JW-58. Там 20 апреля он был временно передан русским и получил название «Мурманск». 16 марта 1949 крейсер был возвращен Соединенным Штатам и в том же году продан на слом.

ЦИНЦИННАТТИ После ввода в строй крейсер был передан 2 дивизии легких крейсеров, но в 1927 был переведен в 3 дивизию легких крейсеров Азиатского флота. В 1928 он вернулся в Атлан­тику. В 1932 крейсер был снова возвращен на Тихий океан в 3 дивизию. С начала 1941 и до конца войны «Цинциннатти» находил­ся в Атлантике, в основном в составе ОС 41 в Ресифе. В августе 1944 он был временно переброшен на Средиземное море для уча­стия в высадке десанта на юге Франции. В годы Второй Мировой войны «Цинциннатти» заслужил 1 боевую звезду.

РЕЙЛИ До Второй Мировой войны крейсер служил и в Атлан­тике, и на Тихом океане. В 1927 он высадил десант морской пехоты в Никарагуа, а в 1928 совершил плавание в Европу. Во время Граж­данской войны в Испании участвовал в международном патруле. С лета 1938 он служил в качестве флагманского корабля минонос­ных сил Тихоокеанского флота. 7 декабря 1941 в Пирл-Харборе крейсер получил попадание торпеды в котельное отделение № 2, почти все машинные отделения были затоплены. Дополнительные повреждения причинил близкий разрыв бомбы. Если бы это про­изошло в открытом море, крейсер пошел бы на дно. Ремонт завер­шился в июле 1942. После этого до марта 1944 «Рейли» участвовал в боях на Алеутских островах. 18-19 февраля 1943 он участвовал в обстреле Атту, а в мае прикрывал высадку на этот остров вместе с ОГ 16.6. В августе 1943 вместе с этой же группой он обстреливал Кыску. В феврале 1944 он обстреливал японские позиции на Парамушире. В январе 1945 он снова участвовал в обстрелах Курильс­ких островов. В годы Второй Мировой войны «Рейли» заслужил 3 боевые звезды.

ДЕТРОЙТ После ввода в строй крейсер был передан 3 дивизий легких крейсеров. В 1927 он входил в состав американских сил, развернутых в Никарагуа во время беспорядков, но в июне этого года стал флагманским кораблем командующего американскими мор­скими силами в Европе. После этого он стал флагманом флотилий эсминцев Линейных Сил. В 1939 «Детройт» стал флагманом 2 эс­кадры эсминцев на Тихом океане и прослужил в этом качестве до мая 1942. После этого до конца войны он входил в состав 1 диви­зии легких крейсеров. 7 декабря 1941 он находился в Пирл-Харбо­ре. Далее он занимался проводкой конвоев между Западным Побе­режьем и Гавайями. В ноябре 1942 «Детройт» становится флагма­ном ОГ 8.6, развернутой на Алеутских островах. Там он прослужил до 1944, участвовал в обстрелах Any, Кыски и Курил. В августе 1944 крейсер перешел в Бальбоа в качестве флагмана сил Юго-Восточ­ной части Тихого океана. До декабря 1944 крейсер находился у берегов Южной Америки. 16 января 1945 он вышел на Улити, чтобы стать флагманом Группы Снабжения 5 Флота. 1 сентября «Детройт» находился в Токийской бухте во время подписания капитуляции Японии. Его последним заданием стала эвакуация демобилизован­ных солдат. «Детройт» за годы Второй Мировой войны заслужил 6 боевых звезд.

РИЧМОНД После ввода в строй «Ричмонд» совершил большое плавание в Европу, Африку и Южную Америку. После этого он становится флагманом Разведывательных Сил. В 1925 крейсер ста­новится флагманом крейсерской дивизии при Разведывательных Силах. В 1927 он служил на Китайской Станции, после чего до 1934 базируется на порты Восточного Побережья. В 1937 крейсер воз­вращается на Тихий океан и становится флагманом Подводных Сил. В 1940 «Ричмонд» перебазируется в Пирл-Харбор в качестве флаг­мана 3 дивизии легких крейсеров. В декабре 1940 он начинает дей­ствовать в составе Нейтрального патруля на тихоокеанском побере­жье Америки. После вступления США в войну, «Ричмонд» до 1943 занимается проводкой конвоев. После этого он отправляется на Алеуты в качестве флагмана ОГ 16.6. 26 марта 1943 крейсер уча­ствует в бою у Командорских островов, позднее обстреливает Атту, Кыску, Курильские острова. В июне - июле 1945 крейсер участвует в рейдах против японского судоходства в Охотском море. После окончания войны «Ричмонд» находится в Японии. За годы войны крейсер заслужил 2 боевые звезды.

КОНКОРД «Конкорд» с 1925 по 1937 служил в качестве флаг­мана флотилий эсминцев Атлантического флота. После этого он становится флагманом 3 дивизии крейсеров в составе Разведыва­тельных Сил, а потом и Линейных Сил. Во время войны «Конкорд» действовал на юго-востоке Тихого океана, сопровождая конвои, до апреля 1944, когда он был переведен на Алеуты в качестве флагма­на ОС 94. Он участвовал в обстрелах Курильских островов и окку­пации Японии. «Конкорд» в годы войны заслужил 1 боевую звезду.

ТРЕНТОН Это крейсер также привлекался к восстановлению порядка в Никарагуа в 1928. Большую часть довоенного периода он прослужил как флагман 2 дивизии крейсеров, но в 1939 был переведен в 3 дивизию. В 1942-44 «Трентон» действовал на юге Тихого океана. После этого в сентябре 1944 он был переведен на Алеутские острова, где и находился до конца войны. В годы Второй Мировой войны «Трентон» заслужил 1 боевую звезду.

МАРБЛХЕД Крейсер начал службу с похода в Великобританию и на Средиземное море. В 1925 он совершил визит в Австралию. В 1927-28 он участвовал в операциях на реке Янцзы в Китае, а также в Никарагуа. В январе 1938 «Марблхед» был отправлен на Филип­пины, где базировался на Кавите до начала войны. В составе ОС 5 в январе 1942 он атаковал японское десантное соединение возле Баликпапана, Борнео. Однако во время операции «Марблхед» по­лучил 2 прямых попадания бомбами, несколько бомб разорвались рядом с бортом. Погибли 15 человек, 34 были ранены. Значительные затопления и потеря управления создали опасность гибели крейсе­ра, однако, он сумел добраться до Южной Африки с заходи на Цейлон. Вернувшись в США, крейсер закончил ремонт. После этого он действовал в Центральной и Южной Атлантике, базируясь в Ре­сифе и Бахию, до февраля 1944. Несколько месяцев «Марблхед» провел в Северной Атлантике, сопровождая конвои, а потом пере­шел на Средиземное море для участия в операции «Драгун» в со­ставе ОС 87. Это была последняя серьезная операция, после кото­рой крейсер вернулся в США. В годы войны он был награжден 2 боевыми звездами.                

МЕМФИС До начала войны крейсер действовал в Атлантике в составе 2 и 3 дивизий крейсеров. В 1939 он становится флагманом Авиационных Разведывательных Сил. За это время крейсер совер­шил несколько походов в Европу и Австралию. В 1927 он достав­ляет в США из Саутгемптона Чарльза Линдберга вместе с его само­летом. С 1928 крейсер в основном находится на Тихом океане, в 1939/41 базируется в Аляске. В апреле 1941 «Мемфис» передан Нейтральному патрулю. После вступления в войну США он действу­ет на юге Атлантики, базируясь в Ресифе. В январе 1945 крейсер переходит на Средиземное море в качестве флагманского корабля командующего американскими морскими силами в Европе. «Мем­фис» за годы войны заслужил 2 боевые звезды.