Тяжелые крейсера типа New Orleans

 

Водоизмещение : 9950 t (CA-39 - 9375 t, CA-44 - 9400 t, СА-37 - 9975 t), 13500 t (CA-32 - 13100 t)

Размеры : 179,22 х 18,82 х 6,93 м

Машины : 4-вальный ТЗА Вестингауз (СА-37, 39, 44 - Парсонс), 8 котлов Бабкок-Уилкокс (СА—39 и 44 - 6 котлов Бетлхэм, 2 Бабкок-Уилкокс), 107000shp = 32,75 узл; 2178 тонн нефти (СА-32 - 2183 тонны, СА-34 и 44 - 2270 тонн) = 10000 миль @ 15 узл.

Броня : машинные отделения пояс 82 - 127 мм на 19 мм обшивке и 57 мм палуба, погреба 76 - 102 мм борта и 57 мм крыша, барбеты 127 мм (СА-37 и 38 - 152 мм, СА-39 - 133 мм), башни 203 мм лоб, 70 мм крыша, 37 мм борта, рубка 127 мм

Вооружение : 9 - 203/55 (3 х 3), 8 - 127/25 (8 х 1), 8 - 12,7 мм пулеметов, 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 708 человек (военный 1200 человек), СА-37 и 38 - 751 человек, СА-39 и 44 — 807 человек

 

СА-32      New Orleans

New York NY

14.3.31

12.4.33

15.2.34

Выведен в резерв 10.2.47

СА-34      Astoria

Puget Sound NY

1.9.30

16.12.33

28.4.34

Потоплен 9.8.42

СА-36      Minneapolis

Philadelphia NY

27.6.31

6.9.33

19.5.34

Выведен в резерв 21.5.46

СА-37     Tuscaloosa

New York SB

3.9.31

15.11.33

17.8.34

Выведен в резерв 13.2.46

СА-38      San Francisco

Mare Island NY

9.9.31

9.3.33

10.2.34

Выведен в резерв 10.2.46

СА-39      Quincy

Bethlehem, Quincy

15.11.33

19.6.35

9.6.36

Потоплен 9.8.42

CA-44      Vincennes

Bethlehem, Quincy

2.1.34

21.5.36

24.2.37

Потоплен 9.8.42

 

В 1929 американский флот начал строительство 15 крейсе­ров: CL-32 - 36, CL-37 - 41 и CL-42 - 46. Позднее они получили обозначение СА. Этой программе могли помешать Лондонский договор 1930 года и Великая Депрессия. Но флот в 1929 решил сэкономить время и построить 4 крейсера CL-32 - 36 по слегка измененному проекту «Нортгемптона». Однако рухнули и эти планы.

К тому времени, когда началось проектирование этих крейсеров, уже стало ясно, что первые тяжелые крейсера получились недогру­женными, тем более, что не раз уже высказывались опасения отно­сительно их слабого бронирования. Поэтому было решено резко усилить защиту новых кораблей, хотя Бюро кораблестроения и ре­монта утверждало, что в рамках лимита 10000 тонн нельзя постро­ить хорошо защищенный крейсер. Корпус получился на 14 фт коро­че по ватерлинии, а ширина была уменьшена на 4 фт по сравнению с «Портлендом». Сокращение длины было получено за счет отказа от эшелонного расположения машин. Кроме того, длина каждого машинного отделения была сокращена на 4 фт. Это позволило сократить длину поясной брони, что дало резерв веса для увеличе­ния ее толщины. Флот потребовав добиться зоны неуязвимости от 60 до 120 каб для 203-мм снарядов весом 118 кг. Пояс теперь имел толщину 127 мм и ширину 1,4 м. На нижней кромке толщина пояса уменьшалась до 76 мм. Общая ширина пояса равнялась 2,9 м. Но­совые погреба имели прикрытие 76 — 120 мм. Броневая палуба имела толщину 65 мм, которая уменьшалась до 30 мм вне погребов. Броня барбетов была увеличена до 127 мм. Крейсера получили боевую рубку с толщиной брони 65 мм. В отличии от предыдущих кораблей, эти крейсера получили защиту башен от 203-мм снаря­дов. Точнее сказать, закрытые орудийные установки наконец были заменены настоящими башнями. Башни, имели толщину лобовой брони 203 мм. Вес брони составлял 15% стандартного водоизме­щения.

Сначала по новым чертежам планировалось построить только CL-37 — 41. Но из 5 кораблей первой группы CL-32, 34 и- 36 строились на верфях ВМФ, а потому можно было перейти на другие рельсы с минимальными затратами, что и сделали. По первоначальному проекту строились только CL-33 и 35 (тип «Пор­тленд»). Вторая группа кораблей состояла из 3 единиц 1929 фи­нансового года, 3 единиц 1930 финансового года и 1 корабля 1931 финансового года.

СА-37 и СА-38 получили более легкие 203-мм орудия и более компактные башни. В результате толщина барбетов была увеличена до 165 мм. Однако, водоизмещение подошло вплотную к договор­ному лимиту, и все резервы были исчерпаны. Поэтому бронирование СА-39 и СА-44 было ослаблено, когда появилось требование уста­новить новые 28-мм автоматы. Последний корабль данной серии — СА-44 — строился по проекту СА-39.

Расположение машин снова было изменено. Котельные отделе­ния были размещены впереди машинных, что создавало опасность вывода из строя обоих МО одной торпедой. В остальном машинная установка была повторением машин «Портленда». На трех кораб­лях — СА-38, СА-39 и СА-44 - были установлены резервные дизель-генераторы, впервые на американских крейсерах. Но одна новая черта проекта вызвала резкую критику. Сокращение вместимости топливных цистерн вызвало значительное сокращение дальности плавания. На испытаниях «Нью Орлеане» показал 110503 shp = 32,47 узла при водоизмещении 11179 тонн.

Первые 3 крейсера имели 203-мм орудия Mk 9 или Mk 14, а ос­тальные - Mk 12. Легкое зенитное вооружение состояло из 8 -12,7-мм пулеметов. От торпедного вооружения отказались еще на стадии проектирования.

Основная модернизация стала результатом рекомендаций комите­та Кинга. Были установлены противоосколочные щиты к позициям 127-мм орудия (но не к самим орудиям!). Также были установлены 4 х 4 — 28-мм автомата - 2 на квартердеке, 2 - на мостике напротив штурманской рубки. Эта модернизация всех кораблей была заверше­на к апрелю 1942. Была срезана фок-мачта и установлен поисковый радар. Позднее были добавлены 6 - 20-мм Эрликонов. Их количе­ство предполагалось позднее увеличить до 12. Но несколько крей­серов получили больше. Например, в октябре 1942 «Тускалуза» имел 16 - 20-мм орудий. Однако, остойчивость крейсеров приблизилась к опасному пределу, и дальнейшая модернизация должна была сопро­вождаться добавкой балласта. С кораблей была снята боевая рубка и перестроены мостики. Один кран был снят. Легкое зенитное воору­жение было усилено, когда 28-мм автоматы заменили на 6 х 4 — 40 мм. Крейсера также получили различные комбинации одиночных и спа­ренных Эрликонов. СА-32 имел 14x2, СА-36 -8x2, СА-37 - 28 х 1, СА-38 — 26 х 1. Существовал нереализованный план установить спа­ренный Бофорс на башне № 2 на СА-36. В конце войны с кораблей сняли одну катапульту, чтобы хоть как-то сэкономить вес.

 

История службы

 

НЬЮ ОРЛЕАНС Крейсер служил в составе 6 дивизии на Тихом океане всю свою жизнь. Он и «Сан-Франциско» были единственны­ми тяжелыми крейсерами, находившимися в Пирл-Харборе 7 декаб­ря 1941. Крейсер простоял на верфи до января 1942. После этого он сопровождал конвои в Австралию и Нумеа, действовал в составе ОС 11. В мае 1942 крейсер участвует в бою в Коралловом море, там он снял 580 человек с горящего «Лексингтона». В июне он уча­ствует в битве при Мидуэе. В июле он входил в состав прикрытия авианосца «Саратога» и сопровождал его на ремонт, после того, как авианосец 31 августа был торпедирован японской подводной лод­кой. 30 ноября в составе ОС 67 крейсер участвовал в бою у Тассафаронга. «Нью Орлеанс» получил попадание торпедой в носовую часть, последовал взрыв носовых погребов. Носовая часть крейсера до башни № 2 была оторвана. В сопровождении эсминца «Мори» он добрался до Тулаги, а потом через Сидней ушел в Пьюджет Саунд на ремонт. В августе 1943 крейсер вернулся в Пирл-Харбор. После этого он участвовал в операциях у острова Уэйк и Гилбертовых островов. В январе 1944 он обстреливает японские позиции на Кваджеллейне. В феврале он сопровождает авианосцы во время рейда против Трука. Вместе с «Миннеаполисом» он топит учебный крейсер «Катори» и эсминец «Майкадзэ». В апреле «Нью Орлеане» прикрывает высадку десанта в Холландии. Поврежденный самолет с авианосца «Йорктаун» врезается ему в грот-мачту. Крейсер получа­ет повреждения, но остается в строю. В середине лета «Нью Орле­ане» участвует в боях у Сайпана, Трука, в бою в Филиппинском море. В октябре он участвует в операции у Лейте в составе ОС 34. В составе крейсерской эскадры адмирала ДюБоуза он топит по­врежденный авианосец «Тиёда» и эсминец «Хацудзуки». С декабря 1944 по март 1945 крейсер ремонтируется на верфи Мэр Айленд. 18 апреля он прибывает на Улити и принимает участие в высадке десанта на Окинаву. В августе «Нью Орлеане» действует в китайс­ких и корейских водах. В годы Второй Мировой войны «Нью Орле­ане» заслужил 16 боевых звезд.

АСТОРИЯ Сначала «Астория» был передан 7 дивизии крейсе­ров, но в 1937 был переведен в 6 дивизию, где и числился до самой своей гибели. Во время атаки Пирл-Харбора крейсер в составе ОС 11 направлялся на Мидуэй. В декабре он был передан ОС 14, кото­рое попыталось доставить подкрепления на Уэйк. В феврале крей­сер входил в состав охранения авианосца «Йорктаун» во время рейда ОС 17 против Рабаула. В следующем месяце он был передан соединения АНЗАК и вместе с «Луисвиллом», «Чикаго» и «Аустралией» прикрывал авианосцы во время рейда против Новой Гвинеи. В мае 1942 «Астория» участвует в бою в Коралловом море, а в июне — в битве при Мидуэе в составе ОС 16. В августе его перебрасыва­ют к Гуадалканалу. В бою у Саво крейсер получает тяжелейшие повреждения. Крейсер, по некоторым данным, получил 65 попада­ний. Погибли 216 человек, 186 были ранены. Несмотря на все усилия команды, на следующий день крейсер перевернулся и затонул «Ас­тория» заслужил 3 боевые звезды.

МИННЕАПОЛИС После ввода в строй крейсер совершил плава­ние в Европу. После этого его переводят в 7 дивизию на тихий океан. После начала войны он до февраля патрулирует в районе Гавайев, после чего действует в составе ОС 11. Крейсер сопровож­дает войсковые конвои из Панамы на юг Тихого океана. После это­го его придают флоту АНЗАК, и «Миннеаполис» действует в Корал­ловом море и на Новых Гебридах. В марте он прикрывает авианос­цы во время рейда против Новой Гвинеи. «Миннеаполис» в составе ОС 16 участвует в боях в Коралловом море и при Мидуэе. С августа он действует на Соломоновых островах. 30 ноября в бою у Тассафаронга он получает попадания 2 торпед с японских эсминцев. Одна отрывает носовую часть до башни № 1, вторая попадает в котельное отделение. Крейсер после временного ремонта в Тулаги возвраща­ется в США своим ходом. «Миннеаполис» простоял в ремонте до сентября 1943, после чего вернулся на юг Тихого океана. Он уча­ствует в ударе по Уэйку в октябре. В ноябре и декабре крейсер участвует в захвате Макина. В 1944 он действует на Марианских и Каролинских островах, в составе ОС 58 принимает участие в бою в Филиппинском море. Крейсер участвует в битве за Лейте, потом под­держивает высадку десантов на Батаан и Коррехидор. «Миннеапо­лис» действует в районе Окинавы до апреля 1945. К этому времени он полностью расстреливает свои орудия и вынужден вернуться в Соединенные Штаты на ремонт. В конце войны крейсер действует на Филиппинах. 9 августа на борту «Миннеаполиса» адмирал Томас Кинкейд принимает капитуляцию японцев в Корее. В годы войны «Миннеаполис» заслужил 16 боевых звезд.

ТУСКАЛУЗА Крейсер служил в составе 6 дивизии сначала на Западном Побережье, а потом на Тихом океане. В начале 1939 он был переведен в Атлантику и весной совершил плавание вокруг Южной Америки. В состав эскадры, которой командовал контр-ад­мирал Киммел, входили также «Сан-Франциско» и «Куинси». После начала войны в Европе крейсер участвовал в Нейтральном патруле. В августе 1941 он прикрывал перевозку американских войск в Ис­ландию. С апреля 1942 «Тускалуза» базировался на Скала Флоу и участвовал в проводке арктических конвоев. В сентябре он вернул­ся в Соединенные Штаты для ремонта перед десантной операцией в Северной Африке. В составе Западного Оперативного Соединения в ноябре крейсер участвовал в бою с французской эскадрой у Ка­сабланки. Он повредил эсминец «Фуге» и благополучно уклонился от торпед подводных лодок «Медуза» и «Антиопа». После заверше­ния десантной операции крейсер вернулся в США и участвовал в проводке атлантических конвоев. В сентябре 1943 он снова вер­нулся в арктические воды, прикрывая авианосец «Рейнджер» во время рейда против германских баз в Норвегии. После рейда к Шпицбер­гену в октябре «Тускалуза» вернулся в США. В июне - июле крей­сер действовал у берегов Нормандии в составе Соединения А, обес­печивавшего высадку на участке «Юта». Последней операцией крей­сера в Европе стала поддержка -высадки на юге Франции. После этого он переходит на Тихий океан и в январе 1945 присоединяет­ся к 3 Флоту на Улити. В феврале крейсер участвует в обстреле Иводзимы. В марте он действует у берегов Окинавы, а потом его переводят в состав 7 Флота, базирующегося на бухту Субик, Филип­пины. Последние месяцы войны крейсер провел в китайских и ко­рейских водах. В годы войны крейсер заслужил 7 боевых звезд.

САН-ФРАНЦИСКО Довоенные годы крейсер провел на Тихом океана в составе 6 дивизии, однако в 1938 его переводят в Карибс­кое море. После начала войны в Европе он участвует в Нейтральном патруле. Однако в начале 1940 его сменяет «Уичита», а «Сан-Фран­циско» отправляется в Пирл-Харбор, так как он переведен в 6 ди­визию. Во время японского налета крейсер ремонтировался на верфи Пирл-Харбора, но избежал повреждений. Ремонт был прекращен, и крейсер в составе ОС 14 вместе с авианосцем «Саратога» попытал­ся доставить подкрепления на Уэйк. После этого «Сан-Франциско» в составе ОС 11 прикрывал перевозки войск между Панамой и юж­ными районами Тихого океана. Позднее ОС 11 было передано флоту АНЗАК для удара по Рабаулу. Но 20 февраля японцы обнаружили эскадру союзников, и начался бой между авианосной и базовой авиа­цией, в котором японцы потеряли 16 самолетов. Но операция была отменена. После того, как в начале марта японцы высадились в Лаэ на Новой Гвинее, ОС 11 и ОС 17 совместно атаковали их. В апреле крейсер прикрывал конвои, следующие между Соединенными Шта­тами и Австралией. Когда американцы высадились на Гуадалканале, «Сан-Франциско» входил в состав ОС 61, приданного Группе Авиа­ционной Поддержки. 7 августе он стал флагманом группы крейсе­ров, приданных ОС 18. В конце августе «Сан-Франциско» участвует в бое у Восточных Соломоновых островов, а в октябре в составе ОС 64 — в бою у мыса Эсперанс. Там он помогает потопить эсминец «Фубуки». В том же месяце крейсер участвует в бою у островов Сайта Крус. 12 ноября возле Лунга Пойнт в крейсер врезался по­врежденный японский торпедоносец, уничтоживший кормовой КДП, 16 человек погибли, 29 были ранены. В ночь на 13 ноября крейсер участвует в бою у Гуадалканала. Крейсер получил 45 попаданий, причинивших тяжелые повреждения. Погибли 77 человек, в том чис­ле контр-адмирал Каллахэн и командир корабля капитан 1 ранга Янг. Когда на следующий день был торпедирован и потоплен «Джюно», его обломки засыпали «Сан-Франциско», и погиб еще 1 чело­век. Однако поврежденный крейсер вернулся в США для ремонта на верфи Мэр Айленд. В феврале 1943 «Сан-Франциско» сопро­вождает конвой в Нумеа, а в апреле отправляется на Алеутские ост­рова. Там он действует 4,5 месяца в составе ОС 16, обстреливает Атту и Кыску. Потом он снова возвращается на юг и в составе ОЕ 14.2.1 в начале октября наносит удар по Уэйку. В ноябре он уча­ствует в операциях на островах Гилберта, обеспечивает огневую под­держку десанта на Макин. В декабре крейсер действует у Кваджеллейна. В 1944 «Сан-Франциско» входит в состав ОС 58 и участвует в боях у Кваджеллейна, Холландии, Сайпана, Гуама, в бою в Филип­пинском море. В июле он уходит на ремонт в США и возвращается в строй только в конце октября. В конце ноября крейсер приходит на Улити и становится флагманом 6 дивизии. Он участвует в опера­циях на Филиппинах, в Южно-Китайском море, островах Бонин, Иводзиме. «Сан-Франциско» прикрывает высадку на Окинаву, после чего возвращается на Филиппины. После окончания войны крейсер дей­ствует в Китае и Корее. В годы войны «Сан-Франциско» заслужил благодарность президента и 17 боевых звезд.

КУИНСИ Крейсер служил в составе 8 дивизии в Атлантике. Летом 1936, во время Гражданской войны в Испании, он находился в Сре­диземном море. В сентябре его сменил «Рейли» и «Куинси» вер­нулся в Соединенные Штаты. Весной 1937 он был переведен на Западной Побережье в 7 дивизию. В начале 1939 он снова приходит в Атлантику и участвует плавании вокруг Южной Америки. Весной 1941 он участвует в Нейтральном патруле, сопровождает конвои в Кейптаун и Исландию. В марте - мае 1942 он проходит ремонт на верфи ВМФ в Нью-Йорке. После этого крейсер переводят на Тихий океан в состав ОС 18. 7 августа крейсер обстреливает японские позиции в Лунга Пойнт. 9 августа в бою у острова Саво он потоп­лен японскими крейсерами. Погибли 370 человек, 167 были ранены. «Куинси» успел получить 1 боевую звезду.

ВИНСЕНС После плавания в Скандинавию крейсер вошел в со­став 7 дивизии, базирующейся на Западном Побережье. Однако в апреле 1939 он был переведен на восток. После начала войны в Европе «Винсенс» участвовал в Нейтральном патруле. В марте 1942 он опять был переведен на Тихий океан. В апреле он входил в состав ОС 18, обеспечивавшего рейда Дулитла на Токио. В июне крейсер участвовал в битве при Мидуэе. После небольшого ремон­та в Пирл-Харборе в середине июля крейсер был отправлен на юг Тихого океана. В бою у острова Саво он был потоплен артогнем и торпедами японских крейсеров. Погибли 332 человека, 258 были ранены. За свою короткую карьеру «Винсенс» успел получить 2 боевые звезды.