Тяжелый крейсер Wichita

 

Водоизмещение : 10589 t, 13015 t

Размеры : 185,42 x 18,82 x 7,24 м

Машины : 4-вальный ТЗА Парсонс, 8 котлов Бабкок-Уилкокс, 100000 shp = 33 узл; 1984 тонн нефти = 10000 миль @ 15 узл.

Броня : пояс 102 - 152 мм на обшивке 16 мм; палуба 57 мм; барбеты 178 мм; башни 203 мм лоб, 70 мм крыша, 95 мм борта; рубка 152 мм

Вооружение :  9 - 203/55 (3 х 3); 8 - 127/38 (8 х 1); 2 катапульты, 4 самолета

Экипаж : 929 человек

 

CA-45      Wichita

Philadelphia NY/New York NY

28.10.35

16.11.37

16.2.39

Выведен в резерв 15.7.46.

 

Подписание Лондонского морского договора 1930 года наруши­ло планы строительства тяжелых крейсеров в Соединенных Штатах, так как наложило ограничения на этот класс кораблей. Договор раз­решил .США заложить 1 крейсер в 1934 (СА-44 «Винсенс») и еще один крейсер в следующем году. Тем временем были разработаны чертежи, и в марте 1934 появилось предложение сделать их также основой для новых тяжелых крейсеров. Предполагалось, что этот проект позволит увеличить дальность плавания, благодаря улучшенным обво­дам корпуса и увеличенной емкости топливных цистерн. Должна была улучшиться и броневая защита. Толщина пояса увеличивалась до 152 мм, барбетов - до 178 мм. Повышалась высота борта. Однако, рабо­там мешали попытки разрешить одну из самых тяжелых проблем - американские 203-мм башни давали слишком большой разброс сна­рядов. Для повышения кучности залпа требовалось увеличить рассто­яние между осями орудий, но это приводило к увеличению размера башни и диаметра барбета, что было недопустимо. Компромисс все-таки удалось найти. Расстояние между орудиями было увеличено, а барбеты получили коническую форму.

Внешне тяжелый крейсер «Уичита» напоминал «Бруклин». Ма­шинная установка имела те же характеристики. Котлы выдавали пар с температурой 648'F при давлении 464 фн/кв. дюйм. Корабль имел 6 котлов, расположенных впереди машинных отделений. Мощность электрических генераторов была увеличена на 60%. Однако при этом была снижена мощность дизель-генераторов, хотя корабль по­лучил 2 таких установки.

Броневой пояс имел толщину 152 мм в средней части корабля и 102 мм в оконечностях. Палуба имела толщину 57 мм. Поперечные траверзы имели толщину 152 мм, а барбеты — 178 мм. Общий вес брони составлял 1437 тонн или 14% стандартного водоизмещения. На крейсере была использована броня «Класс А», которая давала зону неуязвимости от огня 203-мм орудия от 50 до 110 каб. В 1939 Бюро вооружений создало новый длинный снаряд, который мог пробивать пояс «Уичиты» с расстояния 77,5 каб, а пояс «Винсенса» — с расстояния 90 каб. Палубную броню он пробивал на дистанциях более 112 каб. Новый снаряд также позволял уменьшить начальную скорость, что резко увеличивало живучесть орудия. Именно новые снаряды использовались для вычисления зон неуязвимости крейсе­ров типа «Балтимор» и всех последующих.

Крейсер был вооружен новыми 203/55 орудиями Mark 12. В качестве второго калибра появились новые 127/38, однако создать спаренные установки конструктора не успели. Схема расположения универсальных орудий являлась значительным шагом вперед, позво­ляя вести огонь практически по всем направлениям. 4 орудия были установлены в закрытых башнях, что также было серьезным улуч­шением. Однако, остойчивость корабля приблизилась к опасной гра­ни, и сначала последнюю пару 127-мм орудий не установили. Легкое зенитное вооружение состояло из 8 абсолютно бесполезных 12,7-мм пулеметов. Авиационное вооружение было перенесено на квартер­дек. Ангар, прикрытый большой скользящей дверью был спрятан под палубу.

Крейсер СА-45 был заказан верфи ВМФ в Филадельфии, а ма­шины должна была изготовить компания «Нью-Йорк Шипбилдинг Корп».

«Уичита» практически не имел никаких резервов остойчивости, и потому все модернизации имели очень ограниченный характер. Ле­том 1939 были установлены «пропавшие» 127-мм орудия, одновре­менно было добавлено 200 тонн чугунного балласта, а в июне 1941 крейсер получил 2x4- 28-мм автомата. В ходе войны были уста­новлены новые модели радара. В ноябре 1943 было заменено лег­кое зенитное вооружение. Крейсер получил 4x4 + 2x2- 40-мм Бофорса. Были также установлены 18 — 20-мм Эрликонов. К концу войны «Уичита» получил еще 2x2- 40-мм автомата. Бюро воору­жений предложило установит на крейсере 6 х 2 - 5" установки, но неизвестно, рассматривались ли эти планы всерьез.

 

История службы

 

УИЧИТА Крейсер вошел в состав 7 дивизии Атлантической эс­кадры и участвовал в Нейтральном патруле в Карибском море, но в июне 1940 совершил визит доброй воли в Южную Америку, кото­рый продлился до сентября. Служба крейсера в Атлантике была совершенно рутинной. Осенью 1941 он участвовал в оккупации Исландии, а в марте 1941 был переведен в Скапа-Флоу для дей­ствий в составе Флота Метрополии. Он участвовал в проводке арктических конвоев, в том числе злополучного РQ-17, и других операциях в северных водах. В ноябре 1942 он участвует в опера­ции «Торч». 8 ноября во время обстрела батареи Эль-Ханк возле Касабланки, крейсер получает попадание 194-мм снаряда. В конце года «Уичиту» направляют на Тихий океан. В январе 1943 крейсер участвовал в бою у острова Реннел. После этого он уходит на Алеутские острова и в апреле 1943 становится флагманом ОГ 52.10, потом ОГ 16.4, а еще позднее ОГ 16.7. 22 июля крейсер участвовал в обстреле Кыски, после чего вернулся в Пьюджет Саунд для ре­монта. Работы завершились в начале декабря, и крейсер вернулся на Гавайи. В январе 1944 он участвует в высадке десанта на Маршалловых островах, потом в Холландии, в ударах по Труку и Сай­пану. В июне 1944 «Уичита» участвовал в бою в Филиппинском море. В октябре в составе ОС 38 он участвовал в ударах по Оки­наве, Формозе и Лусону. 13 октября вблизи Формозы получил попа­дание торпеды крейсер «Канберра». «Уичита» буксировал повреж­денный корабль в течение 2 суток. 25 октября 1944 крейсер уча­ствует в бою у мыса Энганьо. Вместе с другими крейсерами он топит поврежденный авианосец «Тиёда» и эсминец «Хацуюки». Но на «Уичите» возникают неполадки в машинах, возможно ставшие следствием буксировки «Канберры». Кроме того, обнаружился пе­релом кронштейна вала Мг 3. В ноябре крейсер уходит на ремонт в США, работы заканчиваются в начале февраля 1945. После это­го «Уичита» участвовал в боях у Окинавы, участвовал в оккупации Японии. Крейсер заслужил 13 боевых звезд в годы Второй Миро­вой войны. Предложение перестроить его в ракетный крейсер не было реализовано.