Легкие крейсера типа Cleveland

 

Водоизмещение : 10000 t, 13755 t

Размеры : 185,95 x 20,22 x 7,47 м

Машины : 4-вальный ТЗА Дженерал Электрик, 4 котла Бабкок-Уилкокс; 100000 shp = 32,5 узл; 2100 тонн нефти = 11000 миль @ 15 узл.

Броня : пояс 88 - 127 мм; палуба 52 мм; барбеты 152 мм; башни 165 мм лоб, 76 мм крыша и борта; рубка 127 мм

Вооружение : 12 - 152/47 мм (4 х 3); 12 - 127/38 мм (6 х 2); 8 - 40 мм (4 х 2) (CL-55 и 56), 24 - 40 мм (4x4 + 4x2) (CL-57,58,60,64 - 66,80 и 81), 28 - 40 мм (4 х 4 + 6 х 2) (CL-62,63, 67,82 - 94,101 - 105); 10-20 мм (10 х 1) (CL-67, 82 - 94, 101 - 105), 13 - 20 мм (13 х 1) (CL-55 и 56). 17 - 20 мм (17 х 1) (CL-57 и 58), 21 - 20 мм (21 х 1) (CL-60, 62 - 66, 80 и 81)

Экипаж : 992 чел (1200/1426 военный)

 

CL-55      Cleveland

New York SB

1.7.40

1.11.41

.6.42

Выведен в резерв 7.2.42

 

CL-56      Columbia

New York SB

19.8.40

17.12.41

.6.42

Выведен в резерв 30.11.46

 

CL-57      Montpelier

New York SB

2.12.40

12.2;42

.9.42

Выведен в резерв 24.1.47

 

CL-58       Denver

New York SB

26.12.40

4.4.42

.10.42

Выведен в резерв 7.2.47

 

CL-59      Amsterdam

New York SB

1.5.41

22.8.42

.

 

 

CL-60      Santa Fe

New York SB

7.6.41

10.6.42

15.10.42

Выведен в резерв 19.10.46

 

CL-61       Tallahassee

New York SB

2.6.41

.

.

 

 

CL-62      Birmingham

Newport News

17.2.41

20.3.42

29.1.43

Выведен в резерв 2.1.47

 

CL-63      Mobile

Newport News

14.4.41

15.5.42

24.3.43

Выведен в резерв 9.5.47

CL-64      Vincennes (ii) (ex-Flint)

Bethlehem, Quincy

 

7.3.42

 

17.7.43

 

21.1.44

 

Выведен в резерв 10.9.46

 

CL-65      Pasadena

Bethlehem, Quincy

6.2.43

28.12.43

8.7.44

Выведен в резерв 12.1.50

CL-66       Springfield

Bethlehem, Quincy

13.2.43

9.3.44

9.9.44

Выведен в резерв .1.50

CL-67      Topeka

Bethlehem, Quincy

21.4.43

19.8.44

23.12.44

Выведен в резерв 18.6.49

CL-76       New Haven

New York SB

11.8.44

-    

-

 

CL-77       Huntington

New York SB

17.11.41

-

-

 

CL-78       Dayton

New York SB

29.12.41

-

-

 

CL-79       Wilmington

New York SB

16.3.42

-

-

 

CL-80       Biloxi

Newport News

9.7.41

23.2.43

31.8.43

Выведен в резерв 29.10.46

CL-81       Houston (ii) (ex-Vicksburg)

Newport News

 

4.8.41

 

19.6.43

 

20.12.43

 

Выведен в резерв 15.12.47

 

CL-82       Providence

Bethlehem, Quincy

27.7.43

, 28.12.44

15.5.45

Выведен в резерв 14.6.49

CL-83       Manchester

Bethlehem, Quincy

25.9.44

5.3.46

29.10.46

Выведен в резерв 27.2.56

CL-84      Buffalo

Federal, Kearny           не закладывался

 

 

CL-85       Fargo

New York SB

11.4.42

-

-

 

CL-86       Vicksburg (ii) (ex-Cheyenne)

Newport News

 

26.10.42

 

14.12.43

 

12.6.44

 

Выведен в резерв 30.6.47

 

CL-87       Duluth

Newport News

9.11.42

13.1.44

18.9.44

Выведен в резерв 25.6.49

CL-88       безымянный

Federal, Kearny           не закладывался

 

 

CL-89       Miami

Cramp                      2.8.41

8.12.42

28.12.43

Выведен в резерв 30.6.47

CL-90      Astoria (ii) (ex-Wilkes-Barre)

Cramp

 

6.9.41

 

6.3.43

 

17.5.44

 

Выведен в резерв 1.7.49

 

CL-91       Oklahoma City

Cramp

8.12.42

20.2.44

22.12.44

Выведен в резерв 30.6.47

CL-92       Little Rock

Cramp

6.3.43

27.8.44

17.6.45

Выведен в резерв 24.6.49

CL-93       Galveston

Cramp

20.2.44

22.4.45

28.5.58

Вычеркнут из списков 21.12.73

CL-94       Youngstown

Cramp

4.9.44

не спущен

 

 

CL-99       Buffalo

New York SB

 

 

 

 

CL-100     Newark

New York SB

 

 

 

 

CL-101     Amsterdam (ii)

Newport News

3.3.43

25.4.44

8.1.45

Выведен в резерв 30.6.47

CL-102     Portsmouth

Newport News -

28.6.43

20.9.44

25.6.45

Выведен в резерв 15.6.49

CL-103     Wilkes-Barre

New York SB

14.12.42

24.12.43

1.7.44

Выведен в резерв 9.10.47

CL-104     Atlanta (ii)

New York SB

25.1.43

6.2.44

3.12.44

Выведен в резерв 1.7.49

CL-105     Dayton (ii)

New York SB

8.3.43

19.3.44

7.1.45

Выведен в резерв 1.3.49

                 

 

Это был самый многочисленный тип крейсеров не только в аме­риканском флоте, но и вообще во всем мире. Всего было заказано 52 единицы, из которых 29 вошли в строй как крейсера, в том числе 2 были достроены по измененному проекту. Еще 9 кораблей были достроены как легкие авианосцы. Это значительно превосходит вто­рую по численности крейсерскую серию — бронепалубные крейсе­ра типа «Аполло» (21 единица), — построенную в Англии в конце XIX века. Такое большое количество объясняется не исключитель­ными данными проекта, а решением, принятым в 1940 командовани­ем флота — для ускорения работ строить вариации уже существую­щих кораблей.

В июне 1938 американский флот решил построить 2 крейсера водоизмещением 8000 тонн с вооружением из 8 или 9 - 152 мм универсальных орудий. Их планировалось включить в программу 1940 финансового года как CL-55 и CL.-56. Предполагалось постро­ить примерно 20 таких кораблей. К маю 1939 был создан проект крейсера с 10 - 152/47 универсальными орудиями в 5 двухорудийных башнях. Легкое зенитное вооружение состояло из 5 х 4 - 28-мм автоматов. Он должен был иметь 1 катапульту в ДП и 2 трех­трубных торпедных аппарата. Внешне этот корабль уже напоминал будущий «Кливленд». Но корабль получился страшно перегружен­ным. Президент требовал увеличить огневую мощь, адмиралы требо­вали повысить мощность машин, что привело к росту водоизмеще­ния сначала до 8200 тонн, потом до 8400 тонн. Однако, сохранить цифру 8000 тонн можно было только полностью отказавшись от брони. Начало войны в Европе привело к отказу от договорного лимита водоизмещения 8000 тонн. Время поджимало, разрабаты­вать новый проект было некогда. Поэтому, американцы решили по­вторить «Хелену», заменив одну 152-мм башню двумя 127 - уста­новками.

Новый крейсер должен был иметь ту же самую длину, что и «Хелена», но ширина увеличивалась на 1,4 м, так как на стадии про­ектирования возникли серьезные сомнения относительно остойчи­вости. Опыт военных действий в Европе показал мощь донных мин и опасность подводных повреждений для любого корабля, а также резко увеличившуюся опасность воздушных атак. Решение любой из этих проблем требовало дополнительного веса, особенно усиле­ние зенитного вооружения, причем этот вес располагался высоко над ватерлинией. В конечно итоге от наклонного пояса пришлось отказаться. После увеличения ширины изменился и теоретический чертеж корпуса. Однако, остойчивость так и осталась ахиллесовой пятой этих крейсеров на все время их службы. Вероятно, именно это стало причиной весьма недолгой послевоенной службы. Все они пошли на слом в относительно молодом возрасте.

Бронирование кораблей состояло из пояса толщиной 127 мм а районе машинных отделений. Они имел там ширину 2,7 м. Носовые погреба прикрывал пояс в 52 мм. Внутренние переборки толщиной от 76 до 120 мм прикрывали кормовые погреба. Броневая палуба имела толщину 52 мм. В целом, бронирование напоминало «Хеле­ну». Вычисленная зона неуязвимости для снарядов весом 49 кг со­ставляла 47 - 108 каб. После того, как появился новый 59 кг снаряд, она значительно сократилась. Общий вес брони составил 1568 тонн или 13>18% стандартного водоизмещения. Расположение машин сохранилось, ко использование котлов высокого давления позволи­ло сократить длину котельных отделений. Однако длина машинных отделений была увеличена по сравнению с «Бруклином», чтобы из­бавиться от тесноты. Для увеличения живучести было использовано тройное дно. Двойное дно было доведено до броневой палубы, прикрывая все погреба.

Машинная установка была обычным четырехвальным ТЗА мощ­ностью 10000 shp. Первоначальный проект предусматривал крей­серские турбины, которые даже были установлены на первой паре кораблей. На испытаниях CL-80 развил скорость 31,93 узла при 103505 shp и водоизмещении 14000 тонн.

Крейсера были вооружены 152/47 орудиями Mark 16 в трехорудийных башнях. Угол возвышения орудий составлял 60°, но исполь­зовать их в качестве зенитных было невозможно, так как заряжание было возможно только при углах до 20°. Очень удачным было расположение 6 спаренных 127/38 установок, которое позволяло ставить плотную огневую завесу практически по всем направлени­ям. Легкое зенитное вооружение сначала планировали ограничить только 12,7 мм пулеметами. Но война в Европе показала их полную бесполезность. Малая остойчивость не позволяла устанавливать новые четырехствольные 28-мм автоматы без добавки балласта. Но после жарких споров на это пошли, так как сокращать 127-мм бата­рею не желал никто. Еще до ввода в строй первого крейсера выяс­нилось, что эти автоматы крайне ненадежны. Вместо них на воору­жение были приняты 40-мм Бофорсы. Но счетверенный Бофорс весил 11 тонн по сравнению с 5 - 6 тоннами 28-мм автомата. Поэтому было решено ограничиться спарками. Торпедного воору­жения крейсера не имели. На квартердеке крейсера имели по 2 катапульты, а в ангаре на корме размещались 4 гидросамолета.

Первые 2 корабля, CL-55 и CL-56 были заказаны 23 марта 1940. Дальнейшие заказы размещались до 1943 года. CL-59 — CL-61 были заказаны 12 июня 1940; CL-62 - CL-67 - в июле 1940; CL-76 - CL-88 - в сентябре 1940; CL-89 - CL-94 - в октябре того же года. После вступления Соединенных Штатов в войну были размещены новые заказы. В декабре 1941 были заказаны CL-99 и CL-100, кото­рые заменили CL-84 и CL-88. Заказ на эти 2 крейсера был отменен 16 декабря 1940, чтобы позволить фирме Кирни сосредоточить уси­лия на строительстве эсминцев. 15 декабря 1941 были заказаны CL-101 и CL-102. Это были единственные крейсера в программе 1942 финансового года. В августе 1942 были заказаны CL-103 -CL-118, а в июне следующего года последовал заказ на последнюю серию крейсеров этого типа: CL-143 - CL-149. Однако в 1942 9 кораблей были достроены как легкие авианосцы. Это были номера 59,61, 76 - 79, 85, 99 и 100. Ближе к концу войны часть заказов была аннулирована. 5 октября 1944 был отменен заказ на строительство CL-112 и CL-115. 4 сентября строительство CL-11 было передано фирме Крамп. 12 августа 1945 последовало массированное сокра­щение кораблестроительных программ. Были аннулированы заказы на CL-94, CL-108 - CL-111, CL-116 - CL-118. Из всех этих кораблей только CL-108 «Ньюарк» был спущен на воду. Кроме того, был достроен CL-93 «Галвестон», однако он не вступил в строй, а пря­мо с верфи отправился в резерв, пока, в конечном итоге, его не перестроили в ракетный крейсер.

«Кливленд» вошел в строй только со спаренными 40-мм авто­матами. Но остальные крейсера имели по2х4и2х2 таких автомата. В ноябре 1942 первые «Кливленды» получили еще по 2 спаренных Бофорса на корме позади каждой катапульты. В мае 1944 последовало новое усиление зенитного вооружения до 4 х 4 и 6 х 2 Бофорсов. Стандартом считалась установка 10 -20-мм Эрликонов, но действительное количество этих автоматов было со­вершенно произвольным.

Первые крейсера были построены с закругленным «лбом» мо­стика. Однако, начиная с «Винсенса», мостик был прямоугольным и более низким. Верхний мостик стал открытым. На первых крейсе­рах открытые мостики были установлены на крыше штурманской рубки, и они сохранили боевые рубки, которые на последующих ко­раблях не устанавливали, чтобы сократить перегрузку.

Проблема веса оставалась больной всегда. В конце войны с крей­серов начали снимать одну катапульту и дальномеры с башен № 1 и № 4. Из-за проблем со снабжением, начиная со «Спрингфилда», штурманская рубка выполнялась из стали, а не из алюминиевых спла­вов что тоже увеличивало перегрузку. Несмотря' на проблемы с остойчивостью, гидросамолеты постепенно заменялись новыми и более тяжелыми машинами. К началу Корейской войны в 1950 все крейсера этого типа, кроме «Манчестера» уже были выведены из состава флота, хотя 6 единиц позднее были перестроены в ракет­ные крейсера.

 

История службы

 

КЛИВЛЕНД В ноябре 1942 крейсер участвовал в операции «Торч» в составе Западного Оперативного Соединения. В конце месяца он вернулся на Тихий океан в 12 дивизию крейсеров. «Кливленд» участвовал в завершающих боях кампании на Гуадалканале, в бою у острова Реннел ночью 29-30 января 1943 в составе ОС 18. 6 марта во время операции по обстрелу японского аэродрома в заливе Кьюла, он, вместе с крейсерами «Монпелье» и «Денвер», потопил японские эсминцы «Минэгумо» и «Мурасамэ». До конца 1943 крей­сер действовал на Соломоновых островах, прикрывал высадку на Нью-Джорджии в июне-августе в составе ОГ 36.2. Ночью 1-2 нояб­ря 1943 он участвовал в бою в заливе Императрицы Августы. Ле­том 1944 «Кливленд» участвовал в боях на Марианских островах, Сайпане. В составе ОС 58 принимал участие в битве в Филиппинс­ком море. В феврале 1945 он прикрывает высадку на Палаван в составе ОГ 74.2, а в апреле — высадку на Минданао. В июне «Клив­ленд» участвует в высадке десантов в Бруней, потом в Баликпапан. В июле его направляют к Окинаве, и крейсер действует в Южно-Китайском море до конца войны. В ноябре 1945 «Кливленд» воз­вращается в США и становится учебным кораблем. В годы войны «Кливленд» получил благодарность командующего флотом и 13 боевых звезд.

КОЛАМБИА Крейсер отправился на Тихий океан 9 ноября 1942 и вошел в состав 12 дивизии крейсеров в Эспириту-Санто в декаб­ре. Он участвовал в последних боях за Гуадалканал, в бою у остро­ва Реннел в составе ОС 18. В июне 1943 «Коламбиа» прикрывает . высадку на Нью-Джорджии в составе ОГ 36.2, обстреливает Шортленд и Мунду. В конце сентября крейсер участвует в блокаде Коломбангры и с трудом уходит от торпед японской подводной лодки. В ноябре «Коламбиа» прикрывает высадку на Бугенвилль, которая привела к битве в заливе Императрицы Августы. Вместе с осталь­ными крейсерами 12 дивизии («Кливленд», «Денвер» и «Монпелье») он топит японский крейсер «Сендай». В декабре эти же крейсера, без «Денвера», обстреливают японские позиции на Бугенвилле. Опе­рации на Соломоновых островах продолжаются до 4 апреля 1944, после чего «Коламбиа» уходит на ремонт в Сан-Франциско. В августе он возвращается на Соломоновы острова. В сентябре он при­крывает высадку на Палау, участвует в битве в проливе Суригао. В начале 1945 крейсер действует на Филиппинах. Однако 6 января ОГ 77.2 попадает под сильнейшую атаку камикадзэ, и крейсер полу­чает попадание. Оба кормовые башни выведены из строя. 13 чело­век убиты, 44 ранены. 9 января второе попадание выводит из строя системы управления огнем. Погибли 24 человека, 97 ранены. «Ко­ламбиа» вынужден вернуться в США для капитального ремонта. Он возвращается на юго-запад Тихого океана как раз к началу высадки в Баликпапане. Летом 1945 крейсер участвует в боях на Окинаве. В годы войны «Коламбиа» получил благодарность коман­дующего флотом и 10 боевых звезд.

МОНПЕЛЬЕ Крейсер прибыл в Нумеа для службы в составе 12 дивизии 18 января 1943. 25 января он становится флагманским кораблем дивизии. Через несколько дней крейсер участвует в бою у острова Реннел, а лотом до лета 1944 действует на Соломоновых островах и архипелаге Бисмарка. 2 ноября 1943 он участвует в бою в заливе Императрицы Августы и получает незначительные по­вреждения. После этого «Монпелье» уходит на Марианские остро­ва. С 14 июня он участвует в обстреле Сайпана в составе ОГ 58.3, а потом принимает участие в битве в Филиппинском море. До августа крейсер поддерживает войска, ведущие бои на Сайпане, Тиниане и Гуаме, после чего отправляется в США на ремонт. «Монпелье» воз­вращается в состав действующего флота только в ноябре, пропус­тив битву за Лейте. Он прикрывает высадки на Миндоро и в заливе Лингаен. Он участвует в боях за Коррехидор, Палаван, Минданао. В июне — июле 1945 он прикрывает высадку на Баликпапане. До конца войны крейсер действует в Восточно-Китайском море. За годы Второй Мировой войны «Монпелье» заслужил 13 боевых звезд.

ДЕНВЕР 14 февраля 1943 крейсер прибыл в Эфате на Новых Гебридах для службы в составе 12 дивизии ОС 68. В марте он участвовал в обстреле аэродрома Вила на Коломбангрё, когда были потоплены 2 японских эсминца (см. «Кливленд»). Во время высад­ки на Нью Джорджии он входил в состав ОГ 36.2 и вместе с тремя однотипными крейсерами обстреливал острова Шортленд, где нахо­дилась японская база. Он участвовал в бою в заливе Императрицы Августы, где получил небольшие повреждения от вражеского артог­ня. В крейсер попали 3 - 8" снаряда, которые к счастью не разорва­лись. После этого поддерживал высадку на мысе Торокина на Бу­генвилле. Однако 13 ноября во время этой операции он получил попадание авиаторпедой, заднее машинное отделение и заднее ко­тельное отделение были затоплены. Он был отбуксирован в Эспи­риту-Санто для временного ремонта, а оттуда ушел на верфь Мэр Айленд. Ремонт затянулся с января до лета 1944. Крейсер прибыл на Маршалловы острова 22 июня. Оттуда «Денвер» пошел на север для участия в операции по высадке на Иводзиме. После этого в составе ОС 31 в сентябре 1944 он участвовал в ударе по Палау.

22 сентября «Денвер» одним из первых американских кораблей вошел в лагуну Палау, будущую главную базу американского Тихо­океанского флота. В октябре он участвовал во вторжении на Фи­липпины. 24 октября он находился в проливе Суригао, а утром сле­дующего дня участвовал в потоплении японского эсминца «Асагумо». После этого до мая 1945 он действовал в районе Филиппин, прикрывая высадки на Миндоро, Лингаене и Палаване. В июне 1945 крейсер в составе ОС 74 участвовал в операциях у Брунея и Баликпапана. Потом «Денвер» направился к Окинаве для действий в состав ОС 95. После японской капитуляции крейсер прибыл в Япо­нию, чтобы помочь в эвакуации военнопленных. 20 октября «Ден­вер» вышел в Соединенные Штаты. Кроме благодарности команду­ющего флотом «Денвер» заслужил 11 боевых звезд.

АМСТЕРДАМ Этот крейсер CL-59 был одним из 9, которые были перестроены в легкие авианосцы. Он превратился в CVL-22 «Индепен­денс». Остальными крейсерами были: ТАЛЛАХАССИ — «Принесен» CVL-23, НЬЮ ХЭЙВЕН - «Белло Вуд» CVL-24, ХАНТИНГТОН - «Каупенс» CVL-25, ДЕЙТОН - «Монтерей» CVL-26, ФАРГО - «Лэнгли» CVL-27, ВИЛМИНГТОН - «Кэбот» CVL-28, БУФФАЛО - «Батаан» CVL-29, НЬЮАРК - «Сан Хасинто» CVL-30.

САНТА ФЕ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор 22 марта 1943 и был введен в состав 13 дивизии крейсеров. Следующий месяц он провел на Алеутских островах, а в июле принимал участие в обстрелах Кыски. В начале сентября крейсер вернулся в Пирл-Харбор и был пере­дан ОС 15, которое в сентябре должно было нанести удар по Тараве и ОС 14 для аналогичного рейда против Уэйка в октябре. В ноябре он входил в ОГ 53.4, прикрывавшей в ноябре 1943 высадку на Гилбертовых островах. В декабре крейсер входил в ОГ 50.3, которая нанесла удар по Кваджеллейну. В конце года «Санта Фе» ненадолго вернулся в Соединенные Штаты, а потом в конце января 1944 при­крывал высадку на Кваджеллейн в составе группы огневой поддерж­ки ОГ 53.5. Вместе с ОГ 58.1 крейсер участвовал в ударе авианосцев по Труку 17 февраля. В марте крейсер был переведен в архипелаг Бисмарка, где американцы высадились на Эмирау. «Санта Фе» снова входил в группу огневой поддержки. После этого он участвовал в операциях против Холландии, рейдах авианосцев против Трука. В начале мая крейсер вернулся на Кваджеллейн. В июне «Санта Фе» принимал участие в операциях против японцев на Сайпане, Тиниане, Гуаме и островах Паган. В июле он участвовал в атаках Иводзимы, Япа и Улити, после чего снова вернулся на Эниветок. 4 августа крей­сер участвовал в уничтожении японского конвоя. Потом крейсер в составе ОГ 38.3 участвовал в авианосных рейдах против Филиппин и Формозы. После высадки на Лейте крейсер оставался на Филиппи­нах до февраля 1945. Тогда он в составе ОГ 58.4 переключился на атаки Токио и Иводзимы. 19 марта крейсер оказывал помощь по­врежденному авианосцу «Франклин» и снял с него 833 человека экипажа. После этого крейсер сопровождал авианосец на Улити и сам вернулся за Западное Побережье для ремонта, который затянул­ся до августа, когда война уже закончилась. «Санта Фе» в годы Вто­рой Мировой войны заслужил 13 боевых звезд.

БИРМИНГЕМ Крейсер действовал в Атлантике до осени 1943. Вместе с ОС 65 он сопровождал конвои из США на средиземное море перед высадкой в Сицилии. В июле в начале операции «Хаски» он находился в Средиземном море, но в августе вернулся в США и был переведен на Тихий океан в 13 дивизию крейсеров. В середине сентября «Бирмингем» сопровождал авианосцы ОС 15 во время рейдов против Таравы в середине сентября. В ноябре он находился на Соломоновых островах во время высадки на мысе Торокина. Ночью 8-9 ноября он был поврежден бомбами и тор­педами японских самолетов. Ремонт на верфи Мэр Айленд завер­шился в феврале 1944, и корабль вернулся на Тихий океан, снова войдя в состав ОС 58. Следующие несколько месяцев он сопро­вождал авианосцы во время рейдов на Марианские острова и Фи­липпины. В октябре «Бирмингем» в составе ОС 38 атаковал Окина­ву. 24 октября крейсер получил небольшие повреждения, зато его экипаж понес тяжелейшие потери. «Бирмингем» оказывал помощь поврежденному авианосцу «Принстон», когда тот взорвался. На крей­сере погибли 229 человек, а 420 получили ранения. Ремонт продол­жался до января 1945. После этого крейсер участвовал в высадке десанта на Иводзиме. Во время боев за Окинаву 4 мая 1945 крей­сер снова был поврежден, на сей раз камикадзэ. Ремонт был про­веден в Пирл-Харборе, и крейсер в августе вернулся в строй. В годы войны «Бирмингем» заслужил 9 боевых звезд.

МОБАЙЛ Вошел в состав 13 дивизии крейсеров. 31 августа 1943 корабли ОС 15, куда входил и «Мобайл», нанесли удар по острову Маркус. Во время боев на Гилбертовых островах крейсер участвовал в рейде на Тараву, а 5 - 6 октября обстреливал Уэйк. В начале следующего месяца «Мобайл» находился на Соломоновых остро­вах, прикрывая высадку на мыс Торокина, Бугенвилль, в составе ОГ 52.3. Потом он в составе ОГ 53.4 участвовал в десантных операциях на Гилбертовых островах. Год крейсер завершил в составе ОГ 50.3, наносившей удар по Кваджеллейну. В январе он снова вер­нулся к этому острову в составе группы огневой поддержки ОГ 53.6, а в феврале прикрывал рейд авианосцев на Трук. В марте крейсер находился в архипелаге Бисмарка во время высадки на Эмирау, после чего огнем своих орудий поддерживал высадку десанта в Холландии. В июне он вместе с авианосцами ОС 58 участвовал в рейдах на Сайпан, Тиниан и Гуам. В сентябре, теперь уже в составе ОС 38, «Мобайл» участвовал в рейдах на Визайяс. В октябре он участвовал в ударах по Лусону и Формозе. 6 октября вместе с эсминцами «ГаХлинг» и «Коттен» он уничтожил японский транс­порт, обнаруженный в 30 милях от соединения. 24 - 25 октября крейсер участвовал в бою у мыса Энганьо. Вместе с группой амери­канских кораблей он добил поврежденный авиацией японский авиа­носец «Тиёда» и Потопил эсминец «Хацудзуки». После ремонта в начале 1945 «Мобайл» в составе ОС 51 до мая участвовал в боях за Окинаву. В августе он участвовал в рейде авианосцев против Уэйка. «Мобайл» присутствовал при подписании японской капиту­ляции. За годы войны крейсер заслужил 11 боевых звезд.

ВИНСЕНС Крейсер был заложен под названием «Флинт», но 16 октября 1942 он был переименован в честь погибшего у острова Саво тяжелого крейсера. Этот крейсер служил в качестве флагма­на 14 дивизии крейсеров в Карибском море и отечественных водах до середины апреля 1944. После этого он был переведен на Ти­хий океан и прибыл в Пирл-Харбор б мая. В июне он в составе ОС 58 участвовал в рейдах против Марианских островов. Вместе с ОГ 58.4 крейсер участвовал в бою в Филиппинском море. В августе «Винсенс» был переведен в ОГ 38.2 и участвовал в ударах по ост­ровам Бонин. Осенью «Винсенс» участвовал в атаках Минданао, Лейте, Формозы, Окинавы. В бою за Лейте «Винсенс» находился в составе ОГ 34.5 контр-адмирала Бэджера, которая должна была перехва­тить отступающего Куриту. Но крейсера «Винсенс», «Майами», «Би­локси» и 103 дивизион эсминцев успели поймать только эсминец «Новаки», потопление которого заняло 55 минут. В начале 1945 крейсер находился в Южно-Китайском море в составе соединения, наносившего удары по Индокитаю и Формозе. До июня 1945 он участвовал в рейдах авианосного соединения против Японии и Оки­навы. В июне крейсер отправился в США на ремонт. После оконча­ния военных действий он принял участие в репатриации пленных. В годы войны он получил 6 боевых звезд. Вычеркнутый из списков крейсер 28 октября 1969 был потоплен во время испытания новых ракет.

ПАСАДЕНА Крейсер 25 сентября вошел в состав 17 дивизии на Улити. В составе ОС 38 он участвовал в рейдах против Формозы и Лусона в конце 1944. В 1945 он действовал в Южно-Китайском море и у берегов Индокитая. «Пасадена» принимал участие в пер­вом крупном рейде авианосцев против Токио, а потом прикрывал высадку на Окинаву в составе ОС 58. До конца войны крейсер входил в состав авианосного соединения и участвовал в налетах на японскую метрополию, Окинаву и различные острова. В годы Вто­рой Мировой войны «Пасадена» заслужил 5 боевых звезд.

СПРИНГФИЛД До февраля 1945 крейсер служил в Атлантике. После этого он был переведен на Тихий океан и 6 марта на Улити вошел в состав 17 дивизии крейсеров. Вместе с ОГ 58.3 он уча­ствовал в рейдах против Кюсю, а в апреле был переведен к Окина­ве. После визита на Филиппины «Спрингфилд» вошел в состав авиа­носного соединения, наносившего удары по японской метрополии. За годы войны крейсер заслужил 2 боевые звезды. 31 января 1950 «Спрингфилд» был выведен в резерв, но 2 июля 1960 был снова введен в строй как CLG-7.

ТОПЕКА Прибыл в Пирл-Харбор 2 мая 1945 и стал флагманс­ким кораблем 18 дивизии крейсеров. В составе ОГ 38.1 участво­вал в боях за Окинаву и последних ударах по Японии. 18 июня 1945 вместе с крейсерами «Атланта», «Дулут», «Оклахома Сити» и 62 дивизионом эсминцев участвовал в рейде в залив Сагами. 24 и 28 июня участвовал в двух рейдах во Внутреннее море. Присутствовал на подписании капитуляции в Токийской бухте. После войны выведен в резерв, но 26 марта 1960 снова введен в строй как CLG-8. Участвовал во Вьетнамской войне. Крейсер заслужил 2 боевые звезды в годы Второй1 Мировой войны и 3 звезды - в годы Вьетнамской.

БИЛОКСИ Служил в составе 13 дивизии крейсеров. В начале 1944 он участвовал в десантных операциях на Гилбертовых остро­вах, которые начались в январе на Кваджеллейне. В следующем месяце он входил в состав ОГ 58.1, авианосцы которой нанесли удар по Труку. В том же месяце крейсер участвовал в боях на Марианских островах. После этого он поддерживал высадку де­санта в Холландии, Новая Гвинея, обстреливая японские позиции. В июне «Билокси» снова вернулся на Марианские острова. Он уча­ствовал в бою в Филиппинском море, потом поддерживал высадку на Гуам. До конца лета крейсер действовал на островах Палау, а также островах Бонин и Волкано. В октябре он находился на Фи­липпинах и участвовал в битве за Лейте в составе ОГ 38.2. В конце года крейсер находился в Южно-Китайском море. В феврале 1945 крейсер участвовал в рейдах против Японских островов. В марте он прикрывал высадку на Иводзиму, а позднее участвовал в боях на Окинаве. 27 марта крейсер получил легкие повреждения при попа­дании камикадзэ. В конце апреля «Билокси» ушел на ремонт в США и вернулся только в июле. До конца войны крейсер принял участие в последнем рейде на Уэйк и в оккупации Японии. В годы Второй Мировой войны «Билокси» заслужил 9 боевых звезд.

ХЬЮСТОН Вошел в состав 14 дивизии и в июне 1944 участво­вал в рейдах авианосцев против Марианских островов, группы Бо­нин и в битве в Филиппинском море. В октябре действовал у Оки­навы и Формозы в составе ОГ 38.1. 14 октября получил попадание авиаторпеды в среднюю часть корпуса. Повреждения оказались тяжелыми, были затоплены все 4 машинных отделения. Была ис­коверкана броневая палуба. По оценкам водоизмещение крейсера достигло 20900 тонн. Его начали буксировать к Улити. Однако 16 октября крейсер получает еще одно попадание авиаторпедой в кормовую часть. Начались пожары авиабензина, крейсер едва не пошел на дно, но его удалось спасти. После временного ремонта на Улити «Хьюстон» 27 октября отправляется в Соединенные Шта­ты. Ремонт на верфи ВМФ в Нью-Йорке заканчивается только в октябре 1945. В годы войны «Хьюстон» заслужил 3 боевые звезды.

ПРОВИДЕНС В боях участия не принимал. Выведен в резерв, но 17 сентября 1957 снова вошел в состав флота как CLG-6. Уча­ствовал во Вьетнамской войне, обстреливал вражеские позиции.

МАНЧЕСТЕР Еще один крейсер, не успевший принять участие в боях. Последний из этого типа крейсеров, сохраненный в артилле­рийском варианте. Участвовал в Корейской войне, где заслужил 9 боевых звезд.

ВИКСБУРГ Вошел в состав 14 дивизии крейсеров, но до конца 1944 использовался только как учебный корабль. Он прибыл в Пирл-Харбор только в середине января 1945. В составе ОС 54 обеспечивал высадку на Иводзиме, где обстреливал береговые цели. В марте в составе ОГ 58.1 прикрывал авианосцы во время удара по Кюсю и целям во Внутреннем море. В апреле в составе ОС 58 начал действия в районе Окинавы, но в июле «Виксбург» перево­дится в ОС 95, которое выполняет рейд в Восточно-Китайское море и поддерживает войска на Окинаве. В июле и августе крейсер уча­ствует в ударах по Уэйку, а после капитуляции присоединяется к главным силам флота в японских водах. «Виксбург» заслужил 2 боевые звезды в годы Второй Мировой войны.

ДУЛУТ Крейсер служил в Атлантике и лишь 7 апреля 1945 был отправлен на Тихий океан. Он вошел в состав 18 дивизии и при­крывал авианосцы 5 Флота. Во время знаменитого тайфуна 5 июня «Дулут» получил повреждения носовой части и вернулся для ре­монта на Гуам. Он еще успел принять участие в последних ударах по японской метрополии в августе. 16 сентября «Дулут» вошел в Токийскую бухту, но в начале октября отправился обратно в Соеди­ненные Штаты. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 2 боевых звезды.

МАЙАМИ Вошел в строй в декабре 1943, но до 16 апреля 1944 действовал у Восточного Побережья. После этого крейсер был направлен на Тихий океан и прибыл в Пирл-Харбор 6 мая. Вошел в состав 14 дивизии крейсеров, и в июне 1944 участвовал в рейдах авианосцев против Марианских островов и группы Волкано вместе с ОГ 38.2. Удары были нанесены по Сайпану, Тиниану, Иводзиме, Титидзиме, Хахадзиме и Пагану. В августе и сентябре «Майами» в составе ОГ 38.2 участвует в рейдах против Палау, Минданао и Лусо­на. В октябре проводятся рейды против целей на Формозе, Окинаве и Филиппинах. В декабре крейсер участвует в ударах по Филиппи­нам, базируясь на Улити. Поддерживая высадку на Лейте в составе ОГ 38.3 крейсер участвует в рейдах против аэродромов на Формо­зе и южных Рюкю. В январе вместе с авианосцами участвует в рей­дах против Индокитая и Гонконга. В феврале в составе ОГ 58.1 участвует в большом налете на Токио. 2 марта вместе с группой крейсеров («Виксбург», «Винсёнс» и «Сан-Диего») «Майами» об­стреливает острова Рюкю. В марте он входил в состав прикрытия авианосцев, наносивших удары по целям на Кюсю и во Внутреннем море. В апреле «Майами» участвует в операции против Окинавы. Но в конце апреля «Майами» уходит в США на ремонт, который заканчивается всего за несколько дней до окончания войны. Крей­сер возвращается в Пирл-Харбор в конце августа и принимает уча­стие в оккупации. Японии. В годы Второй Мировой войны «Майами» заслужил 6 боевых звезд.

АСТОРИЯ Крейсер вошел в состав 14 дивизии, но летом 1944 был передан 17 дивизии крейсеров. В декабре в составе ОГ 38.2 он поддерживал высадку на Лусоне и сопровождал авианосцы во время рейдов против Китая и Формозы. В феврале — марте в со­ставе ОГ 58.3 участвовал в атаках Токио и обеспечении высадки на Иводзиму. В следующем месяце он был переброшен к Окинаве и оставался там до июля 1945, когда возобновились атаки японской метрополии. В годы войны крейсер заслужил 5 боевых звезд.

ОКЛАХОМА СИТИ Крейсер прибыл в Пирл-Харбор в начале мая 1945 и действовал в составе 3 Флота у Окинавы. В конце войны прикрывал авианосцы во время рейдов против Японии. Заслужил 2 боевые звезды. Выведен в резерв 30 июня 1947, но 7 сентября 1960 снова введен в строй как CLG-5. Участвовал во Вьетнамской войне.

ЛИТТЛ РОК В боевых действиях участия не принимал. 23 мая 1957 переклассифицирован в CLG-4 и перестроен в ракетный крей­сер. Введен в строй 3 июня 1960. Принимал участие во Вьетнамс­кой войне и в мае — июне 1968 сбил в Тонкинском заливе 2 вьет­намских МИГа. После вывода из состава флота отбуксирован в Буффало и 15 июля 1977 стал кораблем-музеем.

ГАЛВЕСТОН Достройка крейсера была остановлена 24.4.46 почти в полной готовности. Он был сразу зачислен в резерв. 4.2.56 «Галвестон» был переклассифицирован в CLG-93, но вошел в строй 28.5.58 как CLG-3.

АМСТЕРДАМ Вошел в состав 18 дивизии крейсеров в июне 1945. Он успел принять участие в нескольких операциях против японской метрополии. При этом «Амстердам» заслужил 1 боевую звезду.

ПОРТСМУТ Был введен в строй до окончания войны, но в воен­ных действиях участия не принимал.

УИЛКС-БАРРИ Прибыл на Тихий океан в октябре 1944. После тренировок в декабре вошел в состав 17 дивизии крейсеров на Улити. 30 декабря вместе с ОС 38 вышел в море для операций против Формозы и Филиппин. Крейсер участвовал в высадке десан­та в заливе Лингаен. В конце января 1945 вместе с авианосцами участвовал в новом рейде против Формозы. После возвращения на Улити ОС 38 стало ОС 58. В феврале «Уилкс-Барри» в составе ОГ 58.3 участвовал в ударе по Токио и поддерживал операции против Иводзимы, Титидзимы, Хахадзимы. В марте участвовал в ударах авиа­носцев по целям на юге Кюсю. В апреле ОГ 58.3 была переброше­на к Окинаве. 10 мая крейсер оказывал помощь авианосцу «Банкер Хилл», получившему тяжелейшие повреждения при атаке камикад­зэ. Командир авианосца писал: «Уилкс-Барри»... проделал велико­лепную работу. Он подошел к моему борту, не зная, взорвемся ли мы». Летом крейсер участвовал в новых рейдах авианосцев против Японии. 3 сентября 1945 он вошел в Токийскую бухту. 9 ноября «Уилкс-Барри» ушел в Корею, а потом в Китай. До конца года он базировался на Циндао. В Соединенные Штаты крейсер вернулся 31 января 1946. В годы Второй Мировой войны крейсер заслужил 4 боевые звезды.

АТЛАНТА Крейсер вошел в состав 18 дивизии крейсеров и ус­пел к последним атакам против Окинавы, островов Рюкю и японс­кой метрополии. До конца сентября 1945 он обеспечивал оккупа­цию Японии. В годы войны заслужил 2 боевые звезды. 1.10.62 вы­веден из резерва для использования в испытаниях нового оружия в качестве мишени под названием IX-304. Потоплен в районе Бал­тимора 1.10.70.

ДЕЙТОН Еще один крейсер этого типа, который вошел в строй слишком поздно для серьезного участия в военных действиях. Он успел только к последним рейдам авианосцев против японской мет­рополии в июне 1945. Крейсер вернулся в США в ноябре 1945 и далее служил на Средиземном море. Крейсер заслужил в годы Вто­рой Мировой войны 1 боевую звезду.