Подводные лодки типов «U» и «V»

 

В 1944 году взамен причитающейся доли итальянских трофейных кораблей ВМС Великобри­тании передали ВМФ СССР четыре средние под­водные лодки: S81 "Sunfish" типа "S", P42 "Unbroken", Р43 "Unison" и Р59 "Ursula" типа "U". На пе­реходе из Скапа-Флоу в Полярный 27 июля 1944 года первая из этих лодок (командир — И.И.Фисанович) погибла — её по ошибке потопил самолёт английской базовой противолодочной авиации. Три другие подводные лодки, получившие литерно-цифровые наименования "В-2" ("Unbroken"), "B-3" ("Unison") и "В-4" ("Ursula"), 3 - 6 августа 1944 г. благополучно прибыли из Лервика в Полярный и на протяжении пяти лет (до мая 1949 г.) входили в состав Северного флота. В период 1944-45 гг. они принимали участие в боевых действиях. Каждая из этих лодок совершила по одному боевому походу, причём "В-2" удалось потопить два сторожевых корабля, а "В-4" — 3 судна противника. Таким обра­зом, этим кораблям в составе советского Северного флота не удалось прославиться громкими боевыми успехами, однако и сами они не имели каких-либо повреждений и потерь.

Проектирование и постройка подводных ло­док типа "U" с 1935 по 1938 год осуществлялись конструкторским коллективом под руководством Л.К.Вильямсона, а с 1938 по 1940 год — Г.В.Памплина. Затем, совершенствование лодок проекта "U", разработку улучшенного проекта "V" и серийное строительство подводных лодок по нему возглавлял А.Дж. Симе.

Своеобразие подводных лодок типа "U" за­ключалось в том, что изначально в 1935 г. они проектировались как учебные корабли для подго­товки экипажей подводных лодок и корабельных боевых расчётов противолодочных кораблей. Ис­пользовать подводные лодки типа "U" предполага­лось в водах Метрополии и на Средиземном море. Прототипом при их проектировании избрали сред­нюю подводную лодку типа "Н" периода первой мировой войны — адаптированный британским Адмиралтейством для постройки на британских верфях экспортный проект известного американ­ского конструктора Дж. Голланда, по которому в различных модификациях строились подводные лодки для многих флотов мира (в том числе и для русского флота — типа "АГ"). Этот довольно удачный корабль собственно и предполагалось заменить на флоте новой лодкой типа "U". Отвле­каясь немного в сторону, отметим, что 9 старым английским подводным лодкам типа "Н" всё-таки успешно удалось повоевать и в годы второй миро­вой войны, а последние из них были списаны на слом только в 1948 г.

Специфика "учебно-обеспечивающего" пред­назначения подводных лодок типа "U" повлекла за собой в частности такую особенность, что первона­чально на них не предусматривалось размещение какого-либо вооружения. И лишь впоследствии, в процессе проектирования последовало решение об установке шести носовых 533-мм торпедных аппа­ратов: четырёх в прочном корпусе (с двумя запас­ными торпедами) и двух в надстройке в лёгком кор­пусе (без запасных торпед). Однако, в итоге только семь подводных лодок этого типа вооружались ше­стью торпедными аппаратами ("Undine", "Unity", "Ursula", "Unique", "Upholder", "Upright" и "Utmost"). Остальные корабли серии не имели торпедных аппаратов установленных вне прочного корпуса. Причиной отказа от надстроечных торпед­ных аппаратов послужило стремление придать носо­вой оконечности лодки гидродинамически более совершенную носовую оконечность с целью умень­шить брызгообразование на ходу корабля в надвод­ном положении и облегчить управление им при движении на перископной глубине в подводном положении.

Уже после закладки трёх первых кораблей выполнили мероприятия по обеспечению размеще­ния на специальной площадке перед рубкой 76-мм палубной артиллерийской установки и оборудова­нию в прочном корпусе артиллерийского погреба для хранения соответствующего боекомплекта. Ин­тересно, что подача 76-мм патронов из арт. погреба к орудию осуществлялась прямо через рубочный люк, то есть каких-либо специальных устройств подачи не предусматривалось и лодка могла ока­заться в очень опасном положении когда в процессе артиллерийской стрельбы оказалась бы вынужден­ной боевой обстановкою к срочному погружению. Впрочем, две подводные лодки — "Undine" и "Unity", артиллерийского орудия на вооружение так и не получили.

До начала войны по кораблестроительной программам 1936 и 1937 года предусматривалась постройка лишь 3 подводных лодок типа "U". Они находились в постройке в период с октября 1937 г. по февраль 1938 г. и в течение 1938 года вступили в строй. Сразу же в процессе ходовых и мореходных испытаний определились хорошая управляемость и маневренность новых подводных лодок. Этот проект оказался довольно удачным, технологичным в по­стройке и надёжным в эксплуатации.

Уже после начала боевых действий выясни­лось, что при своих боевых возможностях и до­вольно несложной конструкции, невысокой стои­мости (Подводная лодка типа "U" стоила 202 000 фунтов стер­лингов, близкая по водоизмещению типа "S" — 245 000, а большая типа "Т" — 407 500) и быстроты постройки подводная лодка типа "U" очень хорошо подходила для крупносе­рийного строительства в условиях военного време­ни. И вот по чрезвычайным кораблестроительным программам 1939, 1940, 1941, 1942 и 1943 годов Адмиралтейство заказало промышленности страны в общей сложности 68 подводных лодок типа "U" и 42 лодки по незначительно усовершенствованному проекту — типа "V". Таким образом, корабли ти­пов "U" и "V" составили 47,6% от общего числа всех подводных лодок (231 ед.), подлежавших постройке для английского флота по вышеупомя­нутым программам. В действительности же от промышленности в период с 1939 по 1943 г. было принято 46 подводных лодки типа "U" и с 1943 по 1944 г. — 22 единиц типа "V" (т. е. 38% от общего числа английских подводных лодок, вступивших в строй за годы войны). В то же время, из 234 анг­лийских подводных лодок, участвовавших во вто­рой мировой войне корабли типов "U" и "V" (71 единица) составили, таким образом, 30,3%.

Подводные лодки типа "U" с 16 единицы се­рии принадлежали уже к так называемой "второй группе". Вторая группа лодок типа "U" несущест­венно отличалась от первой. Они имели удлиненную на 1,78 м кормовую секцию корпуса, чем достига­лось улучшение гидродинамических качеств лодки и повышалась эффективность движителей. То есть, таким образом, удалось увеличить упор гребных винтов. Использование части цистерн главного бал­ласта в качестве топливобалластных позволили увеличить запас топлива с 38 до 59, что вело к зна­чительному увеличению дальности плавания. Помимо этого, для дальнейшего улучшения маневренно­сти в подводном положении оборудовалась специ­альная цистерна быстрого погружения, что было особенно ценным для удержания лодки при стрельбе торпедами из перископного положения, учитывая применявшиеся на кораблях этого проекта сравни­тельно короткие перископы.

В 1942 г. заказы на постройку семи (с 50 по 56 единицу серии) подводных лодок типа "U" ("Р-81"—"Р-87") были аннулированы и заменены заказами на семь лодок усовершенствованного типа "V" разработанного на основе проекта "U". Заказы же на 12 последних лодок типа "U" (с 57 по 68 корабль серии) отменили вообще.

В начале 1941 г., когда программа постройки серии подводных лодок типа "U" шла полным хо­дом, руководство ВМС Великобритании приняло решение о том, чтобы по максимально улучшить этот проект с учётом полученного опыта боевых действий на море при сохранении всех его положи­тельных качеств, возможном устранении выявлен­ных недостатков и совершенствовании технологии постройки.

Разработанный в результате проект подвод­ной лодки типа "V" по сути своей принципиально не отличался от предшествовавшего типа "U". Од­нако новые лодки имели более прочные корпуса несколько большей длины при той же ширине что и у корабля типа "U". В связи с этим их глубины погружения возросли на одну треть, а их скорост­ные качества несколько повысились. При построй­ке новых лодок уже широко применялась электро­сварка (сварной набор и стыки обшивки прочного корпуса), хотя их конструкция и не являлась пол­ностью сварной.

Постройка первых восьми единиц предусмат­ривалась уже кораблестроительной программой 1941 г., затем последовал заказ последующих 19 лодок по программе 1942 и еще 15 по программе 1943 . После капитуляции Италии в сентябре 1943 г. сокращение потребности английского флота в средних подводных лодках повлекло за собою задержку строительства последних 20 из заказанных лодок типа "V". Заказы на постройку этих кораблей были окончательно аннулированы после окончания боевых действий в европейских водах в мае 1945 г. Таким образом, в период 1944 — 1945 гг. в строй вступило лишь 22 подводные лодки типа "V".

Хотя ограниченный боевой потенциал от­дельной лодки компенсировался значительным ко­личеством серийных кораблей, которые можно было построить и ввести в строй в короткое время, невы­сокая автономность ограничивала район их боевых действий исключительно Северным и Средиземным морями. После 1944 г. они всё реже и реже исполь­зовались в боевых действиях, а многие лодки этих типов возвращались к решению своих изначальных учебных задач.

В ходе боевых действий было потеряно 19 подводных лодок типа "U": шесть в Атлантике и на Северном море, а также 13 в Средиземном. Подводная лодка, "Untamed", в мае 1943 г. из-за навигацион­ной аварии затонула в Ирландском море, однако была поднята двумя месяцами позже и под новым наиме­нованием "Vitality" вновь введена в строй. Таким образом потери кораблей типа "U" составили 25% от общего числа английских подводных лодок, погиб­ших в ходе войны. Из них четыре погибли подорвавшись на минах, восемь — от глубинных бомб надвод­ных кораблей противника, две — от авиабомб на Мальте и одна — погибла по невыясненной причине. Печально то, что четыре подводные лодки типов "U" затонули от навигационных аварий и в результате ошибочных атак своих сил. За период войны, однако, не погибла ни одна подводная лодка типа "V".

В сентябре 1939 г. три находящихся в строю подводные лодки типа "U" находились в составе флота Метрополии и начали свою бое­вую деятельность в Северном море. Когда в 1941 г. первые лодки этого типа, построенные по первой чрезвычайной военной кораблестрои­тельной программе, начали вступать в строй, то

их направляли в Средиземное море, где они дей­ствовали в составе 2-й флотилии, преимущест­венно базировавшейся на Мальту. В Северной Африке англичане вели отчаянную борьбу с Африканским корпусом Роммеля, который все­цело зависел от функционирования морских коммуникаций с Италией...

Подводные лодки типов "U" и "V" имели за­метные боевые успехи, особенно на Средиземно­морском театре военных действий: в Тунисском и Мессинском проливах, а также водах, омывающих североафриканские и итальянские побережья. Так, например:

- подводная лодка "Ursula" (впоследствии — советская "В-4") в ходе боевых действий потопила четыре транспорта и три боевых корабля противника;

- "Upright" (командир — Норман) — два транспорта, итальянский лёгкий крейсер "Armando Dias" и миноносец "Albatros";

- "Umbra" (Майдон) — восемь транспортов и итальянский тяжёлый крейсер "Trento";

- "Upholder" (Ванклин) — 12 транспортов общим тоннажем 98 947 BRT, эсминец и две италь­янские подводные лодки;

- "Urge" (Томпкинсон) — итальянский лёгкий крейсер "Giovani Delle Bande Nere", а кроме того торпедировала и повредила итальянский линкор "Vittorio Veneto".

Всего лодки типов "U" и "V" за время войны потопили 12 вражеских подводных лодок: пять не­мецких и семь итальянских. При этом на протяжении всей войны ни одна из подводных лодок типов "U" и "V" не погибла в результате атаки вражеской подводной лодки.

В общей сложности 24 подводные лодки ти­пов "U" и "V" англичане передали в период с 1941 по 1949 г. военно-морским флотам своих союзни­ков: Польши — две, Нидерландов — одну, Норве­гии — шесть, Греции — восемь, Франции — три, Дании — одну (ВМС Дании в 1948-49 г. англичане переда­ли по одной лодке типа "U", ранее входивших в состав флотов Франции и Польши) и СССР — три).

Учитывая не очень высокие тактико-техниче­ские элементы подводных лодок типов "U" и "V" и реалии научно-технической революции разворачи­вавшейся в военном деле в послевоенные годы, ВМС Великобритании постарались достаточно

быстро избавиться от этих кораблей — к 1950 г. они все были либо списаны, либо переданы другим странам. Однако и там они эксплуатировались в основном до 1959 г. Лишь в составе ВМС Норве­гии после модернизации эти корабли прослужили вплоть до 1964 г.

Изучение подводных лодок "В-2", "В-3" и "В-4", а также переданных вместе с ними материалов, отече­ственными специалистами позволило оценить в основ­ных чертах технический облик и конструктивно-технологические особенности английских средних подводных лодок типа "U" в сопоставлении с сущест­вовавшей в 30-40-х годах прошлого столетия отечест­венной практикой подводного кораблестроения.