Тактико-технические элементы и общее расположение

 

Таблица I. Водоизмещение и главные размерения

Наименование элементов

единица

"В-2" и "В-3"

"В-4"

Водоизмещение

стандартное

т*

540

540

полное надводное

т*

632

636

полное подводное

т*

735

729

Длина (максимальная)

м

60,35

Длина по грузовой ватерлинии

м

59,60

Ширина (максимальная)

м

4,90

Осадка с килем

м

4,35

Наибольший диаметр прочного корпуса

м

4,90

Длина прочного корпуса

м

44,25

*английские тонны, 1 т = 1016 кг.

 

В состав средств наблюдения и связи входили:

1)2 перископа: 1 командирский 9,15-метро­вый диаметром 152 мм и 1 зенитный, то же 9,15-метровый, диаметром 203 мм;

2) радиопередатчик модели "Т-55";

3) 2 радиоприемника модели "ТВ-28";

4) РЛС модели "Т-291" и "Т-253";

5) радиопеленгатор;

6) ГАС модели "Т-129".

В состав штурманского вооружения входили:

1) гирокомпас модели "Mk-5",

2) лаг Черникеева,

3) эхолот,

4) магнитный компас,

5) герметический оптический нактоуз (ГОН).

Мореходность. Подводные лодки легко всходили на волну. При ходе лагом к волне они оказались "валкими". Крен по опыту перехода из Англии достигал 45—50°. Ходовой мостик силь­но заливался волнами. Так как документальных данных по остойчивости не имелось, то в губе Оленья было произведено опытное определение остойчивости на лодке "В-4". В надводном по­ложении начальная поперечная метацентрическая высота оказалась равной 18,5 см, а в под­водном — 33 см, без учета поправок на перели­вающиеся грузы и пересчета на нормальное во­доизмещение.

Непотопляемость. По ориентировочным под­счетам непотопляемость подводных лодок при зато­плении любого отсека, кроме I и VI (сравнительно малых по объему), в надводном положении не обес­печивалась.

Расчет непотопляемости и таблицы непотоп­ляемости отсутствовали. Вместо них на подводных лодках имелась таблица "Методов заполнения отсе­ков для спасательных целей".

Аварийно-спасательное имущество (АСИ) на подводных лодках отсутствовало, и по английским нормам не предусматривалось.

Запасы. На подводную лодку типа "U" при­нимались следующие запасы:

1) топлива — 57,8 т (на "В-4" — 58,4 т), из них 16,5 т — в балластную цистерну № 5;

2) смазочного масла — 4,75 т;

3) пресной воды — 7,40 т;

4) дистиллированной воды — 1,09 г;

5) воздуха высокого давления — 2,7 м"'.

Общее расположение. По своей архитектуре подводные лодки типа "U" являлись однокорпусными. Прочный корпус разделялся на 6 отсеков водо­непроницаемыми переборками, рассчитанными на давление, меньшее чем то, на которое рассчитывал­ся прочный корпус.

Расположение по отсекам на подводных лод­ках "В-2" и "В-3" было идентичным. Лодка "В-4" лишь несколько отличалась по размещению некото­рых приборов и аппаратуры I и III отсеков.

I отсек — торпедных аппаратов. В этом отсе­ке размещались четыре 533-мм торпедных аппарата, четыре баллона воздуха высокого давления (ВВД) для торпедной стрельбы, антенное устройство ГАС и гид­равлический привод носовых горизонтальных рулей.

II отсек — запасных торпед и помещение ко­манды. В отсеке находились четыре запасные 533-мм торпеды (на "В-4" при наличии торпед в надводных аппаратах во II отсеке хранятся две запасные торпеды), привод шпиля, два общесудовых вентилятора для цир­куляции воздуха между I и II отсеками, установка воз­духоохладителя и спасательный люк.

Под настилом размещались: артиллерийский погреб, носовая уравнительная цистерна, цистерна замещения торпед, баллоны ВВД и помещение вспо­могательных механизмов (ПВМ). В ПВМ находились: телепомпы "Imo", "Vickers", носовая трюмная помпа и компрессор ВВД, воздуходувка для продувания балластных цистерн № 2, № 3, № 4 и № 5, вентилятор судовой вентиляции, шахта лага, а кроме того там же помещались по два воздушных баллона на каждую телепомпу и по одному аккумуляторному баку.

III отсек—аккумуляторный. В этом отсеке находились: 1-я группа аккумуляторной батареи, над настилом — каюта офицеров на четыре человека, каюта старшин групп на пять человек, подводный гальюн, электрический камбуз, шкаф для скоропор­тящихся продуктов и рефрижератор.

Около камбуза размещались электрический кипятильник, кухонный стол и шкафчик. В отсеке имелись два батарейных вентилятора, кингстон и машинка вентиляции балластных цистерн № 2 и № 3 и огнетушитель со шлангом.

IV отсек—центральный пост. В отсеке было сосредоточено: гидравлическое управление верти­кальным и горизонтальным рулями, пост управления дифферентовкой, пост управления торпедной стрельбой, торпедный автомат стрельбы (ТАС), две колонки гидравлического открывания клапанов вентиляции и кингстона цистерны быстрого погружения (прочие кингстоны открывались только вручную), 3-клапанная коробка продувания цистерн быстрого погруже­ния и балластных цистерн № 1 и № 6, гидравлические подъемники перископов и мачты антенн РЛС.

В IV отсеке также находились: гирокомпас, штурманский стол, станция гирокомпаса, два бата­рейных вентилятора, два общесудовых вентилятора, агрегаты радиоаппаратуры и гидроакустики, машинки и клапаны вентиляции балластных цистерн № 4 и № 5 (на трубах вентиляции балластной цистерны № 5 устанавливались клинкеты), вольтопонижающий агрегат.

Под настилом отсека помещалась 2-я группа аккумуляторной батареи, а над настилом: каюты командира корабля и его помощника, гальюн, ра­диорубка, рубка акустики и радиолокации.

V отсек-—отсек главных машин. В нём уста­навливались: два главных двигателя — дизели с элек­трогенераторами, два главных электромотора с элек­тростанциями, циркуляционные помпы охлаждения дизелей, сепараторы топлива и масла и упорные подшипники гребных валов. Кроме того, в отсеке нахо­дились кормовая трюмная помпа и пост управления дифферентовкой, группы баллонов ВВД № 3 и № 4, три общесудовых вентилятора и спасательный люк.

VI отсек — кормовой отсек. В отсеке устанавливались: компрессор воздуха ВВД № 2, гидрав­лический и ручной приводы вертикального и кормо­вых горизонтальных рулей и две подводные сиг­нальные пушки.

 

Таблица 2. Вооружение

 

"В-2" и "В-3"

"В-4"

Носовые торпедные аппараты

внутри прочного корпуса

4 — 533-мм

надстроечные

2— 533-мм

Полный запас торпед

8

Артиллерийское вооружение

76-мм/45 клб. орудие Mk.I на установке CPV

1

 

пулеметы

3 — 7,62-мм

Боезапас

к 76-мм орудию

102 выстрела

 

Таблица 3. Маневренные элементы

Наименование элементов

"В-2" и "В-3"

"В-4"

Примечание

Максимальная скорость надводного хода (допус­каемая в течение 0,5 часа), узлов

12,5

12,6

 

Наибольшая скорость надводного хода — длительная, узлов

 

10,5

 

Дальность плавания ею, миль

6000

5500

Дальность плавания указана для скорости 10 узлов ("В-2") и 9 узлов ("В-4")

Экономическая скорость надводного хода, узлов

4

 

Максимальная скорость подводного хода, узлов

9

8

 

Дальность плавания ею, миль

9

8

 

Экономическая скорость подводного хода, узлов

2

 

Дальность плавания ею, миль

75

58

 

Глубина погружения рабочая, м

61,0

200 футов

Глубина погружения предельная, м

91,4

300 футов

Глубина погружения расчётная, м

122,0

400 футов

Время срочного погружения лодки:

из крейсерского положе­ния, секунд

40

Позиционное положение с незаполненными цистернами № 1 и 6

 

 

из позиционного положе­ния, секунд

20

Время всплытия

в крейсерское положение, минут

12

в позиционное положение, секунд

15

Максимальное время пребывания под водой, ча­сов

35

 

Время автономного пребывания в море, суток

36

 

Экипаж (по английским штатам), человек

39

 

 

Таблица 4. Ведомость отсеков и цистерн

№ п\п

Наименование отсеков и цистерн

Район расположения, шпангоуты

Испытательное давление, атмосфер

Емкость,

м3

Плечо от верхней кромки прочного корпуса, м

Плечо от миделя, м

1.

Носовая проницаемая оконечность

0—6

2.

Балластная цистерна № 1

6—13

1,02

15,90

— 1,85

22,45

3.

Носовая дифферентная цистерна

13—15

6,71

6,46

—1,81

20,60

4.

I отсек (торпедных аппаратов)

15—24

4,76

31,20

— 1,24

17,90

5.

Цистерна кольцевого зазора

15—18

5,10

3,23

—2,92

19,40

6.

Цистерна замещения торпед

18—21

3,40

4,85

—2,99

17,95

7.

Шахта антенны ГАС

22—23

10,20

0,27

—3,51

16,40

8.

Трюм I отсека (цистерны БТС)

21—24

 

4,86

—3,04

16,40

9.

Носовая цистерна плавучести

0—8

0,671

7,50

+0,23

25,40

10.

Шахта якорь-цепи

23—25

10,20

0,68

—2,54

15,70

11.

 

23—25

10,20

0,68

—2,54

15,70

12.

II отсек

24—40

4,76

65,0

— 1,34

11,55

13.

Торпедозаместительная цистерна

24—28

3,40

4,60

—3,05

14,70

14.

 

24—28

3,40

4,60

—3,05

14,70

15.

Провизионная цистерна № 1

28—30

0,671

3,40

—3,28

13,30

16.

Цистерна пресной воды.

30—34

1,36

3,78

—3,50

11,70

17.

 

30—34

1,36

3,78

—3,50

11 ,70

18.

Помещение баллонов

30—34

3,66

—2,85

11,75

19.

 

30—34

3,66

—2,85

11,75

20.

Помещение вспомогательных механизмов

34—40

0,671

21,0

—3,05

9,i5

21.

Уравнительная цистерна (носовая)

34—40

3,40

3,43

—4,18

9,26

22.

Шахта лага

39—40

6,71

0,31

—4,04

7,90

23.

III отсек

40—54

4,67

54,30

— 1,30

4,23

24.

1-я аккумуляторная яма

40—54

0,02

28,50

—3,11

4,24

25. 26. 27. 28. 29.

Балластная цистерна № 2

№3

№4

№5 л.б.

№5 пр. б

40—47

47—54

56—62

62—69

62—69

6,71

6,71

6,71

6,71

6,71

15,20

19,40

17,30

9,71

9,71

—3,32

—3,42

—3,42

—3,52

—3,53

5,74

2,64

1,58

4,80

4,80

30.

IV отсек (центральный пост)

54—76

4,76

85,40

—1,29

4,40

31. 32.

Цистерна дистиллированной воды

54—56

54—56

1,36

1,36

0,54

0,54

—2,72

—2,72

0,38

0,38

33.

Уравнительная цистерна (средняя)

54—56

3,40

3,52

— 11,03

0,35

34.

2-я аккумуляторная яма

54—69

0,02

30,50

—3,11

—2,78

35. 36.

Шахта перископа

ок.62

ок. 62

0,67

0,67

0,68

0,68

—3,25

—3,25

—3,17

—5,00

37. 38. 39. 40.

Топливная цистерна № 1 пр. б.

№2 л. б.

№ 1 л. б.

№ 2 пр. б.

69—76

69—76

76—83

76—83

3,40

3,40

3,40

3,40

14,75

14,85

8,55

8,55

—3,25

—3,37

—3,65

—3,65

—8,00

—8,00

—11,2

— 11,2

41.

Цистерна циркуляционной воды

76—77

1,36

0,35

— 2,60

— 10,0

42.

Уравнительная цистерна (кормовая)

83—87

3,40

7,00

— 3,59

— 13,75

43.

Цистерна смазочного масла.

87—94

1,36

5,32

—3,53

— 15,9

44.

V отсек (главных машин)

76—98

4,76

103,4

—1,70

— 14,7

45.

VI отсек (румпельный)

99—107

4,76

15,0

—0,97

—21,9

46.

Провизионная цистерна № 2

98—100

0,67

2,95

—2,25

— 20,4

47.

Дейдвудная труба 1 л.б.

98—100

10,20

0,04

—2,43

—20,45

48.

пр.б.

98—100

10.20

0,04

—2,48

—20,45

49.

Кормовая дифферентная цистерна

100—107

3.40

5,10

—2,09

—22,20

50.

Балластная цистерна № 6

107—115

1,02

9,54

—0,92

—25, 70

51.

Кормовая оконечность (проницаемая)

115— ахтерштевень

52.

Прочная рубка

63—65

4,76

3,06 J

+ 1,37

—4,07

53.

Радиовводы

ок. 69

10,20

+0,915

6,49

54.

Цистерна быстрого погружения

40—42

6,71

1,90

+ 1,24

7,12

1. Каждое помещение под соответствующим порядковым номером указано на схеме.

 

Таблица 5. Объём отсеков внутри прочного корпуса

№ отсека

Шпангоуты

Объём, м3

I

15—24

31,2

II

24—40

65

III

40—54

54,3

IV

54—76

86,4

V

76-98

103,4

VI

98—107

15,0