Сравнительная оценка тактико-технических элементов британских подводных лодок типа "U" с отечественными аналогами

 

Сравнение подводных лодок близких подкласса и назначения: английских типа "U" и отечественных типа "Щ" последних и наиболее совершенных серий X и Х-бис, позволяет утверждать, что по своим тактико-техническим элементам эти корабли были примерно сопоставимы. Английская лодка несколько проигры­вала отечественным в скорости надводного хода, над­водной непотопляемости, времени непрерывного пре­бывания под водой, в количестве запасных торпед и несколько превосходила их по водоизмещению. При этом она имела гидродинамически более совершенную форму корпуса, меньшее время погружения, сущест­венно большие автономность и дальность плавания, более совершенное вооружение (ТАС, ГАС, РЛС), ги­дравлику, систему кондиционирования воздуха, мень­шую шумность и хорошее качество постройки. Обра­щает на себя внимание отсутствие в 1944 году и на ан­глийских и на отечественных подводных лодках уст­ройств для работы дизелей под водой (РДП).

Отдельный интерес имеет вопрос о глубинах погружения английских подводных лодок. Так рабочая глубина погружения лодок типов "U" и "V" англичанами устанавливалась в 61 и 91,5 м (200 и 300 футов) соответственно. Расчётная разрушающая глубина погружения для них соответственно определялась в 122 и 183 м (400 и 600 футов). В то же время зарегистрированные глубины на которые во время войны погружались без остаточных деформаций прочных корпусов лодки этих типов составила соответственно 122 и 115,8 м (400 и 380 футов). Послевоенные испытания на погружение до разрушающей глубины подводной лодки "Varne" типа "V" позволили определить, что разрушение прочного корпуса этой лодки произошло на глубине 175,6 м (576 футов). Расчётная разрушающая глубина погружения такой лодки — 183 м (600 футов). Таким образом, при назначении рабочей глубины погружения подводных лодок типа "V" принимался лишь двухкратный запас прочности, что несколько отличалось от существовавшей отечественной практики.

Основные элементы средних подводных лодок: английских типа "U" и отечественных типов "Щ" X и Х-бис серий приведены в табл. 23.

Таким образом, тактико-технические элемен­ты подводных лодок типа "U" представлялись невы­сокими. Особенно это заключение относится к со­ставу вооружения, наибольшей скорости надводного хода и автономности.

Тем не менее, совершенное вооружение (ТАС, система беспузырной торпедной стрельбы, РЛС, ГАС), низкий уровень шумности, малые вре­мена погружения и всплытия, высокая техническая надёжность и живучесть оружия и технических средств обеспечивали английским подводным лод­кам достаточно высокую боеспособность.

В итоге, по своей конструкции, вооруже­нию и техническим средствам английские под­водные лодки типа "U" заметно отличались от советских кораблей своего подкласса. В связи с этим неудивительно то, что они стали объектом подробного изучения отечественными специали­стами. Это дало возможность в некоторой степе­ни пополнить отечественный опыт подводного кораблестроения.

 

Таблица 23. Основные элементы средних подводных лодок: английских типа "U" и отечественных типов "Щ" Х и Х-бис серий

Типы подводных лодок

"U"

"Щ" - X

"Щ"-Х-бис

1. Водоизмещение, т :

 

- надводное нормальное

632

584

590

- подводное

735

707,8

705

2. Запас плавучести, %

15

19

19

3. Размеры, м:

 

- длина наибольшая

60,35

58,7

58,7

- ширина наибольшая

4,9

6,2

6,4

- осадка средняя

4,35

3,96

4

4. Главные механизмы:

 

- тип установки

дизель-электрическая

- число дизелей

2

2

2

- суммарная мощность, л. с.

800

1600

1600

- число электродвигателей

2

2

2

- суммарная мощность, л.с.

900

800

800

- число групп аккумуляторных батарей

2

2

2

- число элементов в группе аккумуляторных батарей

112 типа Е1.4410.1 или H.S.I.4750

112 типа КСМ-2

112 типа КСМ-2

- число валов

2

2

2

- запас топлива (полный), т

41,3 (57,8)

26 (63)

26 (63)

5. Скорость хода максимальная, узлы:

 

- надводная

12,5

14,1

14,4

- подводная

9

8,5

8,5

6 Дальность плавания, миль:

 

- надвод. скоростью хода 8,5 уз.

6000

4500

4500

- подвод, скоростью максим, хода

9

8,5

8,5

- подвод, скоростью хода 2,0 узла

75

- подвод, скоростью хода 2,5 узла

100

100

7. Глубина погружения, м :

 

- рабочая

61,0

75

75

- предельная

91,4

90

90

8. Время погружения, с :

40

45

45

9. Вооружение, число:

 

- 533-мм носовых ТТ

4

4

4

- 533-мм кормовых ТТ

2

2

- 533-мм торпед

8

10

10

- 76/50 АУ

1

- 76-мм выстрелов

102

- 45/46 АУ 21-К

2

2

- 45-мм выстрелов

1000

1000

10. Время непрерывного пребывания под водой при использовании всех средств регенерации,

35

72

72

11 . Автономность (максимальная), суток

36

20

20

12. Экипаж, чел.:

39

40

40

13. Год вступления в строй

1937-43

1936-39

1941-46

14. Всего было в строю, ед

51

32

11