Поисковые исследования и разработка проекта
Линейные корабли типа "Витторио Венето" являлись крупнейшими и наиболее мощными боевыми кораблями когда-либо, построенными для итальянского флота, и справедливо считались наибольшим достижением итальянской науки и техники, бесспорной гордостью нации. Первые линкоры в мире, построенные с максимальным использованием предельного стандартного водоизмещения, установленного Вашингтонским договором 1922 г. (35000 английских тонн), они отличались весьма высокими для кораблей своего класса тактико-техническими элементами, будучи первыми и последними итальянскими дредноутами, созданными без иностранной технической помощи.
Несмотря на то, что по условиям вышеупомянутого договора Италия имела право еще в период до 1932 г. заложить новые линейные корабли суммарным стандартным водоизмещением до 70 000 т., она не делала этого, выжидая более десятилетия.
В ходе первой мировой войны итальянцы не вели постройки новых линкоров за исключением "Франческо Карачиоло", заложенного 16 октября 1914 г. Вместо этого усилия промышленности были сосредоточены на строительстве малых надводных боевых кораблей и катеров, а также подводных лодок, требовавшихся для ведения боевых действий на Адриатике. Вступив в войну на стороне Антанты, Италия оказалась в ситуации, когда в силу подавляющего превосходства линейных флотов ее союзниц Англии и Франции над линейным флотом противостоящей ей Австро-Венгрии итальянский линейный флот оказался по существу не востребованным, практически никак не проявив себя в ходе боевых действий.
Четыре быстроходных супердредноута типа "Карачиоло", заложенных в 1914—1915 гг., рассматривались итальянским морским командованием в качестве основы итальянского флота в ближайшем десятилетии. Эти линкоры создавались при участии английских фирм и соответствовали довольно высоким для своего времени стандартам: нормальное водоизмещение — до 34 000 тонн, главное оружие — четыре двухорудийные башни с 381-мм орудиями, наибольшая скорость хода — 28 узлов. Лишь корпус головного корабля, сошедший на воду 12 мая 1920 г., оставался на протяжении трех лет своеобразным памятником этой амбициозной программе пока не пошел на слом. Из шести итальянских линкоров-дредноутов, вступивших в строй в 1913—1916 гг., один ("Леонардо да Винчи") погиб 2 августа 1916 г. в Таранто от пожара и последовавшего взрыва боезапаса. Затонувший корабль подняли и в сентябре 1923 г. сдали на слом.
К началу Вашингтонской конференции Италия переживала серьезнейший экономический и общественно-политический кризис. Единственной целью итальянской дипломатии на конференции служило достижение паритета с Францией, что в принципе и было достигнуто, причем обе страны, обладавшие наименее боеспособными линейными флотами среди стран-участниц конференции, получили право построить в период до 1932 г. новых линейных кораблей на 70 000 тонн. Однако экономические и военно-технические проблемы длительное время удерживали их от этого.
К 1928 г. итальянский линейный флот полностью устарел и становился совершенно бесполезным с военной точки зрения. В связи с этим правительство страны приняло решение о его значительном сокращении: в строго оставались два последних по срокам вступления в строй линкора — "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио", а три остальных дредноута — "Данте Алигьери" (первый линкор в мире с трехорудийными башнями главного калибра, в 1930 г. сдан на слом), "Джулио Чезаре" (будущий "Новороссийск") и "Конте ди Кавур" выводились в резерв.
Начиная с 1928 г. конструкторский коллектив "Комитета по проектированию военных кораблей" итальянского флота под руководством талантливого инженера-кораблестроителя генерала-лейтенанта Умберто Пульезе, занимавшего в то время пост председателя вышеупомянутого комитета и генерала-инспектора военного кораблестроения, приступил к предэскизным проработкам различных проектов линкоров для наиболее рационального использования 70 000-тонной квоты водоизмещения. Необходимо отметить, что в это время Англия оказывала серьезное давление на правительства Франции и Италии с целью ограничить водоизмещение вновь закладываемых линкоров 25 000 тонн, а калибр их главных орудий — 305 мм. Цель такого ограничения очевидна — на максимально продолжительный период обеспечить превосходство английскому линейному флоту без дорогостоящей замены его корабельного состава. Итальянцы исследовали техническую осуществимость и боевые возможности линкора малого водоизмещения, полагая возможным построить три таких корабля в пределах разрешенной квоты водоизмещения, максимально снизить необходимые затраты, сроки строительства и удовлетворить специфике оперативно-тактических требований к линейному кораблю итальянского флота. Дело в том, что, ограничивая свою оперативную зону пределами "Mare Nostrum" ("наше море" — так называли Средиземное море древние римляне и итальянские фашисты), итальянские адмиралы требовали для своих кораблей, главным образом, мощного вооружения и высокой скорости хода за счет автономности, мощности защиты и прочности конструкции. Ни англичане, ни французы, вынужденные действовать в удаленных районах океанов, пойти этим путем просто не могли. Конечно, впоследствии выяснилась порочность итальянской практики конструирования кораблей, которая чувствительно ударила итальянцев в годы второй мировой войны, но еще чувствительнее это отозвалось на советском флоте, который с восторгом воспринял итальянскую кораблестроительную практику, а воевал отнюдь не в средиземноморских условиях.
Первый предэскизный проект 23 000-тонного линкора, разработанный в 1928 г., предусматривал следующие тактико-технические элементы:
— стандартное водоизмещение 23 000 тонн;
— длину 195, ширину 29 и осадку 8 м;
— вооружение из трех 381-мм и четырех 152-мм двухорудийных башенных установок, а также шести зенитных 100-мм двухорудийных палубных артустановок со щитами, и двух гидросамолетов с двумя катапультами;
— скорость до 28—29 узлов.
В июне в испытательном гидродинамическом бассейне в Специи прошли буксировочные испытания модели корпуса для определения обводов и построения теоретического чертежа.
Одновременно проработке подвергся также проект 35 000-тонного корабля. Расчеты свидетельствовали о том, что 29—30-узловая скорость и бронирование, достаточное для защиты от 406-мм бронебойных снарядов на типовых боевых дистанциях, совместимы с артиллерией не более чем из шести 406-мм орудий. Усиление вооружения и формирование надежной конструктивной подводной защиты влекло за собою соответствующий рост водоизмещения.
Непрекращающиеся экономические трудности и нежелание выступать инициатором гонки морских вооружений продолжали удерживать итальянское правительство от постройки новых линкоров.
Лондонская морская конференция 1930 г. не смогла решить вопроса о размерах и артиллерийской мощи линейного корабля ближайшего будущего. Фактически провалились английские попытки ограничить водоизмещение вновь строящихся кораблей в 25000 тонн, а калибр их главной артиллерии — 305 мм, однако мораторий на закладку новых линкоров продлевался до 31 декабря 1936 г. За Францией и Италией сохранялось право на немедленную постройку все тех же самых 70 000 тонн, и англичане продолжали свои демарши с целью заставить обе страны строить малые линкоры. Тем не менее именно после Лондонской конференции 1930 г. итальянский флот решительно отказался от самой идеи малого линейного корабля, которая, как показали расчеты, могла иметь какой-либо смысл лишь тогда, когда подобные корабли строились бы и всеми остальными странами.
К 1932 г. итальянское правительство столкнулось совсем с иной ситуацией в области международного военно-морского баланса. В Германии вошел в строй "Дойчланд" — боевой корабль нового типа, так называемый "карманный линкор", сочетавший 283-мм артиллерию и 28-узловую скорость с 10000-тонным стандартным водоизмещением при огромном районе плавания (обеспечивавшемся дизельной главной энергетической установкой) и весьма легком бронировании (60 мм— пояс и 40 мм палуба). Он мог благодаря своей скорости уклониться от боя с любым из существовавших линейных кораблей (за исключением трех английских линейных крейсеров) и нанести поражение в бою любому из существовавших более быстроходных крейсеров. Такое положение стало возможным благодаря тому, что Германия, будучи побежденной стороной, не была приглашена для участия в Вашингтонской конференции и на строившиеся ею корабли распространялись лишь ограничения Версальского мирного договора 1918 г. Поэтому немцы могли вооружить свой 10 000-тонный "Дойчланд" 283-мм орудиями, в то время как "вашингтонские" тяжелые крейсера несли лишь 203-мм артиллерию. Французы, чьим океанским коммуникациям в первую очередь угрожали немецкие "карманные линкоры", сразу же приступили к созданию линейных крейсеров для охоты за ними. В конце 1931 г. состоялась закладка 26 000-тонного "Дюнкерка", вооруженного двумя 330-мм четырехорудийными башенными установками и обладавшего скоростью до 29 узлов. Новый французский мощный и быстроходный линейный крейсер сводил к нулю боевые возможности итальянского линейного флота. Требовались адекватные ответные меры. Итальянское военно-морское руководство приняло решение проработать два возможных варианта: 18 000-тонный "карманный линкор" и 26 000-тонный линейный крейсер.
Проработки по первому пути осуществлялись генуэзской фирмой "Ансальдо" в сентябре—декабре 1932 г. В их ходе выяснилось, что технически осуществим корабль со следующими тактико-техническими элементами:
— стандартное водоизмещение 18 000 тонн;
— длина 185, ширина 26 и осадка 13 м;
— вооружение из двух трехорудийных 343-мм и четырех двухорудийных 152-мм башен, шести зенитных двухорудийных 100-мм палубных, двух шестиствольных 37-мм автоматов и четырех четырехствольных 13,6-мм пулеметов в бронированных гнездах, и кроме того —8 533-мм торпедных аппаратов и четыре гидросамолета с двумя поворотными катапультами;
— скорость до 26 узлов.
Башни главного калибра предполагалось разместить в оконечностях с обеспечением им максимально возможных углов обстрела —до 300 градусов. Проблема защиты от дульных газов 343-мм орудий артиллерийских установок противоминного и зенитного калибров чрезвычайно затрудняла их размещение на столь небольшом по размерам корабле. Однако удовлетворительным решением оказалось расположение 152-мм башен двумя эшелонами в оконечностях на втором ярусе надстройки возвышенно над 343-мм башнями. 100-мм артиллерия заняла шкафут по правому и левому бортам, где также расположились поворотные катапульты, гидросамолеты и их ангары. Торпедные аппараты занимали носовую и кормовую оконечности, причем если в носу они являлись подводными, то в корме — надводными с 75-мм броневой защитой. Бронирование предусматривалось выполнить по одной из двух возможных схем:
— 70-мм вертикальный пояс и за ним еще 210-мм наклонный внутренний;
— 280-мм вертикальный пояс и за ним 25-мм скос карапасной броневой палубы.
Горизонтальное бронирование в обоих случаях состояло из трех палуб:
— 25-мм верхней;
— 50-мм (над 343-мм погребами — 75-мм) главной броневой;
— 25-мм экранной нижней.
Осуществить сколь-нибудь существенную конструктивную подводную защиту в отводимых массах и габаритах не представлялось возможным.
Вопрос о выборе главной энергетической установки также не нашел своего окончательного решения. Ее суммарная мощность определялась в 80 000 л. с. Возможными вариантами представлялись:
— двухвальная паротурбинная установка с электропередачей;
— четырехвальная дизель-электрическая установка;
— двухвальная дизель-паротурбинная установка с электропередачей;
— двухвальная паротурбинная установка с зубчатой передачей.
Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако практически и достаточно быстро мог быть реализован лишь четвертый. Окончательно прорабатываемый проект сочли нерациональным с точки зрения недостаточной для совместных действий с соединениями крейсеров скорости и бронирования, не обеспечивающего защиты от бронебойных снарядов калибров более 280 мм. Тем не менее ряд исследований, осуществленных в ходе его выполнения, явился базисом при проектировании линкоров типа "Витторио Венето".
Проработки по второму пути — 26 000-тонному линейному крейсеру — выполнялись "Комитетом по проектированию кораблей" при участии фирмы "Ансальдо". Облик корабля оказался весьма близким к рассмотренному выше "карманному линкору" с той лишь разницей, что вместо двух 343-мм трехорудийных башен в оконечностях размещались четыре двухорудийных (две четырехорудийные при столь ограниченном водоизмещении явно предпочтительнее, но итальянская промышленность не могла обеспечить флот такими артиллерийскими установками в приемлемые сроки), а число 152-мм двухорудийных башен увеличивалось на две. Зенитное вооружение составляли четыре бронированных гнезда с четырьмя 37-мм автоматами каждое. Предполагалось установить побортно по одной поворотной катапульте с четырьмя гидросамолетами, для которых не предусматривалось ангаров. Бронирование включало 250-мм пояс и три броневых палубы по 50-мм каждая. В качестве главной энергетической установки планировались паровые турбины с зубчатой передачей, обеспечивающие скорость до 29 узлов.
К концу 1933 г. работы по линейному крейсеру перешли в другую плоскость — последовало решение о коренной модернизации и реконструкции линкоров типа "Чезаре" и "Дорна" по проекту, возможно более близкому к нему по своим кораблестроительным элементам. В период с октября 1933 по октябрь 1940 г. все четыре корабля прошли беспрецедентные в мировой кораблестроительной практике модернизационные работы, резко повысившие их боевые возможности. Однако, как показал опыт боевых действий, они ни по своим наступательным, ни тем более по оборонительным качествам уже не соответствовали условиям войны на море. "Конте ди Кавур" погиб 11 ноября 1940 г. в Таранто от попадания лишь одной английской 45-см авиаторпеды, немало жизней унес с собой 30 октября 1955 г. "Джулио Чезаре" —"Новороссийск"... Модернизация старых линкоров позволила итальянцам ввести в строй уже летом 1937 г. "Чезаре" и "Кавур", которые "дуче" с восторгом демонстрировал восхищенному "фюреру" 5 мая 1938 г. на специально для него организованном военно-морском параде в Неаполе. И если работы на этих двух кораблях еще как-то можно оправдать, то два следующих стоили итальянскому флоту задержки со сдачей трех первых новых линкоров и оставшегося недостроенным четвертого. При всем этом модернизированные корабли оказались практически бесполезными на войне и даже в ее ходе выводились во вторую линию боевой готовности.
В начале 1934 г. итальянское правительство приняло окончательное решение начать постройку двух 35000-тонных линейных кораблей, к проектированию которых немедленно приступил "Комитет по проектированию кораблей" под руководством Умберто Пульезе. Оперативно-тактическое задание на 35000-тонный линейный корабль, выданное командованием итальянского флота, определяло следующие тактико-технические элементы:
— стандартное водоизмещение 35 000 тонн;
— вооружение — максимально возможное количество 381- или 406-мм орудий;
— скорость до 30 узлов;
— автономность, достаточную для ведения боевых действий в любом районе Средиземного моря;
бронирование, обеспечивающее зону свободного маневрирования под огнем орудий принятого главного калибра от 18 500 до 27 000 метров;
— систему конструктивной подводной защиты с сопротивляемостью контактному взрыву у борта заряда тротила массой до 350 кг.
Прежде всего вскоре выяснился тот факт, что наиболее крупным калибром орудий, на который можно рассчитывать, являлся 381 мм. Обе фирмы-изготовители тяжелого артиллерийского вооружения "Ансальдо" и "Одерро-Терни-Орландо" ("ОТО") не имели технических возможностей по выполнению стальных отливок столь крупных габаритов. В связи с этим последовало решение, приняв за первоначальный образец 381-мм орудие длиной 40 калибров, изготовленное в 1914 г. первой из упомянутых фирм (с технической помощью английской фирмы "Виккерс"), создать новое орудие длиной 50 калибров с максимально форсированной баллистикой. Оптимальной по соображениям наибольшей огневой мощи на единицу массы оказалась батарея из девяти таких пушек, размещенных в трехорудийных башнях (опыт изготовления и эксплуатации которых у итальянцев имелся). Размещение самих башен однозначно утверждалось в диаметральной плоскости, линейно-возвышенное, с установкой двух из них в носовой и одной в кормовой оконечностях. Для отражения атак эсминцев избрали 152-мм калибр, как обладающий для этого существенным огневым превосходством. Четыре трехорудийные башни с такими орудиями решили установить побортно за второй и третьей башнями артиллерии главного калибра.
Достаточно надежное бронирование, способное противостоять 381-мм бронебойному снаряду на дистанциях артиллерийского боя, и, что тоже очень важно, знаменитая конструктивная подводная защита системы Пульезе требовали немалого процента водоизмещения.
Главная энергетическая установка определилась как четырехвальная паротурбинная с зубчатой передачей суммарной мощностью не менее 130 000 л. с. —лишь тогда можно было рассчитывать на скорость 29—30 узлов.
Таким образом, проектанты пришли к однозначному выводу: даже с изрядно сокращенными запасами, соответствующими требуемой автономности, "вместиться" в заданные 35000 тонн стандартного водоизмещения, без снижения тактико-технических элементов было совершенно невозможно. Требовалось еще как минимум 5000 тонн. Такое увеличение руководство страны утвердило, потребовав тем не менее сохранение этого факта в строжайшей тайне.
Еще в первой половине 1934 г. в опытном гидродинамическом бассейне в Специи прошли буксировочные испытания моделей корпуса, завершившиеся выбором его форм и определением теоретического чертежа. А в целом технический проект не был закончен вплоть до 12 июля 1935 г., хотя заказ на два первых линкора последовал еще в октябре предшествовавшего года.
Согласно утвержденному техническому проекту новый линкор обладал следующими тактико-техническими элементами:
— водоизмещение стандартное — 37 613, полное 45 029 тонн;
— наибольшая длина — 237,8, ширина — 32,9, осадка —10,5 метров;
— вооружение: 9 — 381-мм/50 клб. орудий (3x3), 12- 152-мм/55 клб. орудий (4x3), 12-90-мм/50 клб. зенитных орудий (12x1), 20 — 37-мм/54 клб. зенитных автоматов (8x2 и 4x1), одна поворотная катапульта и три гидросамолета (без ангара);
— суммарная мощность 4 турбозубчатых агрегатов — 130 000 л. с. (при форсировании — до 140 000 л. с.);
— скорость хода до 30 узлов при нормальном водоизмещении (40516 т) и до 29 узлов при полном водоизмещении;
— дальность плавания 4 700 миль при скорости 14 узлов и 3 900 миль при скорости 20 узлов;
— бронирование вертикальное общей толщиной до 360 мм и горизонтальное — до 169 мм.
Оба первых линкора заложили в один и тот же день —28 октября 1934 г.: "Витторио Венето" на стапеле верфи "Кантьери Риунити дель Адриатико" в Триесте, а "Литторио" в "Кантьери Ансальдо" в Генуе. Постройка затянулась на долгие шесть лет, что было связано с большим объемом сопутствующих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию вооружения, технических средств, отработке конструкции бронирования и конструктивной подводной защиты.
Имперская внешняя политика, проводившаяся фашистским правительством Италии в середине 30-х годов (интервенция в Эфиопии, прямое военное участие в гражданской войне в Испании), до предела обострила военно-политическую обстановку на Средиземном море и привела к наращиванию военно-морских сил Англии и Франции в этом регионе. В связи с этим "дуче" утвердил модернизацию "Дориа" и "Дуилио", а также закладку двух линкоров по несколько улучшенному проекту "Витторио Венето": "Рома" и "Имперо". Корабли заложили 14 мая на верфи "Ансальдо" в Генуе и 18 сентября 1938 г. на верфи "Кантьери Риунити дель Андриатико" в Триесте соответственно.
Основные тактико-технические элементы линейных кораблей типа "Витторио Венето"
|
"Витторио Венето" |
"Литторио" |
"Рома" и "Имперо" |
Водоизмещение: (метрических тонн) |
|||
Порожнем |
38216 |
38427 |
38400 |
Стандартное |
41167 |
41377 |
41650 |
Нормальное |
43624 |
43835 |
43797 |
Полное |
45752 |
45237 |
45473 |
Размеры: (метров) |
|||
Длина наибольшая |
237,76 |
240,10 |
|
Длина между перпендикулярами |
224,05 |
224,05 |
|
Ширина наибольшая |
32,95 |
32,95 |
|
Ширина по ватерлинии |
32,43 |
32,43 |
|
Осадка наибольшая |
10,44 |
10,44 |
|
Вооружение: |
|||
381-мм/50 клб. |
3x3 |
||
152-мм/55 клб. |
4x3 |
||
90-мм/30 клб. |
12x1 |
||
37-мм/54 клб. |
8x2 + 4х1 |
||
20-мм/65 клб. |
32 |
28 |
32 |
8-мм пул. |
6x1 |
||
Механизмы: |
|||
Главные механизмы |
4 турбозубчатых агрегата "Беллуцо" |
||
Достигнутая мощность, л. с. |
132 755 |
137 652 |
ок. 132 000 |
Главные котлы |
8 трехколлекторных водотрубных котлов с перегревом пара (25 кг/кв. см, 325 °С) |
||
Мазута, тонн |
4030 |
4228 |
4113 |
Соляра, тонн |
131 |
110 |
148 |
Бензина, тонн |
18 |
18 |
18 |
Котельной воды, тонн |
375 |
428 |
338 |
Питьевой воды, тонн |
335 |
||
Маневренные элементы: |
|||
Скорость наибольшая |
31,42 |
31,29 |
ок.31 |
Достигнутая дальность плавания, миль/ при скорости, узлов |
4700/14 3900/20 |
4870/14 4050/20 |
4580/16 3920/20 |
Весовая нагрузка ("Витторио Венето") (метрических тонн)
Корпус |
10569 |
Броня |
13545 |
Оснащение |
4650 |
Механизмы |
205 |
Вооружение |
6569 |
Водоизмещение порожнем |
37738 |
Команда и запасы |
1869 |
Жидкие грузы в корпусе и машине |
618 |
Топливо, масло и резервная вода |
5049 |
Полное водоизмещение |
45752 |
Корпус: |
|
Блочный коэффициент |
0,565 |
Призматический коэффициент |
0,765 |
Коэффициент полноты ватерлинии |
0,679 |
Коэффициент полноты миделя |
0,959 |
Нагрузка на 1 см осадки |
52,6т |
Поперечная метацентрическая высота, метров, при водоизмещении, тонн |
0,679/38216 1,668/45752 |