Поисковые исследования и разработка проекта

 

Линейные корабли типа "Витторио Венето" яв­лялись крупнейшими и наиболее мощными боевы­ми кораблями когда-либо, построенными для итальянского флота, и справедливо считались наи­большим достижением итальянской науки и техни­ки, бесспорной гордостью нации. Первые линкоры в мире, построенные с максимальным исполь­зованием предельного стандартного водоизмеще­ния, установленного Вашингтонским договором 1922 г. (35000 английских тонн), они отлича­лись весьма высокими для кораблей своего класса тактико-техническими элементами, будучи пер­выми и последними итальянскими дредноута­ми, созданными без иностранной технической по­мощи.

Несмотря на то, что по условиям вышеупомя­нутого договора Италия имела право еще в период до 1932 г. заложить новые линейные корабли суммарным стандартным водоизмещением до 70 000 т., она не делала этого, выжидая более деся­тилетия.

В ходе первой мировой войны итальянцы не вели постройки новых линкоров за исключением "Франческо Карачиоло", заложенного 16 октября 1914 г. Вместо этого усилия промышленности бы­ли сосредоточены на строительстве малых надвод­ных боевых кораблей и катеров, а также подводных лодок, требовавшихся для ведения боевых действий на Адриатике. Вступив в войну на стороне Антанты, Италия оказалась в ситуации, когда в силу подавля­ющего превосходства линейных флотов ее союзниц Англии и Франции над линейным флотом противостоящей ей Австро-Венгрии итальянский линейный флот оказался по существу не востребованным, практически никак не проявив се­бя в ходе боевых действий.

Четыре быстроходных супердредноута типа "Карачиоло", заложенных в 1914—1915 гг., рассма­тривались итальянским морским командованием в качестве основы итальянского флота в ближайшем десятилетии. Эти линкоры создавались при участии английских фирм и соответствовали довольно вы­соким для своего времени стандартам: нормальное водоизмещение — до 34 000 тонн, главное оружие — четыре двухорудийные башни с 381-мм орудиями, наибольшая скорость хода — 28 узлов. Лишь корпус головного корабля, сошедший на воду 12 мая 1920 г., оставался на протяжении трех лет свое­образным памятником этой амбициозной программе пока не пошел на слом. Из шести италь­янских линкоров-дредноутов, вступивших в строй в 1913—1916 гг., один ("Леонардо да Винчи") погиб 2 августа 1916 г. в Таранто от пожара и последовавшего взрыва боезапаса. Затонувший корабль подня­ли и в сентябре 1923 г. сдали на слом.

К началу Вашингтонской конференции Италия переживала серьезнейший экономический и обще­ственно-политический кризис. Единственной целью итальянской дипломатии на конференции служило достижение паритета с Францией, что в принципе и было достигнуто, причем обе страны, обладавшие наименее боеспособными линейными флотами среди стран-участниц конференции, полу­чили право построить в период до 1932 г. новых линейных кораблей на 70 000 тонн. Однако эконо­мические и военно-технические проблемы длитель­ное время удерживали их от этого.

К 1928 г. итальянский линейный флот полно­стью устарел и становился совершенно бесполез­ным с военной точки зрения. В связи с этим правительство страны приняло решение о его зна­чительном сокращении: в строго оставались два по­следних по срокам вступления в строй линкора — "Андреа Дориа" и "Кайо Дуилио", а три остальных дредноута — "Данте Алигьери" (первый линкор в мире с трехорудийными башнями главного ка­либра, в 1930 г. сдан на слом), "Джулио Чезаре" (бу­дущий "Новороссийск") и "Конте ди Кавур" выводи­лись в резерв.

Начиная с 1928 г. конструкторский коллектив "Комитета по проектированию военных кораблей" итальянского флота под руководством талантливого инженера-кораблестроителя генерала-лейтенанта Умберто Пульезе, занимавшего в то время пост председателя вышеупомянутого комитета и ге­нерала-инспектора военного кораблестроения, приступил к предэскизным проработкам различ­ных проектов линкоров для наиболее рационально­го использования 70 000-тонной квоты водоизме­щения. Необходимо отметить, что в это время Анг­лия оказывала серьезное давление на правительства Франции и Италии с целью ограничить водоизме­щение вновь закладываемых линкоров 25 000 тонн, а калибр их главных орудий — 305 мм. Цель такого ограничения очевидна — на максимально продол­жительный период обеспечить превосходство анг­лийскому линейному флоту без дорогостоящей за­мены его корабельного состава. Итальянцы иссле­довали техническую осуществимость и боевые воз­можности линкора малого водоизмещения, полагая возможным построить три таких корабля в пределах разрешенной квоты водоизмещения, мак­симально снизить необходимые затраты, сроки строительства и удовлетворить специфике опера­тивно-тактических требований к линейному кораблю итальянского флота. Дело в том, что, ограничивая свою оперативную зону пределами "Mare Nostrum" ("наше море" — так называли Средиземное море древние римляне и итальянские фашисты), итальянские адмиралы требовали для своих кораблей, главным образом, мощного вооружения и высокой скорости хода за счет авто­номности, мощности защиты и прочности конструкции. Ни англичане, ни французы, вынуж­денные действовать в удаленных районах океанов, пойти этим путем просто не могли. Конечно, впос­ледствии выяснилась порочность итальянской практики конструирования кораблей, которая чув­ствительно ударила итальянцев в годы второй мировой войны, но еще чувствительнее это отозва­лось на советском флоте, который с восторгом воспринял итальянскую кораблестроительную практику, а воевал отнюдь не в средиземноморских условиях.

Первый предэскизный проект 23 000-тонного линкора, разработанный в 1928 г., предусматривал следующие тактико-технические элементы:

— стандартное водоизмещение 23 000 тонн;

— длину 195, ширину 29 и осадку 8 м;

— вооружение   из   трех   381-мм     и   четырех 152-мм двухорудийных башенных установок, а так­же шести зенитных 100-мм двухорудийных палуб­ных артустановок со щитами, и двух гидросамоле­тов с двумя катапультами;

— скорость до 28—29 узлов.

В июне в испытательном гидродинамическом бассейне в Специи прошли буксировочные испыта­ния модели корпуса для определения обводов и построения теоретического чертежа.

Одновременно проработке подвергся также проект 35 000-тонного корабля. Расчеты свидетель­ствовали о том, что 29—30-узловая скорость и бронирование, достаточное для защиты от 406-мм бронебойных снарядов на типовых боевых дистан­циях, совместимы с артиллерией не более чем из шести 406-мм орудий. Усиление вооружения и формирование надежной конструктивной подвод­ной защиты влекло за собою соответствующий рост водоизмещения.

Непрекращающиеся экономические трудности и нежелание выступать инициатором гонки морских вооружений продолжали удерживать итальянское правительство от постройки новых линкоров.

Лондонская морская конференция 1930 г. не смогла решить вопроса о размерах и артиллерийской мощи линейного корабля ближай­шего будущего. Фактически провалились англий­ские попытки ограничить водоизмещение вновь строящихся кораблей в 25000 тонн, а калибр их главной артиллерии — 305 мм, однако мораторий на закладку новых линкоров продлевался до 31 де­кабря 1936 г. За Францией и Италией сохранялось право на немедленную постройку все тех же самых 70 000 тонн, и англичане продолжали свои де­марши с целью заставить обе страны строить ма­лые линкоры. Тем не менее именно после Лондон­ской конференции 1930 г. итальянский флот решительно отказался от самой идеи малого линей­ного корабля, которая, как показали расчеты, могла иметь какой-либо смысл лишь тогда, когда подо­бные корабли строились бы и всеми остальными странами.

К 1932 г. итальянское правительство столкну­лось совсем с иной ситуацией в области между­народного военно-морского баланса. В Германии вошел в строй "Дойчланд" — боевой корабль нового типа, так называемый "карманный линкор", соче­тавший 283-мм артиллерию и 28-узловую скорость с 10000-тонным стандартным водоизмещением при огромном районе плавания (обеспечивавшемся дизельной главной энергетической установкой) и весьма легком бронировании (60 мм— пояс и 40 мм палуба). Он мог благодаря своей скорости уклониться от боя с любым из существовавших ли­нейных кораблей (за исключением трех английских линейных крейсеров) и нанести поражение в бою любому из существовавших более быстроходных крейсеров. Такое положение стало возможным бла­годаря тому, что Германия, будучи побежденной стороной, не была приглашена для участия в Ва­шингтонской конференции и на строившиеся ею корабли распространялись лишь ограничения Версальского мирного договора 1918 г. Поэтому не­мцы могли вооружить свой 10 000-тонный "Дойч­ланд" 283-мм орудиями, в то время как "вашинг­тонские" тяжелые крейсера несли лишь 203-мм артиллерию. Французы, чьим океанским коммуникациям в первую очередь угрожали немецкие "карманные линкоры", сразу же приступили к со­зданию линейных крейсеров для охоты за ними. В конце 1931 г. состоялась закладка 26 000-тонного "Дюнкерка", вооруженного двумя 330-мм четырехорудийными башенными установками и об­ладавшего скоростью до 29 узлов. Новый французский мощный и быстроходный линейный крейсер сводил к нулю боевые возможности италь­янского линейного флота. Требовались адекватные ответные меры. Итальянское военно-морское руководство приняло решение проработать два воз­можных варианта: 18 000-тонный "карманный лин­кор" и 26 000-тонный линейный крейсер.

Проработки по первому пути осуществлялись генуэзской фирмой "Ансальдо" в сентябре—декабре 1932 г. В их ходе выяснилось, что технически осу­ществим корабль со следующими тактико-техниче­скими элементами:

— стандартное водоизмещение 18 000 тонн;

— длина 185, ширина 26 и осадка 13 м;

— вооружение из двух трехорудийных 343-мм и четырех двухорудийных 152-мм башен, шести зе­нитных  двухорудийных   100-мм   палубных,  двух шестиствольных 37-мм автоматов и четырех четырехствольных 13,6-мм пулеметов в бронирован­ных гнездах, и кроме того —8 533-мм торпедных аппаратов  и  четыре  гидросамолета  с двумя  по­воротными катапультами;

— скорость до 26 узлов.

Башни главного калибра предполагалось разместить в оконечностях с обеспечением им мак­симально возможных углов обстрела —до 300 градусов. Проблема защиты от дульных газов 343-мм орудий артиллерийских установок противомин­ного и зенитного калибров чрезвычайно затрудняла их размещение на столь небольшом по размерам корабле. Однако удовлетворительным решением оказалось расположение 152-мм башен двумя эше­лонами в оконечностях на втором ярусе надстройки возвышенно над 343-мм башнями. 100-мм артиллерия заняла шкафут по правому и левому бортам, где также расположились поворотные катапульты, гидросамолеты и их ангары. Торпедные аппараты занимали но­совую и кормовую око­нечности, причем если в носу они являлись под­водными, то в корме — надводными с 75-мм броневой защитой. Бро­нирование предусма­тривалось выполнить по одной из двух возмож­ных схем:

— 70-мм верти­кальный пояс и за ним еще 210-мм наклонный внутренний;

— 280-мм верти­кальный пояс и за ним 25-мм скос карапасной броневой палубы.

Горизонтальное бронирование в обоих случаях состояло из трех палуб:

— 25-мм верхней;

— 50-мм (над 343-мм погребами — 75-мм) главной броневой;

— 25-мм экранной нижней.

Осуществить сколь-нибудь существенную конструктивную подводную защиту в отводимых массах и габаритах не представлялось возможным.

Вопрос о выборе главной энергетической уста­новки также не нашел своего окончательного решения. Ее суммарная мощность определялась в 80 000 л. с. Возможными вариантами представля­лись:

— двухвальная паротурбинная установка с электропередачей;

— четырехвальная дизель-электрическая уста­новка;

— двухвальная дизель-паротурбинная установка с электропередачей;

— двухвальная паротурбинная установка с зуб­чатой передачей.

Первый вариант выглядел наиболее предпочтительным, однако практически и достаточ­но быстро мог быть реализован лишь четвертый. Окончательно прорабатываемый проект сочли нерациональным с точки зрения недостаточной для совместных действий с соединениями крейсеров скорости и бронирования, не обеспечивающего за­щиты от бронебойных снарядов калибров более 280 мм. Тем не менее ряд исследований, осуществ­ленных в ходе его выполнения, явился базисом при проектировании линкоров типа "Витторио Венето".

Проработки по второму пути — 26 000-тонному линейному крейсеру — выполнялись "Комитетом по проектированию кораблей" при участии фирмы "Ансальдо". Облик корабля оказался весьма близ­ким к рассмотренному выше "карманному линкору" с той лишь разницей, что вместо двух 343-мм трехорудийных башен в оконечностях размещались четыре двухорудийных (две четырехорудийные при столь ограниченном водоизмещении явно предпочтительнее, но итальянская промышлен­ность не могла обеспечить флот такими артиллерийскими установками в приемлемые сроки), а число 152-мм двухорудийных башен уве­личивалось на две. Зенитное вооружение составля­ли четыре бронированных гнезда с четырьмя 37-мм автоматами каждое. Предполагалось устано­вить побортно по одной поворотной катапульте с четырьмя гидросамолетами, для которых не предусматривалось ангаров. Бронирование включа­ло 250-мм пояс и три броневых палубы по 50-мм каждая. В качестве главной энергетической установ­ки планировались паровые турбины с зубчатой передачей, обеспечивающие скорость до 29 узлов.

К концу 1933 г. работы по линейному крейсеру перешли в другую плоскость — последовало реше­ние о коренной модернизации и реконструкции линкоров типа "Чезаре" и "Дорна" по проекту, воз­можно более близкому к нему по своим кораблестроительным элементам. В период с ок­тября 1933 по октябрь 1940 г. все четыре корабля прошли беспрецедентные в мировой корабле­строительной практике модернизационные работы, резко повысившие их боевые возможности. Однако, как показал опыт боевых действий, они ни по сво­им наступательным, ни тем более по оборонитель­ным качествам уже не соответствовали условиям войны на море. "Конте ди Кавур" погиб 11 ноября 1940 г. в Таранто от попадания лишь одной анг­лийской 45-см авиаторпеды, немало жизней унес с собой 30 октября 1955 г. "Джулио Чезаре" —"Но­вороссийск"... Модернизация старых линкоров по­зволила итальянцам ввести в строй уже летом 1937 г. "Чезаре" и "Кавур", которые "дуче" с вос­торгом демонстрировал восхищенному "фюреру" 5 мая 1938 г. на специально для него организованном военно-морском параде в Неаполе. И если работы на этих двух кораблях еще как-то можно оправдать, то два следующих стоили италь­янскому флоту задержки со сдачей трех первых но­вых линкоров и оставшегося недостроенным чет­вертого. При всем этом модернизированные корабли оказались практически бесполезными на войне и даже в ее ходе выводились во вторую ли­нию боевой готовности.

В начале 1934 г. итальянское правительство приняло окончательное решение начать постройку двух 35000-тонных линейных кораблей, к проектированию которых немедленно приступил "Комитет по проектированию кораблей" под руководством Умберто Пульезе. Оперативно-такти­ческое задание на 35000-тонный линейный корабль, выданное командованием итальянского флота, определяло следующие тактико-технические элементы:

— стандартное водоизмещение 35 000 тонн;

— вооружение — максимально возможное коли­чество 381- или 406-мм орудий;

— скорость до 30 узлов;

— автономность, достаточную для ведения бое­вых действий в любом районе Средиземного моря;

бронирование, обеспечивающее зону свободного маневрирования под огнем орудий принятого главного калибра от 18 500 до 27 000 метров;

— систему конструктивной подводной защиты с сопротивляемостью контактному взрыву у борта заряда тротила массой до 350 кг.

Прежде всего вскоре выяснился тот факт, что наиболее крупным калибром орудий, на который можно рассчитывать, являлся 381 мм. Обе фирмы-изготовители тяжелого артиллерийского вооружения "Ансальдо" и "Одерро-Терни-Орландо" ("ОТО") не имели технических возможностей по выполне­нию стальных отливок столь крупных габаритов. В связи с этим последовало решение, приняв за первоначальный образец 381-мм орудие длиной 40 калибров, изготовленное в 1914 г. первой из упомянутых фирм (с технической помощью анг­лийской фирмы "Виккерс"), создать новое орудие длиной 50 калибров с максимально форсированной баллистикой. Оптимальной по соображениям наи­большей огневой мощи на единицу массы оказа­лась батарея из девяти таких пушек, размещенных в трехорудийных башнях (опыт изготовления и эксплуатации которых у итальянцев имелся). Раз­мещение самих башен однозначно утверждалось в диаметральной плоскости, линейно-возвышенное, с установкой двух из них в носовой и одной в кормовой оконечностях. Для отражения атак эс­минцев избрали 152-мм калибр, как обладающий для этого существенным огневым превосходством. Четыре трехорудийные башни с такими орудиями решили установить побортно за второй и третьей башнями артиллерии главного калибра.

Достаточно надежное бронирование, способное противостоять 381-мм бронебойному снаряду на дистанциях артиллерийского боя, и, что тоже очень важно, знаменитая конструктивная подводная за­щита системы Пульезе требовали немалого процента водоизмещения.

Главная энергетическая установка определи­лась как четырехвальная паротурбинная с зубчатой передачей суммарной мощностью не менее 130 000 л. с. —лишь тогда можно было рассчитывать на скорость 29—30 узлов.

Таким образом, проектанты пришли к одно­значному выводу: даже с изрядно сокращенными запасами, соответствующими требуемой автоном­ности, "вместиться" в заданные 35000 тонн стан­дартного водоизмещения, без снижения тактико-технических элементов было совершенно невоз­можно. Требовалось еще как минимум 5000 тонн. Такое увеличение руководство страны утвердило, потребовав тем не менее сохранение этого факта в строжайшей тайне.

Еще в первой половине 1934 г. в опытном гидродинамическом бассейне в Специи прошли буксировочные испытания моделей корпуса, за­вершившиеся выбором его форм и определением теоретического чертежа. А в целом технический проект не был закончен вплоть до 12 июля 1935 г., хотя заказ на два первых линкора последовал еще в октябре предшествовавшего года.

Согласно утвержденному техническому проекту новый линкор обладал следующими тактико-техни­ческими элементами:

— водоизмещение  стандартное — 37 613,   пол­ное 45 029 тонн;

— наибольшая  длина — 237,8,   ширина — 32,9, осадка —10,5 метров;

— вооружение:    9 — 381-мм/50    клб.    орудий (3x3), 12- 152-мм/55 клб. орудий (4x3), 12-90-мм/50   клб.   зенитных   орудий   (12x1),   20 — 37-мм/54 клб. зенитных автоматов (8x2 и 4x1), одна поворотная катапульта и три гидросамолета (без ангара);

— суммарная     мощность    4    турбозубчатых агрегатов — 130 000 л. с. (при форсировании — до 140 000 л. с.);

— скорость хода до 30 узлов при нормальном водоизмещении (40516 т) и до 29 узлов при пол­ном водоизмещении;

— дальность плавания 4 700 миль при скорости 14 узлов и 3 900 миль при скорости 20 узлов;

— бронирование вертикальное общей толщиной до 360 мм и горизонтальное — до 169 мм.

Оба первых линкора заложили в один и тот же день —28 октября 1934 г.: "Витторио Венето" на стапеле верфи "Кантьери Риунити дель Адриатико" в Триесте, а "Литторио" в "Кантьери Ансальдо" в Ге­нуе. Постройка затянулась на долгие шесть лет, что было связано с большим объемом сопутствующих научно-исследовательских и опытно-конструктор­ских работ по созданию вооружения, технических средств, отработке конструкции бронирования и конструктивной подводной защиты.

Имперская внешняя политика, проводившаяся фашистским правительством Италии в середине 30-х годов (интервенция в Эфиопии, прямое воен­ное участие в гражданской войне в Испании), до предела обострила военно-политическую обстанов­ку на Средиземном море и привела к наращиванию военно-морских сил Англии и Франции в этом регионе. В связи с этим "дуче" утвердил модернизацию "Дориа" и "Дуилио", а также закладку двух линкоров по несколько улучшенному проекту "Витторио Венето": "Рома" и "Имперо". Корабли заложили 14 мая на верфи "Ансальдо" в Генуе и 18 сентября 1938 г. на верфи "Кантьери Риунити дель Андриатико" в Триесте соответственно.

 

Основные тактико-технические элементы линейных кораблей типа "Витторио Венето"

 

"Витторио Венето"

"Литторио"

"Рома" и "Имперо"

Водоизмещение: (метрических тонн)

Порожнем

38216

38427

38400

Стандартное

41167

41377

41650

Нормальное

43624

43835

43797

Полное

45752

45237

45473

Размеры: (метров)

Длина наибольшая

237,76

240,10

Длина между перпендикулярами

224,05

224,05

Ширина наибольшая

32,95

32,95

Ширина по ватерлинии

32,43

32,43

Осадка наибольшая

10,44

10,44

Вооружение:

381-мм/50 клб.

3x3

152-мм/55 клб.

4x3

90-мм/30 клб.

12x1

37-мм/54 клб.

8x2 + 4х1

20-мм/65 клб.

32

28

32

8-мм пул.

6x1

Механизмы:

Главные механизмы

4 турбозубчатых агрегата "Беллуцо"

Достигнутая мощность, л. с.

132 755

137 652

ок. 132 000

Главные котлы

8 трехколлекторных водотрубных котлов с перегревом пара (25 кг/кв. см, 325 °С)

Мазута, тонн

4030

4228

4113

Соляра, тонн

131

110

148

Бензина, тонн

18

18

18

Котельной воды, тонн

375

428

338

Питьевой воды, тонн

335

Маневренные элементы:

Скорость наибольшая

31,42

31,29

ок.31

Достигнутая дальность плавания, миль/ при скорости, узлов

4700/14

3900/20

4870/14

4050/20

4580/16

3920/20

 

Весовая нагрузка ("Витторио Венето") (метрических тонн)

Корпус

10569

Броня

13545

Оснащение

4650

Механизмы

205

Вооружение

6569

Водоизмещение порожнем

37738

Команда и запасы

1869

Жидкие грузы в корпусе и машине

618

Топливо, масло и резервная вода

5049

Полное водоизмещение

45752

Корпус:

 

Блочный коэффициент

0,565

Призматический коэффициент

0,765

Коэффициент полноты ватерлинии

0,679

Коэффициент полноты миделя

0,959

Нагрузка на 1 см осадки

52,6т

Поперечная метацентрическая высота, метров, при водоизмещении, тонн

0,679/38216

1,668/45752