Взято с 1001qfo.info: Что такое метаболиты

Корпус, конструктивная подводная защита и бронирование

 

Корпус линкора имел длинный полубак с на­клонным бульбообразным форштевнем, округлую крейсерскую форму кормовой оконечности и характеризовался значительным отношением дли­ны к ширине (6,82). Отношение ширины к осадке составляло 3,123 и блочный коэффициент — 0,5709. На большом протяжении подводной части устанавливались скуловые кили для уменьшения амплитуды бортовой качки при волнении. Уже в хо­де ходовых испытаний обнаружилось сильное забрызгивание и вибрация носовой оконечности на скоростных режимах движения, для предот­вращения чего форштевни "Витторио Венето" и "Литторио" переделали, придав им больший наклон, увеличив высоту и развал бортов бака. Два послед­них линкора серии "Рома" и "Имперо" получили но­вые носовые образования еще в процессе постройки. В носовой части размещались становые якоря Холла: два главных по 10,5 тонн и один вспомогательный — в 9,9.

Корпус набирался по смешанной схеме (око­нечности — по продольной, а средняя часть — по поперечной) и имел 250 шпангоутов со шпацией от 850 до 1000 мм. Двадцать две главные поперечные водонепроницаемые переборки, простиравшиеся вплоть до верхней палу­бы, подразделяли корпус на 23 водо­непроницаемых отсека. Имелись две непре­рывные палубы: верх­няя и нижняя, а также шедшие лишь на про­тяжении части корпуса палуба полубака и три платформы. Двойное дно тянулось на протя­жении всей длины, а между барбетами пер­вой и третьей 381-мм башен оно дополнялось еще и третьим.

Самой характерной особенностью линкоров этого типа следует счи­тать известную конст­руктивную подводную защиту системы Пульезе, отрабатывавшуюся итальянцами с 1921 по 1931 г. с натурными испытаниями на специально переоборудованных танкерах "Бреннеро" и "Тарвизио", давшими очень обнадеживающие результаты. Первоначально такой защитой оборудовали проходившие модернизацию "Чезаре" и "Кавур", где габаритные ограничения старых корпусов не позво­лили реализовать ее в полном объеме, что удалось сделать лишь на вновь спроектированных кораблях. Конструкция подводной защиты включала в се­бя два концентрических цилиндра, шедших в под­водной части от барбета первой до барбета третьей башни артиллерии главного калибра. Внутренний цилиндр диаметром 3 000 мм изготовлялся из 7-мм стали повышенной сопротивляемости, со­держался постоянно порожним и предназначался для поглощения энергии взрыва. Наружный ци­линдр диаметром 5 480 мм образовывали двойная обшивка борта толщиной от 10 до 15 мм и противоторпедная переборка толщиной от 28 до 40 мм. Пространство между цилиндрами, называю­щееся защитной камерой, подразделялось на 16 секций, заполнявшихся топливом и пресной водой, которые, по мере расходования, замещались за­бортной водой. Далее следовали две фильтрацион­ные продольные переборки, одна толщиной 8— 9 мм, а вторая — 7 мм. Ширина защиты на мидель-шпангоуте составляла 7,57 м с каждого борта. Рас­четная сопротивляемость подводному взрыву составляла 350 кг тротила. На практике этого достичь не удалось в основном по причине недостаточной прочности клепаных соединений (особенно в районе крепления внешней цилиндрической переборки к днищевым конструкциям), лишь час­тично подкрепленных электросваркой. Помимо то­го, внутренний полый тонкостенный цилиндр продемонстрировал прочность, значительно выше расчетной, "не желая" деформироваться и погло­щать энергию подводного взрыва. Затопление об­ширных полостей цилиндра при подводном взрыве могло вызвать образования существенного крена. Для предотвращения этого явления служила мощ­ная противокреновая система, автоматически выравнивавшая крен путем контрзатопления соот­ветствующих отсеков противоположного борта.

Обеспечение надежного бронирования счита­лось важнейшей задачей для проектирующей организации. Выбору его системы предшествовали широкомасштабные испытания на артиллерийском полигоне Коттрау недалеко от Виареджио, где расстреливались макеты возможных образцов броневой защиты и осуществлялся окончательный выбор технических решений.

В пределах между первой и третьей 381-мм башнями формировалась броневая цитадель, образовавшаяся броневым поясом, двумя броне­выми палубами и двумя броневыми траверзами: носовым и кормовым.

Броневой пояс устанавливался с наклоном 11 градусов наружу и представлял собой сложную броневую преграду: наружные броневые плиты из 70-мм гомогенной брони, опиравшиеся на 10-мм листы стали повышенного сопротивления, предна­значались для разрушения бронебойных наконеч­ников снарядов. На расстоянии 250 мм за ними ус­танавливались 280-мм крупповские цемен­тированные плиты на 50-мм тиковой подушке, крепившейся к 15-мм стальной обшивке борта. Параллельно броневому поясу на расстоянии 1400 мм за ним располагалась 36-мм противоосколочная продольная переборка из хромоникелевой стали, за которой следовала еще одна 24-мм такая же переборка с наклоном 27 градусов внутрь корпуса. К верхней кромке броневого пояса примыкала главная броневая (нижняя) палуба из 100-мм (90-мм у борта) гомогенных плит, уложенных на 12-мм стальные листы, над артиллерийскими погребами толщина брони возрастала до 150 мм. В пределах цитадели борт от верхней кромки броневого пояса до палубы полуба­ка защищался 70-мм гомогенной броней. Палуба полубака выполнялась из 36-мм гомогенной брони, положенной на 9-мм стальные листы. Стальной на­стил верхней палубы имел толщину 12-мм. Броневые траверзы, замыкавшие цитадель, состоя­ли из 200- (носовой) и 280-мм (кормовой) брони до главной броневой палубы и из 70-мм — выше нее. За пределами цитадели имелось легкое бронирование оконечностей толщиной 70 мм в но­совой части и 100—130 мм в кормовой, где таким образом защищались расположенные там отделения дизель-генераторов и коридоры гребных валов. Барбеты 381-мм башен выше палубы полубака покрывала 350-мм цементированная крупповская броня, утоньшавшаяся между палубами до 280 мм. Лобовые плиты самих башен имели толщину 350 мм, а боковые, тыловые и крыша — 200 мм. Суще­ственной броневой защитой обладали и 152-мм башни: лоб — 280, борта и тыл 130—80 мм, крыша носовой пары — 150, а кормовой — 105 мм, барбеты 150 мм — выше палубы полубака и 100 — ниже ее. Носовая надстройка проектировалась по образцу, выработанному для легких крейсеров типа "Монтекукколи" с пропорциональным увеличением в размерах для линкора. Она представляла собой комплекс боевых постов, служивших для управления кораблем и его артиллерийским вооружением, и имела девять ярусов, начиная от главной броневой палубы. Первые шесть нижних прикрывались 60-мм гомогенной броней, седьмой (боевая рубка) и восьмой (флагманская рубка) ярусы имели 210—260-мм бронирование, а девя­тый ярус (второй командный артиллерийский пост) — 100—250-мм со 130-мм крышей. Наконец, дымоходы и основания дымовых труб защищала 100-мм вертикальная броня и 110-мм броневые колосники. Общий вес бронирования достигал 14 069,8 тонны.

По расчетам проектанта 381-мм бронебойные снаряды итальянских орудий, планировавшихся к установке на линкор, не могли в целом проникнуть к жизненно важным частям корабля в диапазоне боевых дистанций от 16 000 до 29 000 метров. Та­ким образом, протяженность зоны свободного ма­неврирования на траверзных курсовых углах достигала 13000 метров. Горизонтальное брони­рование должно было обеспечить защиту от 850-кг фугасной авиабомбы, сброшенной с высоты 4 000 метров.

В целом по своему устройству и внутреннему расположению корабль вполне находился на уровне передовых стандартов кораблестроения своей эпохи.