"Витторио Венето"

 

Наименование головному кораблю серии прис­воили в честь крупной победы, одержанной в годы первой мировой войны итальянскими войсками над австрийскими в период с 24 октября по 3 но­ября 1918 г. в районе городка Витторио в провинции Венето.

"Витторио Венето" заложили на верфи "Кантьери Риунити дель Адриатике" в Триесте 28 ок­тября 1934 г. в одиннадцатую годовщину знамени­того "марша на Рим" итальянских фашистов во гла­ве с Муссолини. Корабль спустили на воду 25 июля 1937 г. и закончили постройкой 28 апреля 1940 г. Первый с 1916 г. новый итальянский линкор всту­пил в строй 1 мая 1940 г. и вплоть до 2 августа проходил курс боевой подготовки. Его первый бое­вой выход состоялся 31 августа, когда крупнейшая за все годы второй мировой войны группировка итальянских линейных сил ("Витторио Венето", "Литторио", "Чезаре", "Кавур" и "Дуилио" с 10 крей­серами и 34 эсминцами) бросила вызов среди­земноморскому флоту Англии, базировавшемуся на Александрию. Английские самолеты своевременно обнаружили итальянское соединение, и британские корабли повернули назад. Их отходу бла­гоприятствовала штормовая погода. Итальянский флот возвратился на базу, однако уже 6 сентября вышел в море для боя с английской гибралтарской эскадрой, который тоже так и не состоялся.

Вплоть до ноября все пять находившихся в строю линкоров стояли в Таранто, представляя со­бой серьезную угрозу для англичан. Помимо того, в базе находилось девять крейсеров, большое количе­ство боевых кораблей других классов и вспомога­тельных судов. Порт прикрывали: 21 90-мм зенит­ное орудие, несколько десятков 37- и 20-мм зенит­ных автоматов, 27 привязных аэростатов заграж­дения и большое количество прожекторных устано­вок. Однако полностью отсутствовали радиолока­ционные станции, а противоторпедное сетевое заграждение вокруг крупных боевых кораблей явля­лось совершенно недостаточным.

Ночью 11 ноября английский авианосец "Илластриес" приблизился к Таранто на 170 миль, ос­таваясь незамеченным. В 20.35 первая группа из 21 английского палубного торпедоносца "Свордфиш" атаковала итальянские корабли в этой базе. Еще од­на такая группа произвела свою атаку примерно час спустя. В ходе этих атак в общей сложности по "Витторио Венето" было выпущено две 45-см авиа­торпеды, однако в цель они не попали. Тем не менее "Литторио", "Дуилио" и "Кавур" получили попадания торпед и надолго вышли из строя (последний из них в строй так и не вернулся). Эта дерзкая атака изменила соотношение сил на Средиземном море в пользу английского флота.

Неповрежденный "Витторио Венето" остался боеготовым и вскоре перешел в Неаполь, где опас­ность английских воздушных налетов была не так велика.

27 ноября "Витторио Венето" вместе с "Чезаре", шестью крейсерами и четырнадцатью эсминцами под флагом адмирала И. Кампиони покинул Неа­поль для перехвата английского конвоя, направля­ющегося из Гибралтара на Мальту. В состав сил прикрытия конвоя входили: линейный крейсер "Ринаун", авианосец "Арк Ройял", два крейсера и десять эсминцев. Для усиления этих сил из Александрии вышла в море еще одна группа английских кораблей: линкор "Рэмилиес", три крейсера и пять эсминцев, направляясь также к острову Мальта. Благодаря воздушной разведке, Кампиони знал о приближении этой группы, лишавшей его превосходства в силах над противником, поэтому и решил (в соответствии с полученными инструкци­ями) прервать контакт, чтобы не подвергать свои, уцелевшие после "ночи Таранто", линейные корабли риску. Весь бой ограничился четырьмя залпами "Витторио Венето" по английским крейсерам с большой дистанции, причем единственное попада­ние получил крейсер "Бервик". Этот эпизод вошел в историю как бой у мыса Теулада.

Вечером 8 января 1941 г. при налете на Неа­поль английские самолеты нанесли повреждения "Джулио Чезаре", который был вынужден на следу­ющий день уйти на ремонт в Специю. С января по март итальянский флот располагал лишь одним бо­еготовым линейным кораблем — "Витторио Венето", который и предполагалось использовать совместно с многочисленными крейсерскими силами против английских конвоев в Грецию. Такая операция и была запланирована на 24 марта при мощной воз­душной поддержке итальянских ВВС и 10-го воз­душного корпуса "люфтваффе". Операция за­держалась на два дня по просьбе немцев, стремившихся наладить возможно более четкое вза­имодействие с итальянцами в ходе ее выполнения.

Решение итальянского морского командования принять участие в операции основывалось на не­верных данных немецкой воздушной разведки, из которых следовало, что у англичан в восточном Средиземноморье остался лишь один боеготовый линкор "Вэлиент". Вечером 26 марта "Витторио Венето" под флагом адмирала А. Якино покинул Неа­поль в составе соединения тяжелых крейсеров "Зара", "Пола", "Фиуме", "Больцано", "Тренто" и "Триест", легких крейсеров "Абруцци" и "Гарибаль­ди", а также 13 эсминцев. Они намеривались нане­сти удар по английским конвоям, следующим из Александрии в греческие порты, однако уже в 12.20 на следующий день элемент внезапности был утрачен — итальянские корабли обнаружила английская патрульная летающая лодка "Сандерленд".

Утром 28 марта три итальянских крейсера столкнулись с внешним боевым прикрытием анг­лийской эскадры, состоящей из линкоров "Вэли­ент", "Бархэм", "Уорспайт", авианосца "Формидебл" и девяти эсминцев.

Четыре британских крейсера ("Глочестер", "Аякс", "Орион" и "Перт") и четыре эсминца при­крывали поисковой конвой, следовавший в Грецию, и находились примерно в 30 милях к югу от ска­листого островка Гуадо, когда обнаружили присутствие итальянских крейсеров на своем пути. Англичане начали преследовать итальянцев, ко­торые и навели их на свои главные силы. В 10.58 "Витторио Венето" открыл огонь из своих 381-мм орудий по "Ориону" с дистанции 23 000 метров. Не­смотря на то, что английский крейсер окружили огромные (высотой 70 метров) всплески и на него посыпались осколки снарядов, прямых попаданий не было. Англичане поставили плотную дымовую завесу и под ее прикрытием вышли из боя. Лишь "Глочестер", периодически безрезультатно обстрели­ваемый итальянским линкором, продолжал слеже­ние за обнаруженным противником. В 11.27 шесть английских палубных торпедоносцев "Альбакор" безуспешно атаковали "Витторио Венето", который, однако, прекратил огонь по "Глочестеру" и начал ук­лонение от выпущенных в него авиаторпед. Попыт­ка двух немецких самолетов "Ю-88" атаковать английские торпедоносцы была сорвана двумя англий­скими палубными истребителями "Фульмар", сбив­шими один из них. В складывающейся обстановке адмирал Якино принял решение прервать боевые действия и возвращаться в базу. Так самолеты с "Формидебла" сразу же сорвали план итало-немец­кой комбинированной операции. В 11.30 итальян­ские корабли начали отход, оставаясь без пла­нировавшегося воздушного прикрытия под непрерывными атаками английских палубных торпедоносцев. Начиная с 12.07 в течение пяти ча­сов "Альбакоры" выполнили одиннадцать атак, кроме того, два бомбовых удара в 14.20 и 14.50 на­несли бомбардировщики "Бленхейм" с баз в Греции. В 15.19 три "Альбакора", два "Свордфиша" и два "Фульмара" вышли в атаку на итальянский линкор. Несмотря на интенсивный зенитный огонь, голо­вной "Альбакор" добился попадания своей торпедой в "Витторио Венето", хотя сам был сбит и рухнул в воду примерно в 1000 метров от корабля.

45-см авиаторпеда попала в кормовую часть правого борта над правым внешним гребным вин­том примерно в шести метрах под ватерлинией. Взрыв 227-кг боевого зарядного отделения торпеды произвел существенные разрушения: бортовая об­шивка имела пробоину размерами примерно 9x3 метра, коридор правого внешнего гребного вала ин­тенсивно затапливался, сам вал имел деформации и был заклинен, как и вспомогательный руль правого борта, продольные и поперечные переборки в районе четвертой электростанции получили мно­гочисленные течи. Положение усугублялось еще и тем, что оказались незадраенными несколько водо­непроницаемых люков и горловин в районе повреждения (и это по боевой тревоге!).

К 15.30 линкор потерял ход, принял в кормовую часть 3500 тонн забортной воды, имел дифферент на корму около 3 метров и крен на правый борт около 4,5 градусов. В это время от близких разрывов бомб, сброшенных самолетом "Бленхейм", вышла из строя рулевая машина глав­ного руля и усилилась течь в кормовой части.

Аварийные партии предпринимали интенсив­ные меры по локализации распространения воды, герметизации и осушению помещений, однако их возможности существенно сокращались затоплени­ем кормового отделения водоотливных насосов и недостатком переносных водоотливных средств. Тем не менее распространение воды к 16 часам бы­ло прекращено, контрзатоплением удалось ликви­дировать крен и значительно уменьшить диф­ферент. В 16.42 удалось дать ход 10 узлов турбина­ми левого борта и к 18.20 довести его до 16 узлов.

Адмирал Я кино информировал командование о положении своего соединения, состоянии"Витторио Венето" и запросил прикрытие с воздуха, в котором ему отказали, сообщив, что английское соединение из одного линкора и одного авианосца находится от него в 175 милях. Фактически же английский командующий адмирал А. Каннингхэм с тремя лин­корами был уже в 50 милях, сокращая это расстояние на 7 миль за каждый час. В 19.00 "Вит­торио Венето", окруженный крейсерами и эсминца­ми, увеличил скорость до 19 узлов. В это время во­семь торпедоносцев с "Формидебла" вновь атакова­ли итальянские корабли, добившись торпедного по­падания в тяжелый крейсер "Пола", сразу же ли­шившего хода. В помощь поврежденному крейсеру Якино выделил еще два: "Зара" и "Фиуме" с двумя эсминцами, а сам с остальными кораблями продолжил отход. Оставшиеся итальянские корабли после захода солнца стали легкой добычей англий­ских линкоров, расстрелявших их из своих 381-мм орудий в упор с дистанций 3 000—4 000 метров по данным своей радиолокации за считанные минуты. Этот бой вошел в морскую историю под названием сражения у мыса Матапан.

На протяжении всего перехода до Таранто на "Витторио Венето" продолжалась борьба с поступле­нием воды, из-за попадания ее в систему смазки главных упорных подшипников приходилось сни­жать скорость. Ремонт линкора занял четыре меся­ца, и лишь в августе он снова был готов к боевым действиям.

23 августа 1941 г. "Витторио Венето", "Литторио", четыре крейсера с эсминцами охранения вышли в море на перехват английского соединения, следовавшего из Гибралтара на Мальту и состояв­шего из линкора "Нельсон", авианосца "Арк Ройял" и крейсера в охранении нескольких эсминцев. После того, как английский самолет-разведчик обнару­жил итальянскую эскадру, английские корабли возвратились в базу. Вскоре и итальянцы последо­вали их примеру.

24 сентября кон­вой, включавший де­вять британских быст­роходных транспорт­ных судов, вышел из Гибралтара на Мальту. Относительно его ох­ранения итальянская разведка не имела точ­ных сведений и счита­ла, что оно состоит из тех же кораблей, что и месяц назад. Однако фактически силы анг­личан кроме "Нельсо­на" и "Арк Ройяла" включали еще мощные линейные корабли: "Родней" и "Принс оф Уэлс". Англичане рас­считывали втянуть итальянский флот в решительное сражение и разгромить его. 26 сентября итальянская эскадра под флагом ад­мирала Якино в соста­ве "Витторио Венето", "Литторио", пяти крейсеров и 14 эсминцев покинула Неаполь и отправилась на перехват английских кораблей. Вечером 27 сен­тября "Нельсон" получил попадание торпедой с итальянского самолета и остался вместе с конвоем, тогда как остальные боевые корабли проследовали на север для боя с итальянской эскадрой. Ни та, ни другая сторона не смогли обнаружить друг друга, хотя одно время несколько часов шли параллельными курсами на расстоянии около 70 миль. В 14.00 Якино приказал прекратить выполне­ние боевой задачи и возвращаться в базу.

13 декабря "Витторио Венето" и "Литторио" с охранением из четырех эсминцев осуществля­ли дальнее прикрытие важного конвоя . (5 транспортных судов), следовавшего в Триполи. При возвращении в базу 14 декабря в 08.59 у мыса Арми в Мессинском проливе "Витторио Венето" по­двергся атаке английской подводной лодки "Урге", выпустившей по нему веером три торпеды. Одна из торпед взорвалась по левому борту в районе кормовой 381-мм башни. Сила взрыва 340 кг тротила была успешно поглощена конструктивной подводной защитой. В наружной обшивке образовалась пробоина размерами 13x6 метров, корабль принял 2 032 тонны забортной воды и по­лучил крен 3,5 градуса на правый борт и дифферент на корму около 2,2 метра. Человеческие потери до­стигали нескольких десятков убитых и раненых. Контрзатоплением удалось уменьшить крен до 1 градуса, однако полностью устранить дифферент не удалось вплоть до возвращения в базу. Корабль .прибыл в Таранто своим ходом, и его ремонт занял примерно четыре месяца.

"Витторио Венето" был снова готов к боевым действиям в июне 1942 г. В середине этого месяца англичане предприняли попытку провода двух кон­воев на Мальту: одного (5 транспортов, линкор "Ма­лайя", два авианосца, четыре крейсера и 17 эсмин­цев) из Гибралтара, а другого (11 транспортов под охраной средиземноморской эскадры) — из Алек­сандрии. Оба конвоя должны были подойти к Мальте одновременно. "Витторио Венето" и "Литторио" вышли в море из Таранто в 14.30 14 июня для перехвата западного конвоя, тогда как дивизия крейсеров из Палермо проследовала на перехват во­сточного.

Планировавшийся на 9.30 перехват восточного конвоя не состоялся вовремя из-за непрекравшихся с 3.40 до 9.30 интенсивных воздушных атак анг­лийских и американских самолетов, достигших, не­смотря на противодействие немецких истребителей, попадания торпедой в тяжелый крейсер "Тренто" и авиабомбой — в первую 381-мм башню "Литторио". В 15.00 Якино понял, что ему предстоит ночной бой, к которому слабо подготовленные итальянские экипажи были совершенно непригодны, и изменил курс таким образом, чтобы выйти на перехват сле­дующим утром, а затем и вовсе отменил операцию. При отходе итальянские корабли вновь подверглись торпедной атаке английских "Веллингтонов". На этот раз в условиях отсутствия воздушного прикрытия линкор "Литторио" получил попадание авиа­торпедой. Поврежденный тяжелый крейсер "Тренто" двумя торпедами добила английская подводная лодка "Амбра". Остальные итальянские корабли благополучно возвратились в свои базы. Следстви­ем операции явилось возвращение в Александрию восточного конвоя и прорыв в Ла Валетту лишь од­ного транспорта из состава западного конвоя.

Эта боевая операция оказалась последней для "Витторио Венето", так как серьезная нехватка топ­лива сделала невозможным какое-либо активное использование крупных боевых кораблей. 12 но­ября он совместно с "Литторио" перебазировался из Таранто в Неаполь, а затем 6 декабря вместе с присоединившимся к ним линкором "Рома" в Спе­цию. Линейные корабли уже практически не выхо­дили в море и использовались в качестве плавучих зенитных батарей. Заградительный огонь по само­летам противника вели даже 381- и 152-мм орудия, для чего в их боекомплекты включили фугасные снаряды с дистанционными взрывателями.

5 июня 1943 г. во время массированного налета на Специю американских "Летающих крепостей" ("В-17") две 908-кг бронебойные авиабомбы попали в носовую оконечность "Витторио Венето": первая по левому борту у первой 381-мм башни в районе 159 шпангоута (пробила все палубы, цилиндры конструктивной подводной защиты и, не взорвав­шись, ушла на дно), а вторая — по левому борту возле шпилей, в районе 197 шпангоута (прошла через все корабельные конструкции и взорвалась под днищем). Корабль ушел на ремонт в Геную, от­куда, после завершения всех работ, через месяц вновь возвратился в Специю, где оставался вплоть до капитуляции Италии.

В 3.00 9 сентября 1943 г. "Витторио Венето" по­кинул Специю и в составе эскадры отправился к острову Сардиния, где итальянцы намеревались разместить короля и свое правительство в надежде проводить независимую от Германии политику се­паратного мира. Эти планы нарушила оккупация в тот же день Сардинии немецкими войсками. Итальянская эскадра была вынуждена следовать на Мальту для сдачи союзникам. Вместе с эскадрой "Витторио Венето" прибыл в Ла Валету 11 сентября, а уже через три дня он вышел в Александрию, куда прибыл 17 сентября. Месяц спустя линкор бросил якорь в Большом Горьком озере (зона Суэцкого ка­нала), где оставался до 6 февраля 1946 г., когда он вышел в Италию. 9 февраля линкор прибыл в Авгу­сту (Сицилия), а 14 октября возвратился в Специю. 3 января 1948 г. "Витторио Венето" вывели из со­става флота, а 1 февраля формально исключили из списка итальянских боевых кораблей. По условиям Парижского мирного договора линкор подлежал передаче Великобритании, правительство которой предложило итальянскому разобрать корабль на ме­таллолом. В период 1953 —1955 гг. "Витторио Венето" был разобран в Специи. Так закончил свою службу наиболее активный из итальянских линей­ных кораблей периода второй мировой войны, вы­полнивший за ее период 56 боевых заданий, прошедший с боями 17970 миль за 1056 ходовых часов и израсходовавший 20288 тонн топлива. В ремонтах и доках корабль находился в общей слож­ности 199 дней.