"Литторио"

 

Второй корабль серии получил свое наименова­ние в честь эмблемы итальянской фашистской партии (связка фашин, окружавшая топорики древнеримских ликторов, называлась "литторио"). После падения режима Муссолини 30 июля 1943 г. линкор переименовали в "Италию".

Как и "Витторио Венето" ,"Литторио" заложили 28 октября 1934 г. Постройку осуществляла верфь фирмы "Ансальдо" в Генуе. 22 августа 1937 г. лин­кор сошел на воду, а 24 июня 1940 г. вступил в строй, войдя в состав 1-й эскадры, дисло­цированной в Таранто. Несмотря на то, что "Лит­торио" считался высокопрестижным кораблем итальянского флота, с особо подбиравшимся лич­ным составом, гражданские инженеры и техники были вынуждены оставаться на его борту несколько первых месяцев его службы.

После двух коротких и безрезультатных выхо­дов в море "Литторио" вместе с другими итальян­скими боевыми кораблями стоял на якоре в Таранто, когда в ночь с 10 на 11 ноября 1940 г. 42 английских палубных торпедоносца "Свордфиш" двумя волнами атаковали эту базу. Только 11 само­летов несли торпеды, остальные были вооружены бомбами. Три итальянских линкора, два крейсера и несколько вспомогательных судов получили различные боевые повреждения. Англичане по­теряли сбитыми лишь два самолета.

В 23.15 почти одновременно в "Литторио" попа­ло две торпеды. Одна из них взорвалась по правому борту, немного в корму от первой 381-мм башни, в районе 163 шпангоута. В борту образовалась пробоина размерами примерно 7,5x6 метров, причем фильтрационная переборка конструктивной подводной защиты дала течь. Вторая торпеда ударила в кормовую оконечность в районе 9 шпан­гоута, пробив сквозную брешь с левого борта на правый, частично разрушив перо основного руля и его рулевую машину. Тем не менее в этот период угроза гибели корабля еще отсутствовала. Она стала реальной, когда в полночь третья торпеда поразила линкор в правый борт в носовую оконечность в районе 192 шпангоута, где отсутствовала конструк­тивная подводная защита. В огромную пробоину (примерно 12x8 метров) устремились большие массы забортной воды. Водонепроницаемые конструкции носовой оконечности, заклепочные со­единения которых уже были ослаблены взрывом первой торпеды, дали обильные течи. Если бы корабль находился в открытом море, то скорее всего его потопления не удалось бы избежать, однако в базе дело обстояло иначе: носовая оконечность села на грунт. Вода доходила до барбета первой 381-мм башни, и крен на правый борт составлял до 3 градусов. Спасательные работы, начавшиеся уже на следующий день, серьезно затрудняло наличие не­взорвавшейся торпеды, которую обнаружили под килем линкора при водолазном осмотре. 45-см ави­аторпеды, примененные англичанами в рейде на Таранто, снабжались неконтактными магнитными взрывателями, поэтому дрейф корабля мог вызвать взрыв, весьма нежелательный в сложившейся ситу­ации. В конце концов 11 декабря "Литторио" ввели в сухой док для ремонта, который завершился 11 марта 1941 г. 1 апреля на корабле снова поднял свой флаг адмирал Я кино и в августе—сентябре линкор совершил несколько выходов в море вместе с "Витторио Венето", как уже было описано выше.

17 декабря 1941 г. "Литторио" участвовал в первом бою в заливе Сирт. Итальянская эскадра осуществляла прикрытие конвоя в Ливию, когда от немецкого самолета-разведчика поступила ин­формация об отряде английских кораблей, вышед­шем с Мальты. В действительности это был танкер (ошибочно принятый немцами за линкор) в охранении трех крейсеров и двенадцати эсминцев. Якино бросил против них "Литторио", "Дориа" и "Чезаре" в охранении двух крейсеров и десяти эс­минцев. В 17.53 итальянцы вышли на визуальный контакт с англичанами и открыли огонь с дальних дистанций, под прикрытием которого итальянские эсминцы попытались выйти в торпедную атаку. Анг­лийские корабли, отстреливаясь, отошли под прикрытием дымовой завесы. Уже в 18.00 бой окончился безрезультатно для обеих сторон. 19 де­кабря итальянский конвой достиг Триполи.

22 марта 1942 г. состоялся второй бой в заливе Сирт. В 14.24 по разведданным, полученным от подводных лодок, итальянское соединение из трех тяжелых крейсеров и четырех эсминцев атаковало английский конвой, шедший из Александрии на Мальту. Ответные действия англичан последовали незамедлительно. В то время, как крейсер и шесть эсминцев продолжали непосредственное охранение конвоя, остальные четыре крейсера и двенадцать эс­минцев, заставили итальянцев начать немедленный отход под интенсивным огнем, открытым в 14.35. Положение сторон изменилось в 16.18, когда к месту боя подошел "Литторио" с тремя эсминцами. На море бушевал шторм, налетавшие дождевые шква­лы и дымовые завесы англичан существенно затруднили итальянцам ведение огня. В 18.30 анг­лийские эсминцы произвели дерзкую торпедную атаку, отбитую шквальным огнем итальянской корабельной артиллерии. Один из английских эс­минцев ("Лайвли") получил попадание 381-мм снарядом, а на юте "Литторио" разорвался англий­ский 120-мм снаряд, повредивший палубный на­стил. Форс пламени из стволов кормовых 381-мм орудий вызвал воспламенение самолета на ката­пульте, что послужило для англичан поводом счи­тать достигнутым торпедное попадание в итальян­ский линкор. С наступлением темноты бой за­вершился. При возвращении на базу во время силь­ного шторма затонули два итальянских эсминца.

Очередная попытка предотвратить проводку ан­глийского конвоя на Мальту, предпринятая италь­янской эскадрой 12—16 июня 1942 г., увенчалась успехом: конвой был принужден возвратиться. "Литторио", "Витторио Венето", четыре крейсера и десять эсминцев вышли из Таранто 14 июня. Британский самолет-разведчик своевременно об­наружил итальянские корабли, после чего на них последовали многочисленные воздушные атаки. В 9.05 15 июня "Литторио" получил попадание фугасной авиабомбой среднего калибра с американского высотного бомбардировщика "В-24" во вторую 381-мм башню. Результатом этого попадания яви­лись повреждение башенного дальномера и оско­лочные пробоины в палубном настиле полубака. Гораздо более серьезные повреждения кораблю причинило попадание авиаторпеды с самолета "Веллингтон" в 23.39. Торпеда взорвалась в носовой части по правому борту в районе 194 шпангоута за пределами конструктивной подводной защиты. Корабль принял около 1 600 тонн забортной воды, еще 350 тонн приняли в кормовые отсеки для выравнивания крена и дифферента. Линкор своим ходом возвратился в базу и уже 27 августа ремонт повреждений завершился. 13 ноября 1942 г. "Лит­торио" перешел в Неаполь, однако 4 декабря возвратился в Таранто. С декабря 1942 г. по июнь 1943 г. линкор использовался для обеспечения противовоздушной обороны Таранто, Специи и Ге­нуи. 14 апреля 1943 г. во время массированного на­лета на Специю он получил попадание авиабомбой в левый борт второй 381-мм башни. Бронирование было пробито, осколки повредили палубный на­стил. Ремонт повреждений выполнили верфи Спе­ции.

После падения 25 июля 1943 г. режима Муссо­лини "Литторио" переименовали в "Италию". 9 сентября, находясь на переходе морем "Италия" по­дверглась атаке немецких бомбардировщиков "До-217", использовавших тяжелые радиоуправляемые бронебойные планирующие авиабомбы "Фриц-Х" (масса 1570 кг, масса ВВ 300 кг, вероятность попа­дания в маневрирующую цель типа крейсер 0.3, вы­сота применения 6—8 км, бронебойное действие 120—150 мм). Одна из таких бомб попала в палубу полубака в районе 162 шпангоута и вышла через бортовую обшивку, детонировав в воде у борта. Повреждению подверглось 190 кв. метров обшивки в подводной части, поступление забортной воды со­ставило 830 тонн (еще 400 приняли для выравнивания крена и дифферента). Другая бомба взорвалась в воде вблизи от левого борта, вызвав обводне­ние топлива в близле­жащих цистернах.

После короткой стоянки на Мальте "Италия" вместе с "Витторио Венето" по­дверглась интерни­рованию в Большом Горьком озере (зона Суэцкого канала) с 18 сентября 1943 г. по 4 февраля 1946 г. Затем 9 февраля линкор прибыл в Августу (Си­цилия), откуда пере­шел в Специю. Ввиду того, что по условиям Парижского мирного договора "Италия" от­ходила к США, 1 июня 1948 г. корабль исключили из спи­сков итальянского флота.

Так как прави­тельство США сог­ласилось на раздел­ку линкора на метал­лолом в Италии, он был окончательно ра­зобран в Специи к 1955 г.

За годы войны "Литторио"-"Италия" выполнил 46 боевых заданий, пройдя 13 583 мили за 755 ходо­вых часов и израсхо­довав 17 740 тонн топ­лива. В ремонтах и до­ках корабль провел 251 день.