"Рома"

 

Третий линкор серии, строившийся по не­сколько улучшенному проекту, получил свое наиме­нование в честь "вечного города" — столицы Ита­лии. Корабль заложили 18 сентября 1938 г. на верфи "Кантьери Риунити дель Адриатико" в Трие­сте на том же стапеле, с которого сошел "Витторио Венето". "Рома" был спущен на воду 9 июня 1940 г. и вошел в строй 14 июня 1942 г. 21 августа он прибыл в Таранто, войдя в состав 9 дивизии. Не­хватка топлива не давала возможности провести да­же минимум выходов в море для боевой подготовки и отработки экипажа.

В июне 1943 г. на рейде Специи корабль полу­чил ряд боевых повреждений в ходе налетов авиа­ции союзников. 5 июня в 13-59 две 908-кг бронебойные бомбы вызвали обширное затопление в носовой части. Одна из бомб пробила палубу по­лубака и борт в районе 222 шпангоута и, взорвавшись в воде по правому борту, повредила 32 кв. метра подводного борта.

Вторая бомба взорвалась в воде с левого борта в районе 200 шпангоута, повредив 30 кв. метров подводного борта. Корабль принял 2 350 тонн за­бортной воды. Положение могло оказаться еще серьезнее, окажись бомбы не бронебойными, а фу­гасными.

8  ночь с 23 на 24 июня еще две авиабомбы поразили   "Рому":   одна   пробила   ют   и   вызвала разрушения в подпалубных помещениях, а вторая взорвалась на лобовой плите третьей 381-мм баш­ни, причинив окружающим конструкциям мелкие повреждения.

Следствием всех этих повреждений стал уход линкора на ремонт в Геную, куда он прибыл 1 июля. В Специю корабль возвратился 13 августа.

9 сентября 1943 г. "Рома" под флагом адмирала К. Бергамини во главе итальянской эскадры вышел в море, направляясь якобы в район Салерно для удара   по   десантным   силам   союзников,   однако вскоре итальянцы изменили курс и направились для сдачи союзникам на Мальту. Немецкая разведка быстро выявила план своих бывших союз­ников, и вскоре немецкие самолеты "До-217", вооруженные тяжелыми радиоуправляемыми пла­нирующими авиабомбами "Фриц-Х", настигли итальянскую эскадру в Сардинском заливе. Первая атака в 15.37 окончилась безрезультатно, но вторая, последовавшая через 15 минут, привела к выше­описанному повреждению "Италии" и гибели "Ро­мы", пораженного двумя бомбами. Первая бомба попала в палубу полубака по правому борту между 100 и 108 шпангоутами, прошла через отсеки конструктивной под­водной защиты и дето­нировала в воде под корпусом корабля, вы­звав большие раз­рушения его подводной части с интенсивным поступлением заборт­ной воды. В считанные минуты вода затопила кормовое машинное отделение, третью электростанцию, седь­мое и восьмое котель­ные отделения. Пов­реждение кабелей вы­звало многочисленные замыкания и возго­рания электрообору­дования в кормовой ча­сти. Корабль покинул строй соединения, рез­ко сбавив ход. В 16.02 вторая бомба поразила линкор в палубу пол­убака по правому борту между 123 и 136 шпан­гоутами. Пройдя через все палубы, она взорвалась в носовом машинном отделении, после чего начался большой пожар с по­следующей детонацией носовой группы артиллерийских погребов. Форс пламени вырвался из барбета второй 381-мм башни на несколько десят­ков метров вверх, сама башня, сорванная со своего места, была выброшена далеко за борт. После серии взрывов корпус переломился в районе носовой надстройки, линкор, кренясь на правый борт, опрокинулся и пошел ко дну, унося с собой жизни 1 253 человек из 1849, составлявших его экипаж. (Помимо этого, имеются данные о том, что на корабле находились члены семей некоторых офи­церов корабля). Координаты гибели линкора: широта 42°10'N, долгота 8°40' Ost.

Служба линейного корабля "Рома" продолжа­лась всего 15 месяцев, в течение которых он не вы­полнил ни одного боевого задания, совершил 20 выходов в море, пройдя 2 492 мили за 133 ходо­вых часа и израсходовав 3 320 тонн топлива. В ремонте корабль находился 63 дня.