Заключение
Таким образом, линейные корабли типа "Витторио Венето" следует признать весьма передовыми для своего времени, особо отметив достигнутый в их проекте баланс между наступательными и оборонительными качествами при сравнительно несущественном превышении договорных лимитов стандартного водоизмещения. Мощность артиллерии главного и противоминного калибров соответствовала наивысшим мировым стандартам и превышала таковую у всех линкоров новой постройки с 381—330-мм орудиями. Ей соответствовало вертикальное бронирование, что же касается горизонтального, то нельзя не прийти к выводу о необходимости и возможности в пределах даже тех же самых масс его выполнить гораздо более надежным. Распределение брони по трем палубам, да еще с использованием довольно мощных настилов из стали повышенной сопротивляемости влекло за собой снижение примерно в полтора раза общей прочности, сформированной сложной броневой преградой по сравнению с одной 160—170-мм монолитной броневой палубой, над которой следовало бы расположить одну 20—25-мм взводную палубу. Но, впрочем, горизонтальная защита почти всех европейских и американских линкоров, построенных в конце 30-х — начале 40-годов, страдала теми же недостатками.
Несомненными являлись и принципиальные недостатки, порожденные отставанием итальянской промышленности в передовых технологиях: электросварке корабельных конструкций, изготовление электротехнических и гироскопических устройств для системы ПУС и дистанционного управления артиллерийскими установками, наконец оптике и радиолокации. Систему противовоздушной обороны новых итальянских линкоров следует рассматривать как совершенно не отвечающую своему прямому предназначению, как по возможностям и составу систем приборов управления морским зенитным огнем (МПУАЗО), так и по этим же качествам зенитных артиллерийских систем.
И все-таки линкоры типа "Витторио Венето" являлись весьма совершенными и мощными военными кораблями эпохи второй мировой войны и знаменовали собой крупное достижение итальянской школы военного кораблестроения, во многом им непревзойденное и по сию пору.
Таблица 4. Тактико-технические элементы линкоров с официальным стандартным водоизмещением 35 000 тонн постройки 1934 — 1940 годов
Имя корабля |
"Витторио Венето" |
"Ришелье" |
"Кинг Джордж V |
СТРАНА |
ИТАЛИЯ |
ФРАНЦИЯ |
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ |
ДАТЫ: |
|
|
|
— закладки |
28.10.1934 |
22.10.1935 |
01.01.1937 |
— спуска На воду |
25.07.1937 |
17.01.1939 |
21.02.1939 |
— вступления в строй |
28.04.1940 |
15.06.1940 |
30.09.1940 |
ВООРУЖЕНИЕ: |
|
|
|
а) артиллерийское (число установок х х стволов - калибр, мм/ длина калибров |
3x3-381/50 |
2x4-381/45 |
2 х 4-356/45 |
4x3-152/55 |
3x3-152/55 |
1 х 4—356/45 |
|
12x1— 90/50* |
6x2—100/45* |
8x2—134/50* |
|
8x2- 37/54 |
6x2- 37/50 |
4x8- 40/40 |
|
4x1- 37/54 |
6x4-13,2 |
4 "UP" |
|
12x1- 20/65 |
|
|
|
б) авиационное (число катапульт/самолетов) |
1/3 |
2/3 |
2/4 |
МАССА СНАРЯДОВ ЗАЛПА АРТИЛЛЕРИИ ПС, кг |
7965 |
7072 |
7210 |
ДОСЯГАЕМОСТЬ ПС, кб |
244 |
205 |
185 |
БРОНИРОВАНИЕ: |
|
|
|
— пояс, мм |
70 + 280 |
330 |
374—349 |
— палубы, мм |
36+100-150 |
150-170 + 40 |
124—149 |
— скосы, мм |
36 + 24 |
50 |
— |
— башни ПС, мм |
380-200 |
430-300 |
280-200 |
— боевая рубка, мм |
175—255 |
300—350 |
75 |
ЗСМ ПОД ОГНЕМ ОРУДИЙ, кб: |
|
|
|
— 381/50 итал. |
от 90 до 160 |
от 110 до 165 |
от 100 до 170 |
— 381/45 франц. |
от 75 до 150 |
от 94 до 160 |
от 85 до 160 |
— 356/ 45 англ. |
от 50 до 150 |
от 80 до 170 |
от 60 до 170 |
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ |
350 |
300 |
450 |
ТИП КЭУ, МОЩНОСТЬ, л. с. |
4ТЗА, 135000 |
4ТЗА,150000 |
4ТЗА,110000 |
ПРОЕКТНАЯ СКОРОСТЬ, уз. |
30 |
31,5 |
27,5 |
ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, миль/ПРИ СКОРОСТИ, уз. |
4700/14 |
9500/15 |
6000/15 |
ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, т стан./полн. |
41167/45572 |
38 450/45 438 |
38641/42905 |
НАИБОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ: |
|
|
|
— длина, м |
237,8 |
247,8 |
227,1 |
— ширина, м |
32,9 |
33,1 |
31,5 |
— осадка, м |
10,4 |
9,6 |
9,6 |
ЭКИПАЖ, человек |
1920 |
1550 |
1409 |
ПРИМЕЧАНИЕ: ПС — главный калибр, ЗСМ — зона свободного маневрирования (диапазон дистанций, в пределах которого обеспечивается непоражение жизненно важных частей корабля бронебойными снарядами данного образца артиллерийского орудия) на траверзных курсовых углах, КЭУ — корабельная энергетическая установка, ППТУ — прямодействующая паротурбинная установка, ТЗА — турбозубчатый агрегат, * обозначены универсальные орудия. "UP" — пусковые установки неуправляемых зенитных реактивных снарядов.