Заключение

 

Таким образом, линейные корабли типа "Витторио Венето" следует признать весьма передовыми для своего времени, особо отметив достигнутый в их проекте баланс между наступательными и оборонительными качествами при сравнительно несущественном превышении договорных лимитов стандартного водоизмещения. Мощность артилле­рии главного и противоминного калибров соответ­ствовала наивысшим мировым стандартам и пре­вышала таковую у всех линкоров новой постройки с 381—330-мм орудиями. Ей соответствовало вертикальное бронирование, что же касается горизонтального, то нельзя не прийти к выводу о необходимости и возможности в пределах даже тех же самых масс его выполнить гораздо более надеж­ным. Распределение брони по трем палубам, да еще с использованием довольно мощных настилов из стали повышенной сопротивляемости влекло за со­бой снижение примерно в полтора раза общей прочности, сформированной сложной броневой преградой по сравнению с одной 160—170-мм мо­нолитной броневой палубой, над которой следовало бы расположить одну 20—25-мм взводную палубу. Но, впрочем, горизонтальная защита почти всех европейских и американских линкоров, построен­ных в конце 30-х — начале 40-годов, страдала теми же недостатками.

Несомненными являлись и принципиальные недостатки, порожденные отставанием итальянской промышленности в передовых технологиях: электросварке корабельных конструкций, изготов­ление электротехнических и гироскопических устройств для системы ПУС и дистанционного управления артиллерийскими установками, нако­нец оптике и радиолокации. Систему противовоз­душной обороны новых итальянских линкоров сле­дует рассматривать как совершенно не отвечающую своему прямому предназначению, как по возмож­ностям и составу систем приборов управления морским зенитным огнем (МПУАЗО), так и по этим же качествам зенитных артиллерийских сис­тем.

И все-таки линкоры типа "Витторио Венето" яв­лялись весьма совершенными и мощными военны­ми кораблями эпохи второй мировой войны и зна­меновали собой крупное достижение итальянской школы военного кораблестроения, во многом им непревзойденное и по сию пору.

 

Таблица 4. Тактико-технические элементы линкоров с официальным стандартным водо­измещением 35 000 тонн постройки 1934 — 1940 годов

Имя корабля

"Витторио Венето"

"Ришелье"

"Кинг Джордж V

СТРАНА

ИТАЛИЯ

ФРАНЦИЯ

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

ДАТЫ:

 

 

 

— закладки

28.10.1934

22.10.1935

01.01.1937

— спуска На воду

25.07.1937

17.01.1939

21.02.1939

— вступления в строй

28.04.1940

15.06.1940

30.09.1940

ВООРУЖЕНИЕ:

 

 

 

а) артиллерийское (число установок х х стволов - калибр, мм/ длина калибров

3x3-381/50

2x4-381/45

2 х 4-356/45

 

4x3-152/55

3x3-152/55

1 х 4—356/45

 

12x1— 90/50*

6x2—100/45*

8x2—134/50*

 

8x2- 37/54

6x2- 37/50

4x8- 40/40

 

4x1- 37/54

6x4-13,2

4 "UP"

 

12x1- 20/65

 

 

б) авиационное (число катапульт/са­молетов)

1/3

2/3

2/4

МАССА СНАРЯДОВ ЗАЛПА АРТИЛЛЕРИИ ПС, кг

7965

7072

7210

ДОСЯГАЕМОСТЬ ПС, кб

244

205

185

БРОНИРОВАНИЕ:

 

 

 

— пояс, мм

70 + 280

330

374—349

— палубы, мм

36+100-150

150-170 + 40

124—149

— скосы, мм

36 + 24

50

— башни ПС, мм

380-200

430-300

280-200

— боевая рубка, мм

175—255

300—350

75

ЗСМ ПОД ОГНЕМ ОРУДИЙ, кб:

 

 

 

— 381/50 итал.

от 90 до 160

от 110 до 165

от 100 до 170

— 381/45 франц.

от 75 до 150

от   94 до 160

от   85 до 160

— 356/ 45 англ.

от 50 до 150

от   80 до 170

от   60 до 170

СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ

350

300

450

ТИП КЭУ, МОЩНОСТЬ, л. с.

4ТЗА, 135000

4ТЗА,150000

4ТЗА,110000

ПРОЕКТНАЯ СКОРОСТЬ, уз.

30

31,5

27,5

ДАЛЬНОСТЬ ПЛАВАНИЯ, миль/ПРИ СКОРОСТИ, уз.

4700/14

9500/15

6000/15

ВОДОИЗМЕЩЕНИЕ, т стан./полн.

41167/45572

38 450/45 438

38641/42905

НАИБОЛЬШИЕ РАЗМЕРЫ:

 

 

 

— длина, м

237,8

247,8

227,1

— ширина, м

32,9

33,1

31,5

— осадка, м

10,4

9,6

9,6

ЭКИПАЖ, человек

1920

1550

1409

ПРИМЕЧАНИЕ: ПС — главный калибр, ЗСМ — зона свободного маневрирования (диапазон дистанций, в пределах которого обеспечивается непоражение жизненно важных частей корабля бронебойными снарядами данного образца артиллерийского орудия) на траверзных курсовых углах, КЭУ — корабельная энергетическая установка, ППТУ — прямодействующая паротурбинная установка, ТЗА — турбозубчатый агрегат, * обозначе­ны универсальные орудия. "UP" — пусковые установки неуправляемых зенитных реактивных снарядов.