Проектирование и постройка

 

В начале 1936 контролер ВМФ контр-адмирал Гендерсон решил, что конкурс за право проектировать бронированный авиа­носец выиграл старший конструктор У.Э.Д. Форбс, создатель проекта «Арк Ройяла» и финишера Mk I. Начальник отдела ко­раблестроение Адмиралтейства сэр Артур Джонс, который дол­жен был принимать это решение, был серьезно болен и дей­ствительности уже устранился от дел. Поэтому проектирование бронированного авианосца велось «частным образом» контро­лером ВМФ и его конструктором.

Гендерсон решил, что бронированный авианосец абсолют­но необходим, а потому нет времени ждать подготовки Адми­ралтейством технического задания, и проектирование началось без него. Единственное, что было задано — способность вы­держать прямое попадание 500 фн бомбы, сброшенной с высо­ты 7000 фт, и бортовая броня, как на современных английских крейсерах. Подводная защита должна была выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой в 750 фн взрывчатки. И сразу же стало ясно, что уложиться а договорные 23000 тонн немыслимо.

Форбс и его группа были заняты чертежами деталировки строящегося «Арк Ройяла», но все-таки в конце февраля Форбс передал Гендерсону первые эскизы. Позднее были разработа­ны несколько вариантов чертежей, чтобы выполнить различные требования относительно размеров, бронирования, вооружения и авиагруппы. Неизменными оставались лишь упомянутые выше требования. Предполагалось усилить главный калибр, заменив 114 мм орудия на 133 мм, появившиеся на линкорах типа «Кинг Георг V». Однако артиллеристы не создали легкой палубной установки, и от усиления вооружения пришлось отказаться.

К концу июня эскизный проект был представлен морскому штабу и через месяц был одобрен Советом Адмиралтейства. Бронированная полетная палуба толщиной 76 мм NC составля­ла 62% общей площади полетной палубы. Стены и траверзы ангара имели толщину 114 мм цементированной брони. Погреба и машины прикрывал 114 мм пояс и 76 мм палуба вне пределов ангара. Цитадель замыкали 65 мм траверзы. 21 июля 1936 Со­вет утвердил окончательный проект. Окончательные чертежи «Викториеса» были представлены Совету 30 ноября и одобре­ны в течение недели. По требованию Адмиралтейства пояс был удлинен на 28 фт вперед и 24 фт назад, что привело к увеличе­нию водоизмещения на 100 тонн. Это пришлось компенсиро­вать сокращением боезапаса. Ангар был расширен с 60 фт до 62 фт, что позволяло поставить рядом не 2, а 3 самолета. Пост­роечными чертежами и спецификациями занимался уже новый начальник отдела кораблестроения сэр Стэнли Гудолл.

Аэродинамика «Викториеса» имела ряд преимуществ перед «Арк Ройялом». Все эти корабли, особенно «Илластриес», име­ли закругленное окончание полетной палубы. Это не было ка­ким-то нововведением. Подобная конструкция использовалась на британских авианосцах с 1918, как эффективное средство уменьшения турбулентности за кормой, что значительно облег­чало посадку. Однако в ходе Второй Мировой войны палубу пришлось спрямлять, чтобы увеличить полезную площадь полет­ной палубы. «Илластриес» получил прибавку в длине палубы на 120 фт. Носовая часть корабля проходила продувку в аэроди­намической трубе, также чтобы уменьшить турбулентность. Ост­ровная надстройка и труба в плане напоминали сечение крыла самолета. На «Арк Ройяле» возникали проблемы с задымленностью полетной палубы, поэтому на «Илластриесе» труба была сделана выше на 8 фт. Новые авианосцы получили только одну гидравлическую катапульту на левой стороне полетной палубы, так как втиснуть 2 катапульты в маленькую палубу оказалось слишком сложно. Корабль имел 2 самолетных элеватора, кото­рые не были забронированы.

Примерная стоимость постройки составляла 4050000 £, из которых 1694000 £ приходились на корпус, 702000 £ стоили машины, а 68000 £ стоили вспомогательные механизмы. Для срав­нения укажем, что общая стоимость «Арк Ройяла» составила 3750000 £ (1496250 £ стоил корпус и 566779 £ стоили машины). Заказы на постройку 2 первых авианосцев были размещены 13 января 1937. «Илластриес» предполагалось строить в Барроу, а «Викториес» — в Ньюкасл-апон-Тайне. Срок готовности опре­делялся в 39 месяцев.

В первые годы войны американский флот очень заинтересо­вался концепцией бронированного авианосца, особенно его под­твердившейся способностью выдерживать попадания тяжелых бомб. Особенно на американцев произвело впечатление спасе­ние «Илластриеса» после попадания 5 — 1000-фн и 3 — 500-фн бомб 10 января 1941 возле Крита, а также 2 — 1000-фн бомб на Мальте через 2 дня. Ремонт «Илластриеса» проводился на верфи американского ВМФ в Норфолке с 12 мая по 28 ноября 1941. «Формидебл» получил 2 попадания 2000-фн бомбами 26 мая 1941 возле Крита и 26 августа тоже прибыл в Норфолк для ре­монта и модернизации, которые заняли 3 месяца. Американцы получили возможность детально ознакомиться с кораблями, чьи бронированные палубы позднее позволили им сравнительно лег­ко выдерживать попадания камикадзэ, которые причиняли ужа­сающие повреждения американским авианосцам. Именно это подтолкнуло американцев установить на больших авианосцах типа «Мидуэй» 76 мм броневую полетную палубу. Японцы в мае 1944 ввели в строй авианосец «Тайхо», который тоже имел 76 мм бро­ню полетной палубы. Однако, ни один из этих кораблей не имел бортового бронирования ангара.

Впрочем, слишком маленькая по сравнению с водоизмеще­нием авиагруппа все-таки вызывала сомнения. Поэтому на сле­дующем авианосце «Индомитебл» в кормовой части корпуса, ниже основного, появился куцый «полуангар». Чтобы компенсировать увеличение веса, пришлось сделать тоньше броню стен ангара. Кормовой элеватор обслуживал оба уровня ангара.

Последняя пара авианосцев тоже имела полтора ангара. Но, вдобавок, англичане перешли на более традиционную для себя четырехвальную машинную установку. Оба улучшения имели проблематичную ценность и явные недостатки. Малая высота ангара мешала размещать там крупные самолеты. Аме­риканские машины в ангарах «Имплейкебла» просто не поме­щались. Увеличение мощности машин тоже не принесло боль­шой выгоды. Пришлось куда-то заталкивать дополнительную машинную команду, ухудшая и без того не лучшие условия жизни. А увеличение водоизмещения съело почти весь выиг­рыш а скорости.

Киль «Викториеса» был заложен 4 мая 1937, но различные помехи привели к тому, что корабль был спущен только 14 сентября 1939, на 6 месяцев позже «Илластриеса» и на месяц позже «Формидебла».

К несчастью, контр-адмирал Гендерсон умер от переутомле­ния 2 мая 1939. Ему так и не удалось увидеть в бою брониро­ванные авианосцы, которые свои появлением на свет были обя­заны именно ему.

 

ILLUSTRIOUS

(Прославленный)

Vickers-Armstrong,

Barrow

27.4.37

5.4.39

25.5.40

VICTORIOUS

(Победоносный)

Vickers-Armstrong,

Туле

4.7.37

14.9.39

15.5.41

FORMIDABLE

(Грозный)

Harland @ Wolff

17.6.37

24.11.39

24.11.40

 

Водоизмещение: 23207 t, 28619 t no проекту

Размеры: 226,7 х 29,2 х 8,7 м

Полетная палуба: 225,5 х 29,2 м; эффективная длина 204,2 м (188,9 м Illustrious)

Ангар: 139, 6х 18,9x4,9 м

Машины:   3-вальный ТЗА Парсонс, 6 адмиралтейских котлов, 111000 shp= 30,5 узл. 4854 тонн нефти = 110000 миль @ 14 узл.

Броня: пояс 114 мм, замкнут поперечными траверзами 65 мм; борта ангара 114 мм, замкнуты поперечными траверзами 114 — 65 мм, полетная палуба 76 мм (над ангаром), 37 мм (вне ангара); нижняя палуба 76 мм вне ангара, 25 мм (а оконечностях), 76 мм (в корме над рулевой машиной); про­дольная переборка 37 мм

Вооружение:   16—114/45 мм; 48 — 2-фн (6 х 8)

Авиационное: 36 самолетов, 1 катапульта, 50540 галлонов бен­зина

Экипаж: 817 человек + 394 авиационная БЧ; 1750 чел. в 1943; 1997 чел. в 1945

 

INDOMITABLE

(Неукротимый)

Vickers-Armstrong, Barrow

10.11.37

26.3.40

10.10.41

 

Водоизмещение: 24680 t, 29730 t после постройки

Размеры: 229,8 х 29,2 х 7,6/8,8 м

Полетная палуба: 228,9 х 28,9 м

Ангар: верхний — 139,4 х 18,9 х 4,3 м; нижний — 51,5 х 18,9 х 4,9м

Машины: как Illustrious

3250 миль               29,25 узл.

3560 миль               28,75 узл.

5300 миль              25,5 узл.

6730 миль               22,5 узл.

9000 миль               18 узл.

10250 миль             12 узл.

Броня: пояс 114 мм, замкнут поперечными переборками 65 мм; борта ангара 37 мм, замкнуты поперечными переборками 65 мм; полетная палуба 76 мм (над ангаром), 37 мм (сне анга­ра); нижняя палуба 76 мм, 25 мм (в оконечностях), 76 мм (в корме над рулевой машиной); продольная переборка 37 мм

Вооружение: 16 - 114/45 мм; 48 - 2-фн (6 х 8); 8 - 20 мм (8 х 1); 17 - 7,7 мм пул. (17 х 1)

Авиационное: 48 самолетов, 1 катапульта, 75110 галлонов бен­зина

Экипаж:  1392 человека (1592 чел. в 1942, 1946 чел. в 1945)

 

IMPLACABLE (Неумолимый)

Fairfield

21.2.39

10.12.42

28.8.44

INDEFATIGABLE

(Неутомимый)

John Brown

3.11.39

8.12.42

3.5.44

 

Водоизмещение: 24400 t, 29512 t no проекту

Implacable   27000 t, 321101

Indefatigable  27700 t, 32800 t Размеры: 233,57 x 29,18 x 8,81 м Полетная палуба: эффективная длина 231,6 м Ангар: верхний 139,6 х 18,9 х 4,3 м; нижний 63,4 х 18,9 х 4,3 м

Машины:   4-вальный ТЗА Парсонс, 8 адмиралтейских котлов, 148000 shp = 31,5 узл. 4850 тонн нефти

Броня: как на Indomitable

Вооружение: 16 - 114/45 мм; 48 - 2-фн (6 х 8);

Implacable 37 - 20 мм (14 х 2 + 9 х 1)

Indefatigable 40 - 20 мм (15 х 2 + 10 х 1)

Авиационное: 54 самолета, 1 катапульта, 94650 галлонов бензина

Экипаж: 845 человек + 547 авиационная БЧ (во время войны 870 + 587 + 17 в качестве флагмана)

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕСОВ

Статья                       D,t (тонн)             Процент        Dn (тонн)

Корпус                      12724                        54,8                  12724

Машины                     2440                        10,5                    2464

Броня                          4941                        21,3                    4941

Вооружение                 992                          4,3                      997

Авиационное

вооружение                 995                          4,3                    1186

Общие запасы           1115                          4,8                    1266

Всего                        23207                      100,0                  23578

Топливо                     -                                -                        4854

Котельная вода      -                                   -                          187

Всего                        23207                          -                     28619

                                                          D,t                         Dn

Осадка                                             23'11                    28'1”

GM                                                    5,35'                     8,26'

GZ                                                    3,55'                      4,90'

Диапазон остойчивости                65°                         <90°