Глава 4
УСТРОЙСТВО И ВООРУЖЕНИЕ «АВРОРЫ»

Построенный крейсер 1 ранга «Аврора» характеризовался следующими основными техническими решениями по корпусу, устройствам и вооружению.

АРХИТЕКТУРА

Стальной корпус крейсера состоял из набора, стальной обшивки, настила второго дна и имел три палубы — верхнюю, батарейную и броневую (карапасную), а также полубак и две платформы в оконечностях — носовую и кормовую.

Важнейшая продольная связь корпуса — вертикальный внутренний киль высотой 991 мм непрерывен на всем протяжении от форштевня до ахтерштевня. Он был приклепан к килевому поясу наружной обшивки, т. е. к горизонтальному килю, составленному из двух листов переменной толщины: от миделя к оконечностям толщина наружного слоя увеличивалась с 14 до 16 мм, а внутреннего — уменьшалась с 13 до 10 мм 78.

В пределах двойного дна, простирающегося от 22 до 98-го шпангоута, было установлено по три боковых стрингера на каждый борт. Вторые от киля стрингеры, на которые опирались главные продольные переборки, были сделаны водонепроницаемыми. Впереди и позади второго дна стрингеры составлены из интеркостелей — отдельных листов толщиной 8 мм, заведенных между шпангоутами. Стрингеры, как и вертикальный киль, составлены из стальных листов длиной от 6096 до 7315 мм, соединенных между собой по стыкам с помощью планок, приклепанных с обеих сторон листов.

Сто тридцать пять шпангоутов, расположенных на равном расстоянии друг от друга (через каждые 914 мм), были составные: от верхней палубы до броневой они выполнялись из стали зетового профиля, ниже броневой палубы — из угольников и полос, переходящих в бракетные или сплошные флоры.

Наружная стальная обшивка из листов длиной 6401 мм и толщиной от 11 до 16 мм крепилась к набору внакрой двумя рядами заклепок. В средней части корпуса (в районе машинных и котельных отделений) на длине около 30 м заклепки располагались в три ряда. Толщина наружной обшивки к оконечностям уменьшалась от 18 до 10 мм. Для снижения качки вдоль корпуса корабля на длине 39,2 м устанавливались бортовые кили из стальных листов толщиной 9 мм.

В целях снижения потерь скорости крейсера из-за обрастания подводной части корпуса она была обшита деревом и медными листами. Деревянная обшивка представляла собой один слой тщательно подогнанных к корпусу и проконопаченных тиковых досок толщиной 102 мм и шириной от 254 до 381 мм, закрепленных на корпусе с помощью сквозных бронзовых болтов, общим количеством 19600 штук. Поверх дерева на густо пропитанную смолой бумагу внакрой прибивали медными гвоздями листы медной обшивки толщиной 1 мм. Масса медной обшивки с гвоздями составляла 27,06 т.

Деревянное покрытие с медными листами, а также бронзовые болты и бронзовые штевни применены для того, чтобы «...гарантировать чистоту медной подводной обшивки и расположить ее с наименьшим риском соприкосновения с железом, дабы не было гальванического действия, если вода проникнет сквозь деревянную обшивку». Высокая стоимость меди «...с избытком вознаграждается на действительной службе экономией топлива и сохранением скорости» 79.

Главные продольные переборки простирались на длину котельных отделений и изготовлялись из листов стали переменной по высоте толщины: от 10 мм в нижних до 8 мм в верхних рядах. Стыки листов со стороны котельных отделений были прочеканены. Продольные переборки нигде не пересекались поперечными, которые по высоте имели также переменную толщину. Нижний (из листов толщиной 10 мм) и верхний (из листов толщиной 8 мм) пояса имели тавровые стойки для скрепления листов между собой по пазам.

Толщина палуб уменьшалась к оконечностям до 6 мм соответственно уменьшению изгибающих моментов. Верхняя палуба имела деревянный настил из тиковых досок толщиной 76 мм. В местах установки артиллерийских орудий, кнехтов и битенгов применялись дубовые доски толщиной 89 мм. Батарейная и жилая (броневая) палубы покрыты линолеумом, а в районе шпилей положен тиковый настил толщиной 114 мм. Такой же настил на полубаке имел толщину 64 мм.

Непотопляемость крейсера обеспечивалась делением его корпуса водонепроницаемыми переборками, простирающимися от днища до батарейной палубы, на четыре главных отсека: носовой (1—35-й шпангоуты), котельный (37—75-й шпангоуты), машинный (75—98-й шпангоуты) и кормовой (98—128-й шпангоуты). Ниже броневой палубы корабль имел 13 водонепроницаемых переборок, делящих корпус на 14 отделений. Кроме двойного дна, разделенного на 15 отделений, крейсер имел 12 отделений двойных бортов (по 6 с каждой стороны), коффердамы и «клиновые» отсеки.

Крейсер имел две мачты, изготовленные Петербургским Металлическим заводом из стальных листов толщиной 8 мм. Шпоры (основания) мачт крепились к броневой палубе. Высота мачт от шпора до топа 23,8 м у фок-мачты и 21,6 м у грот-мачты; высота от верхней палубы до топа 18,2 м у фок-мачты и 17,0 м у грот-мачты. Обе мачты имели цилиндрическое сечение внутренним диаметром 762 мм. Продолжением стальных мачт служили деревянные фок- и грот-стеньги, каждая высотой порядка 10 м.

Продольный разрез крейсера «Аврора», 1903 г.

БРОНИРОВАНИЕ

Основной защитой корабля служила сплошная броневая (карапасная) палуба, выложенная из броневых плит толщиной 38 мм в горизонтальной части, а на скосах постепенно утолщавшаяся от 50,8 до 63,5 мм к бортам и оконечностям. Броневая палуба защищала все жизненно важные части корабля: машинные, котельные и румпельное отделения, погреба артиллерийского и минного боезапаса, центральный боевой пост, помещения подводных минных аппаратов. Она проходила на высоте 7 м от основной линии, приподнимаясь до 7,5 м над машинными отделениями; скосы ее опускались на 1,35 м ниже ватерлинии у бортов и на 3 м в носовой части, в районе таранного отсека. Кроме карапасной палубы защитой машинных и котельных отделений служили бортовые угольные ямы и коффердамы. Люки машинных отделений снабжены броневыми крышками толщиной 25,4 мм; 38-мм вертикальной броней защищены кожухи котельных отделений. Для защиты вентиляторных шахт этих отделений от крупных осколков служили броневые колосники.

Боевая рубка, в которой были сосредоточены все средства управления кораблем и его оружием в бою, защищалась вертикальной 152-мм броневой рубашкой, 51-мм крышей из маломагнитной стали и 152-мм «задней защитой» — экраном, прикрывающим ее с кормовых курсовых углов. Кроме того, 16-мм стальной «кормовой защитой» прикрывались от осколков и продольного артиллерийского огня неприятеля и от волны с кормовых курсовых углов орудия и прислуга кормовой группы на верхней палубе.

Вертикальной 38-мм броней были прикрыты от карапасной палубы до места выгрузки боезапаса и снарядные элеваторы. Труба, в которой были проложены кабельные трассы приборов центрального боевого поста, от боевой рубки до броневой палубы была выполнена из брони толщиной 89 мм. 38-мм броней были защищены и приводы управления в тех местах, где они проходили вне броневой палубы.

МАШИНЫ, ВИНТЫ И РУЛЬ

Крейсер имел три паровые машины тройного расширения. Суммарная мощность при рабочем давлении пара в машинах 12,9 атм и в котлах 17,2 атм равнялась 11610 л. с. Каждая из трех машин развивала мощность по 3870 л. с. при частоте вращения вала 135 об/мин. Машины имели по три цилиндра — высокого (12,9 атм), среднего (5,5 атм) и низкого (2,2 атм) давления с диаметрами 800, 1273 и 1900 мм соответственно. Поршневые штоки из кованой стали имели диаметр 165 мм. Длина хода поршня 870 мм. Вертикальное движение поршней преобразовывалось во вращательное движение коленчатого вала с помощью шатунов из кованой стали длиной между центрами 173 мм.

Сечение по мидель-шпангоуту: слева вид в нос справа — в корму;

Главная паровая машина крейсера «Аврора»: а — вид сбоку; б — вид сверху.

Все валы для машин были выкованы из стали и обработаны на заводах Франции и доставлены готовыми к установке. Наружный диаметр шеек каждого коленчатого вала, состоявшего из двух частей, был 330 мм, а внутренний — 165 мм. Упорный вал наружным диаметром 321 мм и внутренним 159 мм имел 11 упорных колец (дисков, выкованных вместе с валом) с общей полезной упорной поверхностью 0,9 м2; упорные подшипники открытые, с подковообразными скобами из литой стали, залиты белым металлом (баббитом). Наружный диаметр дейдвудного вала 330 мм, внутренний — 165 мм. Между упорным и дейдвудным валами бортовых машин дополнительно установлен промежуточный вал наружным диаметром 321 мм и внутренним — 159 мм.

Крейсер был оснащен тремя трехлопастными винтами из пушечного металла, близкого по составу морской бронзе, каждый диаметром 4090 мм. Лопасти крепились к ступицам болтами из кованой латуни, что позволяло изменять шаг винта. Правый и средний винты были левого вращения, левый винт — правого вращения. Руль обыкновенный, с литой бронзовой рамой, обшитой тиковым деревом и обитой листами красной меди. Площадь руля порядка 16 м2. Отношение площади пера руля к площади погруженной части корпуса примерно 0,02.

Каждая машина имела двухцилиндровые паровые валоповоротные механизмы, а также ручные приводы. Кроме того, каждая машина имела главный холодильник с охлаждающей поверхностью 629,6 м2. Общая охлаждающая поверхность трех холодильников составляла 1887,5 м2. Пар охлаждался на внешних поверхностях латунных трубок холодильника длиной 3660 мм наружным диаметром 19 мм. Один холодильник имел 2884 трубки. Прокачку забортной воды через главный холодильник производили циркуляционные помпы, размещавшиеся в каждом машинном отделении, с приводом от двухцилиндровых паровых машин. Для откачки конденсата водяной и паровоздушной смеси из паровых полостей холодильника каждая машина была снабжена одним воздушным (мокровоздушным) насосом.

Для конденсации пара от вспомогательных механизмов корабля предназначался вспомогательный холодильник с охлаждающей поверхностью 377,6 м2, снабженный собственной циркуляционной помпой. Свежий пар в каждую из машин подавался через детандер (понижающий редуктор).

Главный паропровод машин имел диаметр 279 мм, питательный — 102 мм, продувательный — 89 мм, бесшумного продувания (в холодильник) — 127 мм. Приемная забортная и отливная трубы циркуляционной помпы имели диаметр 444 мм.

Машины имели собственную систему вентиляции, в которую входили два паровых вентилятора общей производительностью 60000 м3/ч.

КОТЛЫ

Для снабжения паром главных машин и вспомогательных механизмов (вспомогательный котел не предусматривался) на корабле было установлено 24 котла Бельвиля модели 1894 г. Котлы делились на три группы: носовую, кормовую и среднюю, расположенные в соответствующих отделениях. В носовом и кормовом отделениях было установлено по восемь котлов, каждый из которых имел восемь элементов; в среднем отделении — шесть котлов, имеющих по девять элементов и два котла — по восемь элементов. Основные характеристики котлов:

Число водогрейных трубок в элементе, шт

20

Число рядов трубок

10

Наружный диаметр трубок, мм

115

Общее число трубок, шт

3960

Длина элемента, мм

2230

Общая площадь колосниковых решеток, м2

108

Общая поверхность нагрева, м2

3355

Отношение поверхности нагрева к площади колосниковых решеток

31

Рабочее давление пара в котлах, атм

17,2

Питание котлов обеспечивали 12 паровых насосов (донки) системы Бельвиля производительностью 17 м3/ч, которые устанавливались по четыре в каждом котельном отделении (по две донки на борт). Каждая группа котлов имела по две воздуходувных машины Тириона с паровым приводом. Общая производительность шести насосов составляла 3000 м3/ч. Для подачи воздуха в котельное отделение служили 12 паровых вентиляторов общей производительностью в 360000 м3/ч.

Каждое из трех котельных отделений имело свою дымовую трубу общим сечением отверстий 17,4 м2. Высота труб от колосниковых решеток 27,4 м. Котельные отделения были оборудованы вдувной принудительной вентиляцией.

На крейсере было 20 верхних и 12 нижних угольных ям общим объемом 1189,3 м3, которые могли вмещать 965 т угля (нормальный запас 912 т). Погрузка угля в угольные ямы производилась через горловины верхней палубы или бортовые угольные порты с совками. Из каждого котельного отделения на батарейную палубу выходили по две специальные шахты (по одной с каждого борта), через которые с помощью электрических лебедок удаляли шлак.

СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ

Водоотливная система предназначалась для удаления основной массы воды из отсеков корабля после заделки пробоины. Откачивание воды производилось восемью водоотливными турбинами (электрические центробежные насосы). В носовом и кормовом отсеках стояло по одной турбине производительностью 250 т/ч каждая, которые удаляли воду из отсеков через железные оцинкованные трубы диаметром 305 мм. Из машинных отделений вода откачивалась с помощью циркуляционных помп главных холодильников производительностью 800 т/ч каждая. Для удаления воды из котельных отделений служили шесть турбин производительностью по 400 т/ч (по две в каждом отделении). Вода откачивалась через отливные трубы диаметром 444 мм.

Назначение осушительной системы — удаление воды, оставшейся после работы водоотливных средств или скопившейся в корпусе из-за фильтрации, заливания подшипников, отпотевания бортов и палуб и т. п. Система состояла из трубы красной меди длиной 116 м и диаметром 102 мм, которая проходила по настилу второго дна вдоль всего крейсера от таранной переборки до дейдвудного отделения кормовой машины. Труба имела 31 приемный отросток и 21 разобщительный клапан. Осушение происходило с помощью трех паровых двухцилиндровых помп Вортингтона, каждая производительностью около 30 т/ч. Помпы размещались: одна в среднем и две в кормовом машинных отделениях.

Пожарная система состояла из магистрали — трубы красной меди длиной 97,5 мм и диаметром 127 мм, проложенной под броневой палубой вдоль правого борта от отделения носовых динамо-машин до отделения кормовых динамо-машин. Отростки от магистрали, идущие к верхней палубе, заканчивались поворотными медными рожками для подсоединения пожарных шлангов. Вода в систему подавалась двумя паровыми помпами Вортингтона. Для тушения пожара в угольных ямах служила система паротушения.

Система затопления была предусмотрена для выравнивания крена и дифферента корабля в боевых условиях, а также для затопления погребов боезапаса в случае повышения в них температуры сверх безопасного уровня. Затопление отделений крейсера производилось открыванием кингстонов, расположенных по одному в носовом и кормовом и по два в средних водонепроницаемых отсеках (в котельных отделениях): Приводы кингстонов затопления были выведены в жилую палубу.

МИННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Как уже упоминалось, понятие «минное вооружение» в те годы включало в себя как минные, так и электротехнические средства корабля.

Источниками электроэнергии на «Авроре» служили шесть паровых динамо-машин общей мощностью 336 кВт, вырабатывающих постоянный ток напряжением 105В. Четыре боевых пародинамо (фирма «Унион») мощностью по 67,2 кВт были установлены попарно на платформах под броневой палубой в носовом и кормовом отделениях динамо-машин. Две вспомогательные пародинамо (фирма «Симменс и Гальске») мощностью по 33,6 кВт размещались на верхней палубе в помещении электростанции между кормовой и средней дымовыми трубами. Потребители электроэнергии были следующие:

 

Количество

Общая мощность, кВт 80

Рулевой привод

1

15,8*

Шпилевая машина

1

64,9

Водоотливные турбины производительностью по 250 т/ч

2

29,4*

Водоотливные турбины производительностью по 400 т/ч

6

144,9*

Вентиляторы машинной, котельной и судовой систем вентиляции

34

74,9*

Лебедки снарядных элеваторов

13

66,0*

Лебедки грузовых стрел

2

33,6

Лебедки для выгрузки шлака из котельных отделений

6

15,8

Стиральная машина

1

4,7

Тестомешалка

1

4,2

Станки в механической и минной мастерских

7

2,6

Прожекторы

6

50,4*

Лампочки накаливания судового освещения

950

23,0

Всего

 

530,2

Кроме того, на корабле было предусмотрено аварийное питание от аккумуляторной батареи емкостью 30 А/ч станции ходовых огней и электрических указателей положения пера руля. Для освещения жилых и служебных помещений могли использоваться переносные пиронафтовые фонари 81.

В системе трассировки кабелей предусматривались две цепи: боевая и освещения. Для обеспечения живучести электроснабжения электрические магистральные трассы делились на четыре независимые части: носовую, кормовую, правого и левого бортов.

Минные боевые средства состояли из одного надводного выдвижного минного аппарата, расположенного в форштевне корабля, и двух подводных траверзных щитовых аппаратов, установленных на носовой платформе. Стрельба самодвижущимися минами Уайтхеда (торпедами) производилась сжатым воздухом при скорости корабля до 17 уз. Минные аппараты были жестко связаны с корпусом крейсера, и их наводка производилась кораблем с помощью трех прицелов (по одному для каждого аппарата), установленных в боевой рубке. Кроме того, по одному прицелу для траверзных аппаратов крепилось у иллюминаторов ставней погрузочных минных портов на батарейной палубе. Все помещения минных аппаратов соединялись с боевой рубкой телефонами и переговорными трубами.

Корабль принимал восемь мин Уайтхеда длиной 5,18 м, калибром 381 мм, с дальностью хода до 1500 м. Две мины хранились у носового аппарата и шесть — в отделении подводных минных аппаратов. Для погрузки мин у минных портов были установлены поворотные минбалки и проложены рельсы над батарейной палубой. Крейсер принимал также 35 сфероконических мин заграждения, которые могли быть установлены как с минного плотика, так и с парового катера или гребного бар-каза. Два корабельных паровых катера могли вооружаться съемными минными аппаратами для стрельбы метательными минами с помощью пороховых зарядов. На корабле было шесть комплектов таких мин длиной 4,57 м и калибром 254 мм, которые вместе с аппаратами по-походному размещались на выгородке машинного отделения в батарейной палубе.

Кроме того, в минную часть крейсера входили противоминные сети заграждения. Они вывешивались по бортам на специальных металлических трубчатых шестах при стоянке корабля на якоре на открытом рейде. В комплект сетевого заграждения входили 20 шестов заграждения с необходимым такелажем и собственно сети, сплетенные из металлических тросов.

Расположение подводных минных аппаратов на крейсере «Аврора» в 1903 г.: а — план помещения минных аппаратов; б — сечение по 32-му шпангоуту (см. в нос).

АРТИЛЛЕРИЙСКОЕ ВООРУЖЕНИЕ

Основным артиллерийским оружием крейсера были восемь 152-мм патронных орудий системы Канэ с длиной ствола 45 калибров (6,84 м), размещенных по одной на полубаке и юте и шесть на верхней палубе (по три с каждого борта). Две носовые пушки из числа палубных установлены на спонсонах. Максимальные углы возвышения 15°, снижения — 6°. Максимальная дальность стрельбы орудия до 9800 м, скорострельность — 5 выстрелов в минуту при механической подаче снарядов и 2 выстрела — при ручной. 82 Масса одной артиллерийской установки 11,8 т, масса 152-мм снаряда 41,4 кг, начальная скорость снаряда 792 м/с. Снаряды по своему действию делились на бронебойные, фугасные и шрапнельные.

Противоминный калибр крейсера состоял из двадцати четырех 75-мм пушек Канэ с длиной ствола 50 калибров (3,75 м) на вертикальных станках системы Меллера. Они располагались побортно, по 12 орудий на верхней и батарейной палубах. Две кормовые пушки верхней палубы были установлены на спонсонах. Дальность стрельбы 75-мм пушек до 7000 м, скорострельность — 10 выстрелов в минуту при механической подаче и 4 — при ручной. Угол возвышения 20°, снижения — 15°. Масса установки порядка 2 т, масса снаряда 4,9 кг; снаряды только бронебойные.

К противоминному калибру относились также и восемь одноствольных 37-мм пушек Гочкиса, которые размещались: четыре на боевом марсе фок-мачты, две на носовом и две на кормовом мостиках. Все пушки, установленные на верхней палубе и надстройках, щитов не имели.

Кроме собственно корабельной артиллерии, на крейсере были еще две десантные 63,5-мм пушки системы Барановского на колесных лафетах. Эти орудия придавались для усиления корабельного десанта при высадке его на берег. Пушки размещались по-походному на верхней палубе по сторонам от светлого люка офицерской кают-компании.

Артиллерийский боезапас так же, как и зарядные отделения самодвижущихся мин и сферические мины заграждения, хранился в трюме под броневой палубой в специально оборудованных погребах. Боезапас 152-мм снарядов (1414 выстрелов) размещался в четырех погребах: два погреба (№ 2 и № 5) в носовой части крейсера и два (№ 11 и № 12) — в кормовой. Снаряды к 75-мм пушкам (6240 шт.) хранились в восьми погребах, которые размещались: № 1, 3, 7 — в средней части корабля; № 9 — в кормовой, по правому борту; № 4, 6, 8, 10 — симметрично им, по левому борту. Погреб 37-мм боезапаса, в котором хранилось 3600 снарядов (по 20 штук в ящике), находился в носовой части крейсера. Второй погреб с 1200 снарядами для 37-мм пушек кормового мостика был расположен в кормовой части по левому борту. В этом же погребе хранился боезапас и к пушкам системы Барановского — 1440 снарядов (по 5 снарядов в ящике). Симметрично по правому борту находился погреб ружейных и револьверных патронов.

Снаряды 152-мм и 75-мм орудий в специальных беседках подвозили к элеваторным шахтам погребов и с помощью электрических лебедок грузоподъемностью 0,32 т для 152-мм снарядов и 0,16 т для 75-мм снарядов подавали на верхнюю и батарейную палубы. От мест выгрузки к орудиям снаряды подвозили с помощью подвесной монорельсовой системы. Боезапас к 37-мм пушкам, размещенным на боевом марсе 83 на высоте 12 м, подавался с помощью элеватора, проходящего внутри мачты диаметром порядка 762 мм.

Управление артиллерийским огнем крейсера осуществлялось с помощью приборов управления артиллерийским огнем (ПУАО), поставляемых Петербургским электромеханическим заводом «Н. К. Гейслер и К°». Система ПУАО позволяла руководящему стрельбой офицеру управлять всей артиллерией корабля и каждым орудием в отдельности. В комплект ПУАО «Авроры» входили: 2 боевых указателя; 2 сигнальных указателя; 2 снарядных указателя; 2 дальномерных циферблата — по одному в боевой рубке и в центральном боевом посту; 34 башенных циферблата, устанавливаемых у орудий; 14 снарядных циферблатов, которые размещались в погребах. Шесть дальномерных станций с дальномерными ключами располагались: 2 на марсах и 4 в любом назначенном руководителем стрельбой месте, удобном для измерения дистанции до цели 84.

Дистанция до цели измерялась с помощью закупленного в Англии у фирмы «Армстронг» дальномера системы Барра и Струда. Дальномер имел базу 4,5 фута (1,38 м) и должен был обеспечивать измерение дистанции с ошибкой не более ± 1 % от измеряемой величины. На самом деле первые дальномеры имели гораздо большую погрешность, но все же они оказались точнее и удобнее применяемого для измерения дистанции микрометра Люжоля — Мякишева, который был на вооружении русского флота. 85 Микрометр позволял решать вертикальный прямоугольный треугольник по известному катету (высоте предмета) и противоположному углу, измеряемому прибором. Таким образом, для определения дистанции до цели с помощью микрометра надо было точно знать высоту ее надводного борта, мачт и надстроек, что было не всегда известно. Тем не менее в снабжение «Авроры» наряду с одним из двух положенных по табелю дальномеров 86 входили и четыре микрометра Люжоля — Мякишева.

СВЯЗЬ

Внешняя связь корабля обеспечивалась сигнальными флагами, поднимавшимися в определенных сочетаниях на фалах рей фок- и грот-мачты. В качестве сигнальных средств могли использоваться и «боевые фонари Манжена» — прожекторы с диаметром зеркала 75 см. Основным их назначением было освещение в темное время атакующих неприятельских миноносцев — отсюда их название «боевые». «Аврора» была вооружена шестью прожекторами. Из них два прожектора устанавливались на полумарсах фок- и грот-мачты на высоте от ватерлинии 8,5 и 7,9 м соответственно, и четыре прожектора — на крыльях носового и кормового мостиков. Для предохранения этих прожекторов от повреждения при стрельбе своей артиллерии их можно было отодвигать по специальным рельсам от концов крыльев ближе к диаметральной плоскости. Все шесть прожекторов с помощью двух дистанционных электрических манипуляторов, разработанных лейтенантом П. П. Азбелевым, могли наводиться по направлению ожидаемой минной атаки.

Для ночной дальней зрительной сигнализации на крейсере были установлены два комплекта огней системы полковника В. В. Табулевича. Это новое по тем временам средство было только что принято на вооружение и состояло из двух фонарей красного и белого цветов. Для усиления силы света огней применялся специальный горючий порошок, позволявший при благоприятных метеорологических условиях видеть огни на расстоянии до 10 миль. Сигнализация осуществлялась передачей цифр по азбуке Морзе, причем точка обозначалась вспышкой белого фонаря, а тире — красного. Фонари поднимались на специальном гафеле фок-мачты.

Совершенно новым средством связи должна была стать станция беспроволочного телеграфирования, которая состояла из искрового передатчика и детекторного приемника. Однако изготовление комплекта этой аппаратуры для «Авроры» еще не было завершено в радиомастерских Кронштадтского порта 87.

Наблюдение на крейсере осуществлялось с помощью традиционных в то время средств — зрительных труб и биноклей.

ЯКОРНОЕ УСТРОЙСТВО И ШЛЮПКИ

«Аврора» по табелю имела семь якорей — три становых (один из них запасной) и четыре вспомогательных. Становые якоря системы Холла со штоками размещались на подушках правого и левого бортов, запасной — на подушке правого борта. Масса каждого якоря 4,32 т, способ уборки якорей — вертикальный. Вспомогательные якоря — адмиралтейские, с убирающимися стальными штоками, размещались: стоп-анкер массой 0,96 т горизонтально на левом борту, верпы — один массой 0,72 т на правом борту и два по 0,32 т на кормовой защите верхней палубы по правому и левому бортам. Становые якоря снабжались якорными канатами (цепями) калибром 63,5 мм с контрфорсами и длиной по 320 м (длина запасной якорь-цепи 213 м). Уборка якорей производилась с помощью оригинального шпилевого устройства, разработанного на Адмиралтейском Ижорском заводе и примененного впервые на крейсерах этой серии. В устройство входили электрическая шпилевая машина и четыре шпиля. Машина размещалась на броневой палубе, два якорных шпиля — на батарейной палубе. Два швартовных шпиля, соединенных одним общим шпинделем (валом), размещались друг над другом, один на батарейной палубе, другой на верхней, под полубаком. Шпилевая машина снабжена устройством, позволявшим вращать отдельно любой из шпилей. Машина имела две скорости выборки цепи: 1 и 8,3 м/мин. На случай выхода из строя электрической шпилевой машины была предусмотрена ручная выборка якорь-цепи с помощью вымбовок.

Якорное устройство (1902—1935 гг.): а — боковой вид; б — палуба бака.

В качестве спасательных средств, для связи с берегом и производства различных работ крейсер имел два паровых катера, два барказа (18- и 16-весельные), два гребных катера (14-и 12-весельные), два 6-весельных вельбота и два 6-весельных яла. Спуск и подъем этих шлюпок производился с помощью шлюпбалок (для паровых катеров с механическим приводом). В походном положении катера и барказы размещались на рострах, на кильблоках, а вельботы и ялы — на шлюпбалках. 88

УПРАВЛЕНИЕ

Управление крейсером и его техническими средствами могло осуществляться с четырех пунктов: из боевой рубки, боевого центрального поста, ходовой рубки и кормового мостика. Аварийное управление предусматривалось из румпельного отделения.

Главный командный пункт, если следовать принятой в наше время терминологии, размещался в боевой рубке, откуда осуществлялось управление кораблем в бою. Здесь были сосредоточены все необходимые для этого технические средства: путевой магнитный компас, штурвалы рулевого управления, электрический указатель положения пера руля, машинный телеграф, тахометры, ПУАО, прицелы всех трех минных аппаратов, педали колоколов громкого боя и внутрикорабельные средства связи (переговорные трубы и телефоны) со штурманской рубкой, с плутонговыми командирами 89 , помещениями минных аппаратов, погребами боезапаса, главными машинами, боевыми пародинамо и др. Эти средства были продублированы и в центральном посту (за исключением прицелов минных аппаратов), куда переводилось управление кораблем в бою в случае разрушения боевой рубки.

Из ходовой рубки, расположенной на ходовом мостике, над крышей боевой рубки, осуществлялось управление кораблем при плавании в повседневных условиях. Там были установлены лишь технические средства управления кораблем, а также прокладочный стол для графической прокладки пути корабля вахтенным офицером. При невозможности управления кораблем с постов, расположенных в его носовой части, оно переводилось на открытый кормовой мостик, также оборудованный средствами управления кораблем.

Под боевой рубкой на верхней палубе находилась штурманская рубка. В ней размещались средства, необходимые для непрерывного путеисчисления корабля: хронометр, машинные тахометры, указатель положения пера руля, кренометр. В штурманском столе, на крышке которого вел графическую прокладку пути штурманский офицер, а также в специальных шкафах хранились навигационные карты и пособия по мореплаванию, мореходные инструменты, приборы для уничтожения девиации магнитных компасов и для гидрометеорологических наблюдений. Здесь же в рубке, в специальном столике, находился хронометр, который по боевому расписанию для сохранности должен был переноситься в центральный боевой пост. Штурманская рубка была связана системой переговорных труб и звонковой сигнализации со всеми постами, где стояли магнитные компасы — в первую очередь, с ходовой и боевой рубками, центральным боевым постом, кормовым мостиком и румпельным отделением.

В кормовой части верхней палубы находилась запасная (кормовая) штурманская рубка. Рубка имела штурманский стол и была оборудована минимумом средств, необходимых для прокладки пути корабля штурманским офицером при переводе управления кораблем на кормовой мостик.

Следует отметить большую живучесть системы управления рулем корабля. Крейсер имел пять постов управления рулем, расположенных в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике и в румпельном отделении.

Благодаря применению рулевого электродвигателя и паровой рулевой машины, можно было управлять крейсером со всех постов, включая румпельное отделение, по следующим вариантам:

— с помощью электродвигателя румпельного устройства (управлял один рулевой);

— с помощью электродвигателя управления золотниками паровой машины (управлял один рулевой);

— с помощью механического привода, воздействующего на золотники паровой рулевой машины (управляли один рулевой и два матроса);

— с помощью штурвала в румпельном отделении, воздействуя непосредственно на электродвигатель рулевого устройства или золотники рулевой машины, в случае выхода из строя механического привода или повреждения электрического кабеля (управлял один рулевой);

— с помощью только штурвала в румпельном отделении в аварийном случае, при отсутствии электропитания и выходе из строя паровой рулевой машины (управляли один рулевой и пять матросов).

УСЛОВИЯ ОБИТАЕМОСТИ

Жилые помещения команды (матросов и унтер-офицеров) располагались в батарейной палубе по обоим бортам в районе от 24 до 76-го шпангоута. Большую часть времени палуба была пуста, и только на ночь в ней вывешивались подвесные койки (парусиновые гамаки с матрасами, набитыми крошеной пробкой). В дневное время они сворачивались особым образом вместе с постельным бельем, выносились на верхнюю палубу и укладывались в специальные коечные сетки (траверзы). Эти плотно увязанные «коконы», благодаря пробковой набивке матрасов, обладали плавучестью и служили в качестве спасательных средств. Личные вещи и обмундирование команды хранились в металлических ящиках — рундуках, установленных в батарейной палубе. В часы приема пищи здесь же подвешивались к подволоку (потолку) металлические, покрытые линолеумом столы и устанавливались металлические скамейки. В носовой части батарейной палубы, у диаметральной плоскости, было выгорожено помещение площадью около 11 м2 для корабельной церкви, поэтому прилегающая к ней часть палубы носила название «церковной» 90.

На жилой палубе в районе 16—35-го шпангоутов по обоим бортам были устроены 5 двухместных кают для кондукторов 91. Здесь же находилась и их кают-компания. Главный боцман крейсера, имевший кондукторское звание, жил в отдельной каюте на батарейной палубе под полубаком на правом борту.

Офицерские помещения также располагались на батарейной палубе от 76 до 135-го шпангоута по обоим бортам. Из 16 кают две (старшего офицера и старшего судового механика) были одноместными, остальные — двухместные. В середине офицерских помещений в районе 100—108-го шпангоутов от борта до борта была устроена кают-компания офицеров, в которой побортно стояли два 75-мм орудия. В корму от кают-компании размещались: по правому борту — помещения флагмана (кабинет и спальня), по левому — каюта командира и три офицерские каюты, В самой кормовой части находилась командирская столовая (салон), в которой также стояли два 75-мм орудия.

Камбуз для приготовления пищи был на верхней палубе в специальной рубке между кожухами носового и среднего котельных отделений. На батарейной палубе, у носовой части кожуха кормового котельного отделения, была устроена хлебопекарня.

Помещения медицинской части крейсера размещались на жилой палубе от 98 до 109-го шпангоута. По правому борту был лазарет на семь стационарных коек и аптека, по левому — операционная.

На жилой палубе в районе 62—65-го шпангоутов располагалась баня команды, а между 44 и 45-м шпангоутами, также у диаметральной плоскости — сушильная для белья и одежды. Прачечная, оборудованная электрической и ручной стиральными машинами, отжимальной машиной, ручным катком и пр., находилась под полубаком на верхней палубе между 2 и 6-м шпангоутами.

Для хранения двухмесячного запаса провизии, различного имущества машинной, артиллерийской, минной, шкиперской и других частей на корабле были предусмотрены специальные кладовые. Скоропортящиеся продукты хранились в холодильной камере, устроенной на кормовой платформе с левого борта в районе 100-го шпангоута рядом с помещением рефрижераторной машины. На жилой палубе между носовым и средним котельными кожухами находилась механическая мастерская, оборудованная токарными, строгальными, сверлильными и другими станками.

Воздушная рефрижераторная машина крейсера «Аврора».

На корабле был предусмотрен запас пресной воды: 135 т для судовых нужд и 332 т для питания котлов. Кроме того, два испарителя системы Круга обеспечивали кораблю 60 т пресной воды в сутки.